Комментарий
6409 1 Апреля 2019 20:48

Стратегический регион: как Россия планирует осваивать Арктику

Рустам Танкаев ученый, энергетикРустам Танкаев

Рустам Танкаев
ученый, энергетикРустам Танкаев
Сегодня президент России Владимир Путин и глава «Роснефти» Игорь Сечин обсудили перспективы реализации проектов в области судостроения, наращивания грузопотока на Северном морском пути, освоения Арктики. «Актуальные комментарии» поговорили с ведущим экспертом Союза нефтегазопромышленников России Рустамом Танкаевым перспективы развития Арктики.

— «Роснефть» планирует создать третий по счету кластер, и он будет находиться вблизи побережья Северного Ледовитого океана. По всей видимости, там будут найдены новые месторождения. Пока это поисковая зона, но место наиболее перспективное на всей нашей планете. Поэтому нет никаких сомнений в том, что они там найдут месторождения.

Кластеры, которые сейчас создает «Роснефть», первый из них — это Ванкорский кластер, он фактически рядом с западно-иркинским участком. Второй из них — эргинский — в середине Ханты-мансийского округа. И третий — Арктический кластер планируется к созданию.

Эти кластеры отличаются от старых комплексных территорий тем, что управление основано на современных информационных технологиях. И планирование всех производственных процессов, и логистики, и строительства технологических объектов полностью управляется при помощи современных информационных технологий. И дальнейшая их эксплуатация, то есть разработка месторождений, все это вместе позволяет очень сильно снизить затраты на добычу нефти и газа. Операционные затраты на добычу благодаря этим технологиям в «Роснефти» сейчас самые низкие в мире и составляют $3,1 за баррель. Похожие показатели только у Саудовской Аравии, у таких компаний как ExxonMobil или Shell эти показатели в несколько раз выше.

Кластер создается вблизи побережья Северного Ледовитого океана и ориентирован на развитие Северного морского пути. Во-первых, речь идет о том, что по севморпути будет сплавляться добываемая продукция: нефть, конденсат и сжиженный природный газ. Второе направление, по всей видимости, или через существующий порт, или через новый порт будет производиться бункеровка судов, которые идут по севморпути. Бункеровка судов — одно из самых прибыльных дел во всем нефтяном бизнесе, и, конечно, такую возможность «Роснефть» не упустит.

Арктические проекты, включая СМП, который, как известно, является одним из приоритетных проектов у нашего государства, предполагается, что в ближайшие несколько лет станут настолько развитыми, что их вклад в госбюджет России достигнет 30%. Товарооборот по севморпути ожидается на уровне 80 млн тонн. Причем большую часть из этих товаров, конечно, составят сжиженный природный газ, нефть и нефтепродукты. Я думаю, что этот уровень вполне достижим. Он установлен президентом. Я хочу напомнить, что в 2017 году по севморпути было перевезено 8 млн тонн товаров, и это считалось рекордом. В 2018 году было перевезено 19,7 млн тонн товаров. Рост больше, чем в 2,5 раза за год, это очень много.

На самом деле севморпуть привлекателен не только для российских товаров, просто сейчас пока еще недостаточно развита инфраструктура. Привлекательна перевозка товаров из юго-восточной азии в Европу и обратно. Путь севморпути значительно короче, чем трасса, которая проходит через Суэцкий канал. Причем там три пролива, во всех из них идут поборы за проход судов. Ничего подобного на севморпути нету. Единственное, что сейчас усложняет процесс — там есть огромные участки трассы, где просто нет портов. Поэтому предполагается, что будут созданы новые порты. Сейчас их 12, а должно быть 22. Не исключено, что один из портов будет связан с тем кластером, который планирует создать «Роснефть».

Вообще, надо сказать, что развитие Арктики — очень комплексная работа, куда входит все, начиная от социально-культурной части жилищно-коммунального хозяйства, заканчивая информационными технологиями и космическими программами. Все-все задействовано. Конечно же в этой ситуации роль «Роснефти» очень велика. Она фактически выполняет роль драйвера, локомотива, который тащит весь этот процесс освоения на себе. Кроме «Звезды», как известно, есть судоверфь рядом Мурманском. Вообще, для севморпути по плану нужно 400 судов, 200 из которых будут построены на «Звезде», часть в Мурманске. И часть на других верфях, которые сейчас действуют. Это огромная работа.

Налоговый режим для этих проектов, конечно, очень важен. Я предполагаю, что будет, видимо, такая ситуация как на Самотлоре. На Самотлоре государство дало льготы, но там это не совсем обычный процесс. Это не то, как, например, «Лукойл» получает льготы. «Лукойл» получает льготы и все. С «Роснефтью» на Самотлоре заключено инвестиционное соглашение, где речь идет не только о делении денег на периоде, когда строятся объекты, но и о делении доходов пропорционально вложенным деньгам, когда все будет работать. Поэтому здесь интересы взаимные, интересы достаточно крепкие. Я думаю, для Арктики эта схема тоже будет восстребована. Будет заключено инвестиционное соглашение на период строительства основных объектов. Будут даны налоговые льготы, а потом прибыль от их эксплуатации будет распределяться между участниками соглашения пропорционально вложенным средствам.
Комментарии для сайта Cackle
2 Декабря 2019 Новости
В Пушкинском музее при поддержке «Роснефти» открылась выставка Томаса Гейнсборо
 В Пушкинском музее при поддержке «Роснефти» открылась выставка Томаса Гейнсборо «Роснефть» выступила генеральным спонсором выставки картин блестящего портретиста и живописца, наиболее яркого и своеобразного представителя своей эпохи, одного из основателей британской школы XVIII века Томаса Гейнсборо.
28 Ноября 2019 Новости
«РН-Смазочные материалы» приступила к реализации продукции на бирже
 «РН-Смазочные материалы» приступила к реализации продукции на бирже «РН-Смазочные материалы» и «Санкт- Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) подписали договор о реализации на бирже (секция «Нефтепродукты») сырьевой и товарной наливной продукции, произведенной на предприятиях НК «Роснефть».
28 Ноября 2019 Новости
«Роснефть» стала лучшей российской компанией в рейтинге соблюдения прав человека
 «Роснефть» стала лучшей российской компанией в рейтинге соблюдения прав человека ПАО НК «Роснефть» стала лучшей российской компанией в международном рейтинге CHRB (Corporate Human Rights Benchmark) в области соблюдения прав человека. Среди ключевых критериев оценки — интеграция вопросов соблюдения прав человека в корпоративное управление.
© 2008 - 2019 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".