Статья
1658 22 июня 2015 17:59

Ставка на солнечные электростанции

Глава Администрации президента РФ Сергей Иванов в рамках ПМЭФ сделал судьбоносное заявление о необходимости отказаться от северного топливного завоза и развивать в отдаленных районах страны солнечные электростанции. Эксперты считают, что сама идея развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в труднодоступных регионах очень хорошая, но совсем отказаться от привозного топлива не получится. 

«На Алтае построена прекрасная солнечная электростанция. Это, конечно, не значит, что мы по всей стране должны строить солнечные станции, но у нас, в России, полно отдаленных и территориально больших регионов, где почти круглый год светит солнце. Это и Алтай, и Кавказ, и, как ни странно, Якутия, - сказал представитель Кремля. - В отдаленных регионах имеет смысл строить такие электростанции и не возить каждый год бочки с мазутом, северный завоз устраивать и т.д.», - цитирует главу Администрации президента агентство ТАСС. Иванов уточнил, что проект строительства солнечной электростанции компании «Хэвел» с огромным трудом и спорами продвигался в правительстве, когда решался вопрос о сотрудничестве двух компаний - частной «Реновы» и тогда госкорпорации «Роснано».

Читайте также Энергетика хочет «отойти» от нефти

Эксперты положительно оценивают предложение Сергея Иванова по замещению топливного завоза возобновляемыми источниками энергии. В частности, председатель научного совета по проблемам ВИЭ СПб Центра РАН Виктор Елистратов сообщил, что в настоящее время ученые Политехнического университета Санкт-Петербурга проводят исследования возобновляемых источников энергии, в том числе северных регионов, где осуществляется северный завоз. Эти исследования показали, отметил Елистратов, что можно выделить определенные зоны с высоким потенциалом ветровой энергии и достаточно хорошим потенциалом солнечной энергии для создания либо ветро-дизельных, либо ветро-солнечно-дизельных систем энергоснабжения, которые позволят обеспечить экономию дальнепривозного дизельного топлива в объеме свыше 50% замещения. По его словам, высоким потенциалом ветровой энергии обладает Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Мурманская и Архангельская области, а также Камчатка и Курилы.

Читайте также Альтернативная энергетика поможет Крыму и Дальнему Востоку

«В настоящее время выполняются исследования по заказу Минобрнауки, в которых одним из основных элементов является разработка отечественной импортозамещаемой интеллектуальной системы управления ветро-дизельной электростанции, позволяющей достичь указанного эффекта экономии дизтоплива. Ведется также разработка и внедрение так называемых модульных автономных систем энергоснабжения с единичной мощностью модуля порядка 150-250 киловатт в составе ветровой, дизельной электростанции, а если требуется  - и солнечной электростанции, которая обеспечивает высокий уровень замещения дизельного топлива. Так что это очень перспективное направление, которое может быть востребовано в  рамках развития Арктики», - заявил эксперт в интервью «Актуальным комментариям». Он уточнил, что системы комплексных ветро-дизельных электростанций уже успешно внедряются в Мурманской области.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что идея Сергея Иванова о развитии ВИЭ в труднодоступных районах правильная, однако, совсем отказаться от топливного завоза не удастся. Журавлев отметил, что сложности скрываются в мелочах, например, в том, кто будет осуществлять охрану этих дорогостоящих объектов: «Чтобы вы понимали, какие возникают вопросы. Например, белые медведи очень любопытны. Поэтому у нас огромные проблемы с погодными станциями на Крайнем Севере. На содержание большого аппарата сотрудников таких станций денег нет, а станции-автоматы валят медведи», - сообщил эксперт в интервью «Актуальным комментариям». Он считает, что в труднодоступных районах объекты ВИЭ можно ставить только рядом с населенным пунктом, а еще лучше - в нем.

Что же касается заявления Иванова о перевозке бочек мазута, то Дмитрий Журавлев сообщил, что представители Якутии неоднократно ставили вопрос о необходимости открытия в регионе НПЗ. «Я проводил два опроса, в том числе и чиновников разных регионов. И на одном из них представители Якутии предложили построить там НПЗ, чтобы не гнать нефть за тысячи километров для переработки, а потом уже бензин гнать обратно», - заявил Журавлев.

Он считает, что к идее отмены северного топливного завоза надо относиться осторожно, так как топливо все равно завозить придется: «Завоз топлива на Север никуда не денется, просто его будут осуществлять китайцы. Они к этому уже давно готовятся. Как вы думаете, зачем в Поднебесной строят мощные дизельные ледоколы, чтобы по Китайскому морю плавать? Они с радостью будут ходить на них по Северному морскому пути».

Кроме того, стоит отметить, что, по информации ряда экспертов, против активного внедрения ВИА может выступить местное население, поскольку в северных регионах часто расходы топлива для дизельных электростанций списываются, а потом эта солярка распродается другим потребителям.

Подготовила Екатерина Дейнего

3 февраля 2022 Новости
Энергетическая безопасность: почему Европа не сможет отказаться от российских ресурсов
 Энергетическая безопасность: почему Европа не сможет отказаться от российских ресурсов Европе не удастся полностью отказаться от российского газа, поскольку она на три четверти зависит от импорта топлива, считают эксперты. Одновременно с этим Европейский союз после двух лет размышлений решил, что атомная энергетика и природный газ будут временно считаться «зелеными» источниками энергии, способствующие переходу к безуглеродной экономике. Однако, как полагают аналитики, даже такой шаг не сможет удовлетворить потребности европейских стран.
28 января 2022 Новости
Высокие цены и дефицит топлива: эксперты о влиянии потенциальных санкций против России на Европу
 Высокие цены и дефицит топлива: эксперты о влиянии потенциальных санкций против России на Европу Возможные санкции против Москвы в энергетическом секторе ударят по Европейскому союзу сильнее, чем по США, отмечают эксперты. По их словам, зависимость Европы от поставок энергоносителей ослабляет позиции Запада при обсуждении ограничительных мер. 
12 февраля 2020 Новости
«Роснефть Аэро» расширяет международную сеть авиатопливообеспечения
 «Роснефть Аэро» расширяет международную сеть авиатопливообеспечения «Роснефть Аэро» расширила международную сеть авиатопливозаправочного бизнеса. Компания вышла на азиатский и ближневосточный рынки авиатопливобепечения, а также продолжает укреплять свои позиции в Европе.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".