США представили F-22 «Раптор»
Российские специалисты прокомментировали показательные полеты американского самолета пятого поколения F-22 «Раптор», которые состоялись на международном авиационно-космическом салоне FIDAE-2010 в столице Чили Сантьяго.
Показательный полет американского F-22 прошел в условиях повышенных мер безопасности. Несколько десятков коммандос чилийских вооруженных сил оцепили территорию взлетно-посадочной полосы. По периметру территории заняли места снайперы, которые контролировали прилегающие территории. Два вертолета чилийских ВВС барражировали в районе взлетно-посадочной полосы, с которой совершал взлет американский истребитель, обеспечивая его безопасность, пишет деловая газета «Взгляд».
После взлета «Раптор» семь минут выполнял демонстрационные полеты над территорией аэропорта Сантьяго имени Артуро Мерино Бенитеса. Полеты проходили на малых, средних и больших высотах. Во время одного из пролетов на малой высоте (около 70-120 метров) пилот «Раптора» открыл фюзеляжные люки, так что зрители отчетливо могли видеть четыре ракеты, которые находились в центральной части фюзеляжа F-22.
Российские эксперты, которые наблюдали за полетом, сообщили, что «F-22 является действительно новейшим авиационным комплексом пятого поколения».
Один из экспертов в области ВВС сказал: «Особенно впечатляют его летные характеристики».
По его словам, подобные демонстрационные полеты F-22 проводятся впервые.
«То, что мы увидели, свидетельствует о том, что американская авиационная промышленность сделала большой рывок вперед и по ряду параметров догнала российских конструкторов», - сказал источник.
Он, в частности, отметил, что авиационный комплекс F-22 меньше по габаритам в сравнении с российским самолетом Су-35, на котором испытывается ряд технологий российского самолета пятого поколения Т-50.
При этом источник отметил, что даже во время демонстрационных полетов F-22 были заметны недостатки, которые есть у «Раптора».
Российский эксперт сказал: «Не буду акцентировать внимание на этих недостатках, пусть их оценивают наши разработчики, но отмечу, что у F-22 есть проблемы с его системой скрытности. Этот самолет могут фиксировать наши средства обнаружения, несмотря на то, что в самолете заложены технологии (геометрической малозаметности) «стелс».
Анатолий Долинин, историк науки и техники:
Говоря о том, что у «F-22 есть проблемы с системой скрытности», важно понимать, что по большинству аппаратов, собранных по «стелс-технологии», независимых данных по заметности нет, потому что экспертная оценка этой информации повысит их уязвимость.
Есть мнение, что ВВС США в мирное время для маскировки уровня скрытности стелс-аппаратов оснащает их линзами Люнеберга. Плюс ко всему часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, нельзя исключать и намеренной дезинформации.
Именно поэтому я бы не торопился говорить о серьезных проблемах F-22 – хорошо бы, конечно, только слабо верится.