Комментарий
1598 7 ноября 2014 13:38

Стимулом может стать перераспределение финансирования

Сергей Пикин эксперт по энергетикеСергей Пикин

Сергей Пикин
эксперт по энергетикеСергей Пикин

Президент РФ Владимир Путин назвал главной причиной продолжающегося падения цен на нефть замедление роста экономики. Еще одной причиной падения рынка нефти Владимир Путин назвал сложившиеся условия, которые позволяют манипулировать ценами в зависимости от чьих-либо интересов. Глава государства подчеркнул, что Россия не может игнорировать конъюнктуру на нефтяном рынке. Об этом глава государства заявил в интервью ведущим китайским СМИ в преддверии саммита АТЭС в Пекине, сообщает «Интерфакс».

Подробнее — в материале «Путин назвал причины падения нефтяного рынка».

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал в интервью «Актуальным комментариям» о экономических причинах падения цен на нефть и необходимых шагах для экономически эффективной организации отечественной нефтяной отрасли.

«Нефть, как и любой товар, который используется глобально, зависит от спроса и предложения. Спрос определяется ростом экономики. Экономика показывает не столь радужные темпы, особенно те точки роста, которые всегда были притяжением нефти и основными драйверами для роста её стоимости — Китай и Юго-Восточная Азия, Европа стагнирует, США добывает все больше и больше своей собственной нефти. Все это приводит к тому, что темпы роста очень-очень ограничены. В этом году четыре раза Международное аналитическое агентство пересматривало прогнозы относительно роста спроса, и с каждым разом эти прогнозы были все хуже и хуже.

Саудовская Аравия и другие страны члены картеля ОПЕК очень серьезно играют на понижение цен на нефть. Они играют на увеличение своей доли на рынке, пытаются давать покупателям скидки, увеличивать объемы добычи нефти, продажи. Это тоже негативным образом влияет на предложения. Но напрямую с политикой связывать это не стоит. Это их выбор, экономическая политика. Многие пытаются говорить о неких закулисных переговорах США и ряда стран-членов ОПЕК, например, Саудовской Аравии, но это маловероятно.

Арабы высказались вчера на конференции, что наиболее драматичная цена, когда требуется действительно серьезное решение, это 70 долларов за баррель. Причем они выразили уверенность, что такого не произойдет. В конце ноября, когда ОПЕК соберется на сессию, будут приняты какие-то серьезные решения. Можно вспомнить опыт конца девяностых годов, когда после драматичного падения цен ниже 10 долларов опускалась нефть за баррель. Россия, в том числе вместе в ОПЕК поддержала снижение квот, и это тоже в том числе оказало позитивное влияние на рынок для выравнивания спроса и предложения.

В остальном нам требуется просто повышать эффективность нашей добычи и пытаться снижать издержки, что сложно. Не стоит заниматься пока сложными проектами в ситуации, когда прогнозы по нефти и текущая ситуация, и цены не в пользу дорогих проектов. Не стоит пока вкладывать в арктический шельф. Это все инвестиции с очень не понятной рентабельностью. Лучше заниматься разработкой действующих месторождений, углублением этих месторождений, повышением их отдачи, использованием каких-то технологий. Кстати, не все из этих технологий запрещены санкциями, их можно использовать, и компании это пытаются сделать.

За девяностые и нулевые годы в силу того, что экономика глобальная, мы посчитали, что нам просто выгоднее привлекать внешние технологии и ресурсы, мы безнадежно отстали. В Советском Союзе этих технологий, связанных с гидроразрывом, с горизонтальным бурением, с повышением отдачи пластов, которые проработаны западными компаниями и переведены до промышленного освоения в нулевые годы, не было. Можно попытаться их воспроизводить, как это делает Китай, и получается это у него весьма успешно. Другой вопрос: получится ли у нас так, как у Китая. Либо должны быть специалисты, определенное развитие науки в этой сфере. Но это все очень не быстро. А нефтяные компании ожидают, что быстрее санкции отменят, чем у нас смогут воспроизвести что-то серьезное. Проще переждать.

В США драйвером роста добычи сланцевой нефти являлось не государство, оно не вкладывало финансы в науку или еще что-то. Корпорации вкладывали. Именно малый и средний бизнес являлся локомотивом этой сланцевой революции. Просто были разработаны технологии, они начали активно закупаться, оборудование стало закупаться, и тысячи компаний пошли в эту сферу.

У нас же подход несколько другой, мы пытаемся через государственные банки, госбюджет закачать по максимуму денег в госкомпании в надежде, что эти госкомпании дальше что-то пойдут развивать. Такой подход, как выясняется, не очень хорошо работает. И мы видели несколько раз — президент проводил совещание с нефтяниками, и каждый раз обращал внимание, что мы используем иностранную технику, например, танкеры, а не российские, что  мы могли бы сами это производить. И вот такие вопросы все чаще возникают именно к нашим государственным корпорациям, которые, по идее, должны заниматься этим направлением. Но стимулы не те.

Стимулом может стать перераспределение финансирования. Не надо давать «Роснефти» триллионы, причем не на развитие, а на закрытие кассового разрыва, что само по себе неразумно с точки зрения расходования федеральных денег, которые должны идти на развитие, и были накоплены как раз для этого, а не для кассовых разрывов. Лучше эти деньги распределить в качестве стимулов для развития среднего нефтяного бизнеса, который бы пошел в те проекты, в которых большим корпорациям не интересно — это не Арктика, куда требуются десятки, сотни миллиардов долларов, это не шельфы, это внутри страны, те скважины, которые оказались не востребованы, не интересны, мелковаты для крупного бизнеса. А все это может дать серьезный толчок для развития экономики, развития регионов, создания рабочих мест, налоговых поступлений и увеличения добычи, в том числе и технологий».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".