Статья
18 Августа 2011 15:17

Спутник сбился с курса

Спутник сбился с курса
Фото: Shutterstock

Первый российский тяжелый телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», который был запущен сегодня в 01:25 мск с космодрома Байконур, потерялся в межкосмическом пространстве. После нескольких часов совместных с западными и европейскими компаниями поисков «Экспресс-АМ4» был обнаружен на нерасчетной орбите. 

Один из измерительных пунктов на Байконуре обнаружил космический аппарат «Экспресс-АМ4» и разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной околоземной орбите, сообщил «Интерфаксу» днем в четверг источник в ракетно-космической отрасли. 

Поиски  продолжались в течение дня.

Спустя восемь часов после запуска спутника в информационных лентах появились  сообщения, что появились технические  проблемы. 

Разгонный блок «Бриз-М» ракеты-носителя «Протон-М» выполнил четыре из пяти включений двигателя для доставки спутника связи «Экспресс-АМ4» на целевую орбиту, после чего передача телеметрической информации с разгонного блока прервалась, сообщил утром источник на космодроме. 

По его словам, на «Бризе-М» мог просто отказать передатчик телеметрической информации, а сам полет блока проходит штатно. «Специалисты ожидают пятого включения двигателя разгонного блока, которое планируется в 10:18 по Московскому времени», - добавил источник. 

Однако надежды не оправдались. Уже позже в СМИ появилась информация, что не только российские, но и американские станции слежения не обнаружили спутник «Экспресс». 

Источники в космической отрасли сообщили журналистам, что это косвенно может  означать, что спутник либо утрачен, либо, частично сгорев в атмосфере, упал где-нибудь в океан. 

Аналогичное мнение высказал «Актуальным комментариям» член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш. 

«По всей видимости нерасчетно сработал разгонный блок и вместо того, чтобы доставить объект на орбиту, свел этот аппарат с орбиты вообще, после чего тот вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование», - предположил Караш. 

Точные причины взялась устанавливать специальная комиссия.  Роскосмос создал комиссию для выяснения причин сбоя при выводе на орбиту спутника «Экспресс-АМ4», сообщает «Интерфакс». 

Обнаружение спутника на нерасчетной околоземной орбите, безусловно, обнадежило создателей аппарата. Хоть аппарат и был застрахован на сумму более 7 млрд рублей и перестрахован на западном рынке, в данном случае в большей степени шла речь не о деньгах, а о чести и достоинстве космической отрасли. 

Спутник предназначен для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, телефонии, доступа к сети интернет, создания сетей связи на основе технологий VSAT. 

Первый  российский телекоммуникационный тяжелый спутник «Экспресс-АМ4»  создан на базе Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева при участии европейской компании EADS Astrium. 

Создатели предполагали, что аппарат будет работать на орбите 15 лет. 

Как сообщают СМИ, спутник был оборудован дорогостоящей новейшей электроникой, предполагалось, что его запуск станет ключевой точкой для всей российской орбитальной группировки спутников связи. Так, во время запуска аппарата глава Минкомсвязи Игорь Щеголев отметил, что запускаемый аппарат отличается «выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира». 

К тому же возникал вопрос – не поставлены ли под сомнения  другие проекты, которые намечено осуществлять с европейскими и западными партнерами. 

Так, сегодня сообщалось, что пилотируемые пуски ракеты «Союз» могут быть проведены из Южной Америки. 

Роскосмос и Европейское космическое агентство обсуждают возможность запусков пилотируемых космических кораблей с помощью ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во французской Гвиане. 

«Такие переговоры в настоящее время ведутся», - сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском. 

Ранее сообщалось, что первый пуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру с двумя спутниками для европейской навигационной системы Galileo планируется на 20 октября 2011 года. 

Российско-французское  соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области использования ракет-носителей «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре было подписано в ноябре 2003 года. 

Специально  для стартов с Куру разработана модификация ракеты «Союз-2» - «Союз-СТ». Ракета модернизирована в соответствии с требованиями европейских партнеров к безопасности, системе телеизмерений и условиям эксплуатации. 

Эксперты  считают, что сегодняшний инцидент не повлияет на запланированные проекты. 

Караш отметил, что и Россия и Европа свои условия выполнили, просто техника  дала сбой, что случается достаточно часто, но это не повлияет на осуществление  совместных проектов.

«В данном случае произошел отказ техники, это бывает, это случается и  у европейских космических аппаратов  и носителей, и у американских. И Россия тоже не исключение, бывает. Конечно, жалко, машина хорошая, дорогая, но бывает», сказал Караш, напомнив, что случались неполадки и у «Челленджера» и других аппаратов. 

Аналогичное мнение высказал «АК» и военный эксперт Илья Крамник. По его словам, история с «экспрессом» вряд ли повлияет на дальнейшее сотрудничество между странами в Космической отрасли. «Неприятно происходят всегда везде у всех. Никто от них не застрахован. Запуски еще будут», - сказал он. 

