Статья
3 Августа 2011 8:47

Спойлер на тропе войны

Лидер «Правого дела» Михаил Прохоров запустил рекламную кампанию имени самого себя: нужно повышать узнаваемость пока еще очень слабой партии в регионах, а других хедлайнеров у «правых» пока нет.

Сюжет - совершенно нормальный и даже предсказуемый, если бы не одно «но».

Из заявлений и Прохорова, и близких к «Правому делу» технологов мы знаем, какая именно фирма обеспечивает пиар новой партии, кому эта фирма принадлежит, и на каких условиях договорились заинтересованные стороны. Содержание рекламных билбордов нам тоже известно: о правде и о переменах. Кроме того, нам известно, что Михаил Прохоров выступил против расширения Москвы и вступился за Битцевский лес, где проходит лыжня.

Что из этого следует? Проблема в том, что не следует совершенно ничего.

«Правое дело», если смотреть на декларации, - это «новая либеральная партия», которая приходит на смену совсем уже невозможным российским «либералам», умеющим только ныть и клянчить. На их фоне бизнесмен Прохоров смотрится очень выигрышно: он на судьбу не сетует, в Нью-Йорк за инструкциями не ездит и ведет себя вполне по-человечески.

Однако «поворота вправо» у Прохорова не получается. Он все делает очень технологично (в менеджерских талантах ему не откажешь), но вот на чем собственно базируется его идеология, совершенно неясно. Привлечение в партию Евгения Ройзмана и Егора Бычкова вкупе с апелляцией к «правде» и справедливости - это в чистом виде «левый поворот». Так вела себя несколько лет назад - слово в слово - уже почти умершая «Справедливая Россия».

С другой стороны, риторика Прохорова о 60-часовой рабочей неделе и предложения по изменению Трудового кодекса - из арсенала «правых».

Но есть и отдельный кейс, в который входит никак идеологически не маркированное заявление о пагубности расширения Москвы. Вообще-то любая экономически емкая идея (а изменение границ столицы - из их числа) «правыми» должна поддерживаться безоговорочно, ведь их избирателям - бизнесу любого калибра - от таких идей идет прямая выгода. Но «Правое дело» в случае с Москвой зачем-то работает против своих избирателей.

Партию Прохорова очевидно иногда «заносит влево». Затем корабль выравнивается и идет прежним курсом, иногда, впрочем, опять непонятно для чего от него отклоняясь. Со стороны выглядит диковато, но логика в таком передвижении есть.

В случае с «Правым делом» мы сталкиваемся с партией голых избирательных технологий, где процесс важнее результата и где собственно процесс диктует те или иные идеологемы, которые можно тасовать в зависимости от ситуации. Если завтра Прохорову нужно будет встать плечом к плечу с «Единой Россией», то он это сделает. Если придется брататься с коммунистами, сожмет зубы и побратается. Если логика избирательной кампании заставит «Правое дело» отбирать голоса у ЛДПР, отберет и не подумает.

Из «правых» получились не «правые» в классическом смысле этого слова, а идеальный спойлер для всех парламентских партий. И кому он нанесет больший урон, пока неизвестно. Но очевидно, что без потерь здесь уже не обойтись: кому-то придется пожертвовать электоратом - пусть и ненадолго. Ведь такова логика избирательной кампании, которая обещает быть очень жаркой.

Михаил БУДАРАГИН

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".