Статья
371 23 октября 2009 0:00

США и Судан

19 октября 2009 года в Вашингтоне государственный секретарь США Хиллари Клинтон в присутствии специального представителя США по Судану Скотта Грейшена и постоянного представителя США в ООН Сьюзан Райс представила новую стратегию администрации Барака Обамы по Судану. Суданская платформа демократического кабинета преследует три цели – окончательное урегулирование конфликта в провинции Дарфур; выполнение положений Найвашского мирного соглашения (Всестороннего мирного соглашения) от января 2005 года, положившего конец войне между Северным и Южным Суданом и создание официальным Хартумом условий для того, чтобы страна снова не стала «зоной безопасности» для международных террористов. В тексте суданской стратегии Белого дома подчеркивается, что «если правительство Судана предпримет действия по улучшению ситуации в регионе и достижению мира, будут поощрения (стимулы). Если нет, США и международное сообщество окажут (на Судан) повышенное давление».

Официальное обнародование суданской стратегии США - политическое действие, фиксирующее внимание администрации Обамы к Африке. Несмотря на то, что текущие ключевые вопросы внешнеполитической повестки дня демократического кабинета формируются содержанием американской активности в Европе, а также на Ближнем и Среднем Востоке, Белый дом нашел время для того, чтобы обозначить сохранение своего присутствия в регионе Магриба и Восточной Африки. Тем самым Соединенные Штаты подтвердили, что, несмотря на внутренние (финансово-экономические трудности) и внешние (военные операции в Ираке и Афганистане) проблемы, они остаются ведущей сверхдержавой, глобальные интересы которой простираются по всей территории планеты.

Оглашение стратегии по Судану демонстрирует, что действующее американское руководство смогло сформулировать комплекс долгосрочных приоритетов собственной политики в отношении данной страны. Белым домом была выработана всесторонняя программа активности на суданском треке, которая должна определить системное содержание диалога по линии Вашингтон-Хартум. Об этом свидетельствует как сам текст стратегии, так и тот факт, что она содержит «Секретное приложение» (обнародовано не было), в котором определены конкретные детали предметной политики Соединенных Штатов в отношении Судана и сроки её реализации. «Утечка» информации о наличии приложения, организованная представителями Государственного департамента, должна показать «глубину» и системность американской редакции решения комплекса суданских проблем в противовес политике, проводящейся в отношении Судана Китаем и Россией. В этой связи особенно важно, что представление стратегии состоялось вскоре после Международной научно-практической конференции по суданской проблематике, прошедшей в Москве 6 октября, участие в которой приняли спецпредставители по Судану от ООН, ЕС, КНР, Нидерландов, США, Финляндии и Швеции.

Стратегия демократического кабинета по Судану ориентирована на «перезагрузку» отношений с Хартумом. 19 октября администрация Обамы заявила, что намерена пересмотреть прежние подходы США к суданской проблематике, добившись качественного повышения эффективности своего курса. При этом одной из важных составляющих такой формулы активности выступает большее внимание к мнению политического режима республики, возглавляемого президентом Омаром Хассаном аль-Баширом. Об этом говорит тот факт, что Америка предложила Судану полноценный политический диалог в обмен на самостоятельное урегулирование внутренних конфликтов. Таким образом, Белый дом дал понять, что готов к нормализации двустороннего диалога с Хартумом и кардинальной трансформации его предметного содержания.

В международном контексте активизация США на суданском треке представляет угрозу для интересов Китая и России. Выступив с программой долгосрочной активности в отношении Хартума, Вашингтон дал понять, что является единственным центром силы, определяющим будущее режима аль-Башира. А это значит, что перспективы развития китайско-суданских и российско-суданских отношений фактически находятся в его руках. Подобная расстановка акцентов подразумевает, что Пекину и Москве придется ответить на суданские амбиции Белого дома качественной трансформацией своей политики в отношении Хартума. Речь идет не просто об учете мнения США, а о создании такого политического «климата» во взаимодействии с Суданом, который бы оказался невосприимчивым к американскому давлению.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".