Коснувшись вопроса дальнейших перспектив самой космической отрасли, эксперты высказали различные прогнозы. Напомним, премьер-министр  Владимир Путин во время выступления на авиасалоне МАКС-2011 в Жуковском накануне отметил, что Россия вышла на четвертое место по уровню ежегодных расходов на освоение космоса. 

Он заявил, что «государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому авиакосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет».  

«Несмотря на известные трудности и в  мировой, и в нашей экономике в период ее спада, в период кризиса мы не сократили ни одной авиакосмической программы. Все финансировались ритмично и в полном объеме», - отметил Путин. 

Он подчеркнул, что «Россия вновь возвращается и к программам исследования планет солнечной системы». 

Эксперты считают, что Россия может вернуть свои утраченные позиции в космической отрасли. 

Так, Караш отметил, что это возможно, но только в случае, если финансирование будет направлено не на бесконечное тиражирование  ракетоносителей и кораблей «Союз», ракетоносителей «Протонов», а на создание новых проектов.  «Проще говоря, нужно вкладываться не на увеличение производства старой техники, а на создание принципиально новой. Вот тогда действительно можно будет говорить не о количественном, а о качественном лидерстве России в космосе». – отметил Караш. 

«Традиционно космическая техника является и надеждой и передовой нашей авиакосмической отрасли. У нас есть много наработок и при желании мы можем очень серьезно продвинуться в области космических исследований. Здесь можно вспомнить запущенный недавно новейший  телескоп, который по своим возможностям уже давно превзошел находящийся на орбите Хаббл», - сказал Караш «Актуальным комментариям».  

 

Комментарии экспертов
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Я считаю, что пропажа спутника может повлиять на дальнейшие космические проекты с Европой. Правда, я не думаю, что это может повлиять стратегически, ведь неприятности происходят всегда, везде и у всех, от них никто не застрахован. Поэтому, я думаю, что еще будут успешные запуски, но будут и неудачи. Это же такое дело, - космическая промышленность. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">То, что финансирование отрасли, как сообщил Владимир Путин, значительное, и Россия вошла в четверку стран по объемам финансирования космической отрасли, не сыграет роли. Финансирование не спасает, не может и не будет спасать. Потому что когда человек вторгается в такие сферы, как космос, очень трудно предсказать определенный результат. Можно как-то попытаться максимально уменьшить число таких инцидентов, но гарантий тут никто не даст, гарантии дает тут только Господь Бог, а у него на все свои планы.</p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Закон Мерфи пока никто не отменял. Он гласит: «Если что-то может сломаться, то оно непременно сломается». И космическая техника, порой, подвержена действию этого закона в большей степени, чем иные конструкции или технологии. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Такие сбои, как правило, непредсказуемы. Пока надо разобраться в причинах этой внештатной ситуации. По всей видимости, нерасчетно сработал разгонный блок и вместо того, чтобы доставить объект на орбиту, свел этот аппарат с орбиты вообще, после чего тот вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование. Это наиболее вероятный вариант. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Нечто подобное произошло с космическим аппаратом «Марс-96» в 96-ом году. Конечно, наука и техника идут вперед, порой семимильными шагами. Но случается, что отказывает эта техника. Давайте вспомним сбой «Челинджера» или «Колумбии». Это такие наиболее яркие примеры. Космическая техника ведь очень сложная, и не всегда удается со 100-процентной уверенностью гарантировать работу тех или иных узлов. Будем надеяться, что соответствующие выводы будут сделаны на основе анализа причин этого сбоя и подобное больше не повторится. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Будущие проекты, намеченные с европейцами или американцами, от этого инцидента не пострадают.</p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Какое тут может быть влияние оказано на готовность России или Европы работать вместе? Если бы Россия не заплатила Европе за работу или Европа сделала свою часть работы, а Россия нет, тогда можно было бы усомниться в надежности партнерских отношений. Но в данном случае произошел отказ техники. Это случается и у европейских космических аппаратов и носителей, и у американских, и Россия тоже не исключение. Конечно, жалко, машина хорошая, дорогая, но бывает. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Что касается перспектив космической отрасли как таковой и планов вернуть утраченные позиции, то, на мой взгляд, они будут реальны лишь в том случае, если финансирование будет направлено не на бесконечное тиражирование ракетоносителей и кораблей «Союз», ракетоносителей «Протонов», а на реализацию новых проектов.  Проще говоря, вкладываться надо не в увеличение производства старой техники, а на создание принципиально новой. Вот тогда действительно можно будет говорить не о количественном, а о качественном лидерстве России в космосе. Я люблю приводить такой просто пример. Если волжский автомобильный завод в год выпускает «Жигулей» в 10 раз больше, чем всем известная автомобильная фирма в Англии Bentley, то это же не значит, что «Жигули» в 10 раз лучше Bentley или Россия впереди Англии в области автомобилестроения. Поэтому очень важно чтобы в космической отрасли был обеспечен именно качественный, а не количественный рост.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".