Комментарий
16 Октября 2008 23:18

Старые мехи

<p>Интернетизация российского образования и развитие Сети открывают серьёзные перспективы как в плане дистанционного обучения, так и в смысле изменения общей философии средней школы.</p>
<p>Переход отечественного образования на новый уровень не просто возможен, он жизненно необходим. Однако к сожалению, новое вино очень трудно влить в старые мехи, и, по сути, все инновационные сюжеты упираются в непроницаемую стену: в условиях нынешней системы образования де-факто просто некому реализовывать что-то новое.</p>
<p>Очень долгое время за инновации в образовании, да и просто за какое-то движение вперёд выдавалась перелицовка самых разных старых учебников, программ и идей, которые были хороши и интересны и даже работали, но только в то время, когда они и были придуманы. То есть мы берём программу 20-летней давности, каким-то образом её меняем, что-то добавляем, пририсовываем стрелочки и получаем инновацию, за которую отчитываемся перед руководством. К сожалению, это – не инновация, не прорыв, не новые горизонты. Просто попытки – довольно слабые – хоть как-то поспеть за временем.</p>
<p>Нынешний школьный (в вузах ситуация немногим лучше, но она тоже достаточно трудная) преподавательский состав не в состоянии реагировать ни на один из современных вызовов. Люди, пришедшие в образование в каком-нибудь 70-м году (если не раньше), до сих пор меряют мир мерками 70-го года, советской логикой максимальной предсказуемости и понятности ориентиров.</p>
<p>Да, необходима «новая кровь», но вузовская педагогическая подготовка должна быть пересмотрена кардинальным образом, потому что при конкурсе в педвузы 1 человек на место (а то и меньше), учителями берут просто всех подряд, учат кое-как те же самые не очень молодые преподаватели по совсем уж старым учебникам. Трудно надеяться, что выпускник педвуза на выходе получится прекрасным специалистом. С чего бы? </p>
<p>Мы уже столкнулись с очень жестким системные противоречием между фактической возможностью вводить инновации и реальным состоянием дел в школах. Зачастую учителя не занимаются толком ничем, кроме натаскивания на ЕГЭ и составления каких-то кип никому не нужных бумажек, которые они предъявляют как результаты своего труда. Нужно отдавать себе отчет в том, что бумажка - это не результат труда, а просто бумажка.</p>
<p> </p>Кроме того, не стоит всерьез думать, что ЕГЭ и переход на Болонскую систему образования - это и есть принципиальные, фундаментальные изменения. Все это - техника, а начинать всегда нужно с размышления о том, кто должен выйти из школы: потом уже и ЕГЭ приложится, если он необходим, и все остальное появится. Но мы так и не знает, зачем человек должен выучиться 9 или 11 классов? Нужен ли он будет после этого обществу, стране, экономике? Если из школы должны выйти просто люди, которые умеют отвечать у доски - это одно. Таких персонажей у нас вполне достаточно: вот только толку с них - никакого. Если из школы должны выйти средние работники каких-то сложных систем, винтики машины – это другое. Но и в винтиках нет особой нужды. Мировой финансовый кризис убедительно доказывает, что машины дают сбой, и поэтому воспитывать и выращивать в школе клерков уже бессмысленно: клерки сейчас стоят первыми на сокращение. Мы должны выпускать прежде всего людей, которые были бы в состоянии нормально социализовываться в меняющемся мире. Меняющийся мир - это не метафора, не пустые слова, а реальность, которая стучится в окно.
<p>Нужно спуститься с небес на землю. Любые инновационные планы должны, прежде всего очень жестко соответствовать реальной школе, тому, что в ней происходит на самом деле. То есть мало нарисовать красивый план. Нужно просто прийти в школу, посмотреть в глаза учителям и детям и понять, как это будет вообще работать. Надо выходить из кабинетов, где на бумаге все уже нарисовано и прекрасно работает, потому что, как знать, может быть, и никаких кабинетов скоро не останется вовсе.</p><br>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".