Сроки губернаторов
Важнейшие события недели были связаны с кадровой политикой Центра.
После наделения полномочиями новых губернаторов Архангельской и Волгоградской областей Игоря Орлова и Сергея Боженова на повестке дня смена власти в Томской области. Фаворитом в списке кандидатов на пост главы региона, который был представлен на рассмотрение президента руководством «Единой России», изначально выглядел Сергей Жвачкин, выбор Центра в его пользу закономерен. Новый губернатор (утверждение в должности еще предстоит) имеет богатый опыт работы в предприятиях топливно-энергетического комплекса региона, но в последнее время работал за его пределами, поэтому для томской элиты он выступает, скорее, федеральным кандидатом, политические приоритеты которого не известны. Основные ожидания, связанные с приходом нового главы области, касаются модернизации системы управления (административная «вертикаль» уходящего губернатора Виктора Кресса перестанет работать, так как речь не идет о передаче власти по принципу преемственности) и ротации кадров, а также перспектив начатых ранее инвестиционных проектов, прежде всего, в сфере развития инноваций.
Кроме того, в медийном пространстве возобновилась дискуссия о целесообразности ограничения срока пребывания в должности глав регионов двумя сроками (подряд). В ходе встречи с представителями Общественного комитета сторонников Дмитрий Медведев предложил ограничить время пребывания в должности губернатора двумя сроками действия полномочий (в большинстве случаев срок составляет 5 лет). Он уточнил, что в данном случае продолжит действовать правило о том, что закон обратной силы не имеет, однако высказался о целесообразности применения подобной нормы в будущем, наряду с проведением прямых выборов глав субъектов. Отметим, что выборы сами по себе создают «фильтр» для обеспечения сменяемости власти, в этом случае нормы о двух сроках можно рассматривать как дополнительную меру, снижающую возможность злоупотреблений.
Ограничительные меры не являются принципиальной новацией: приоритеты кадровой политики, связанные с обеспечением регулярной ротации глав субъектов, были обозначены Дмитрием Медведевым вскоре после вступления на президентский пост. Эти решения соответствуют настроениям значительной части населения: люди зачастую «устают» от губернаторов-долгожителей вне зависимости от того, насколько эффективными были их решения, что подтверждается социсследованиями. Вместе с тем, стоит учесть, что сложность подбора кандидатур и необходимость учета специфики ситуации в каждом конкретном регионе затрудняют реализацию идеи регулярной сменяемости региональной исполнительной власти на практике.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры