Статья
2845 29 марта 2010 15:37

Справка: Теракты в метро Москвы

Утром 29 марта в Москве сработали две бомбы в метро. Первый взрыв произошел на станции «Лубянка» в 07:57 утра, второй - на «Парке культуры» - в 08:37 утра. В результате терактов погибли около 40 человек, пострадали более 60 человек.

Впервые теракт в московском метрополитене был совершен в январе 1977 года: взрыв, унесший жизни семи человек, прогремел в поезде между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Подозреваемые в организации взрыва были задержаны спустя три месяца после произошедшего. Через три дня после вынесения судом, проходившим в обстановке строжайшей секретности, приговора все трое обвиняемых были расстреляны, пишет деловая газета «Взгляд».

Спустя 19 лет столичное метро потряс новый теракт. Второй в истории метрополитена взрыв прогремел в июне 1996 года в поезде, следовавшем со станции «Тульская» на станцию «Нагатинская». В результате сработавшего самодельного взрывного устройства фугасного типа, мощность которого оказалась эквивалентна 1 кг тротила, четыре человека погибли, еще 14 получили различные ранения. Ответственность за подрыв поезда взяли на себя чеченские террористы, однако дело так и осталось нераскрытым.

В августе 2000 года в подземном переходе станции «Пушкинская» произошлааналогичная трагедия, стоявшая жизни 13 пассажирам.

В феврале 2001 года новый взрыв прогремел на станции «Белорусская», однако из-за того, что бомба была заложена под тяжелую мраморную скамью, смягчившую удар, происшествие обошлось без жертв.

2004 год ознаменовался самыми масштабными терактами в московском метро. Приведенное в действие террористом-смертником взрывное устройство мощностью 4 кг тротила в перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» в феврале этого года унесло жизни 41 человека.

Спустя семь месяцев в вестибюле станции «Рижская» смертница совершила теракт, убив девять человек. Впоследствии трое соучастников террористов были приговорены к пожизненному заключению.

Комментарии экспертов

С точки зрения терактов метро – самая уязвимая сеть города как минимум по трем причинам.

Во-первых, из метро достаточно сложно эвакуировать людей, так как это все же подземное пространство.

Во-вторых, метрополитен – один из самых популярных видов транспорта, на станциях метро единовременно могут находиться большие группы людей, в метро, в отличие, например, от офисных зданий, террористу проще быть незамеченным в толпе.

В-третьих, станции метрополитена зачастую находятся под землей, поэтому обрушение конструкции или частичное разрушение элементов декора из-за взрыва при правильном расчете может унести еще больше жизней, чем на открытой остановке (опять же тут нужно помнить и о проблемах эвакуации, на которые я уже обращала внимание).

На сегодняшний день метрополитен играет настолько важную роль во всей транспортной сети города, что не пользоваться им для большинства пассажиров просто невозможно. Можно усилить наблюдение, установить  детекторы на оружие и взрывчатые вещества, но с учетом того, какие давки и очереди бывают в метро в час пик, то можно представить, насколько трудно будет проверять каждого.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".