Статья
534 7 октября 2010 10:48

Сценарии для Москвы

Важнейшие информационные кампании недели были связаны с кадровой политикой Центра.

Ключевым событием стала смена власти в Москве: Дмитрий Медведев отстранил от должности Юрия Лужкова, назначив исполняющим обязанности мэра Владимира Ресина, курировавшего экономический блок в «команде» экс-градоначальника.  Неформальная дискуссия о перспективах решения кадрового вопроса продолжается, первые консультации с участием премьер-министра Владимира Путина как лидера «Единой России», которой предстоит сформировать список и представить его на рассмотрение президента, уже состоялись, окончательный шорт-лист кандидатов будет обнародован не позднее 11 октября.  На данном этапе можно прогнозировать назначение на пост мэра политика федерального масштаба, обладающего большим опытом управленческой работы на разных уровнях власти и имеющего широкий круг аппаратных связей.

Один из обсуждаемых сценариев - выдвижение «преемника» из состава сформированного Лужковым московского правительства. В числе потенциальных кандидатов на данном этапе рассматривается врио мэра Ресин, принявший ряд «реформаторских», отрицающих «наследие» Лужкова управленческих решений (приостановка строительства на Боровицкой площади, предложение перенести памятник Петру I), и подавший заявление о вступлении в «Единую Россию».  Кроме того, на минувшей неделе возобновилось обсуждение перспектив «повышения» близких к Лужкову политиков, имеющих опыт работы на постах глав других регионов: речь идет о губернаторе Нижегородской области Валерии Шанцеве и экс-главе Калининградской области Георгие Боосе. Однако выбор в пользу представителя действующей «команды» при очевидных «плюсах» с точки зрения стабильности управленческих механизмов выглядит маловероятным: Центр заинтересован в реформировании сложившегося в столице режима в направлении большей «открытости» федеральным игрокам и большей лояльности федеральным инициативам. Шанцев и Боос, как представляются, также не имеют значительных шансов на получение мэрского поста. Первый, будучи в августе переназначенным на пост главы Нижегородской области, призван решать комплексные проблемы регионального развития, которые усугубили разрушительные последствия летних лесных пожаров. Второй, лишившись поста главы Калининградской области по совокупности политических причин (внутриэлитные конфликты, низкий рейтинг доверия среди населения и пр.), и без учета имиджевых потерь не является достаточно сильной фигурой.

Что же касается «федеральных» персоналий, то на минувшей неделе в ходе экспертных дискуссий упоминался чрезвычайно широкий круг лиц. Отметим, что интересам Центра соответствует максимальная неопределенность круга рассматриваемых кандидатов и непредсказуемость выбора для представителей как региональной (московской), так и федеральной элиты: учитывая перспективу обострения аппаратной борьбы за московские ресурсы, в подобной ситуации Центру легче удержать в своих руках «рычаги» контроля с тем, чтобы не допустить дестабилизации. В числе наиболее «статусных» кандидатов в «преемники Лужкова» вице-премьеры Сергей Собянин, Александр Хлопонин и Сергей Иванов (впрочем, он уже опроверг возможность изменения места работы в ближайшей перспективе), первый вице-премьер Игорь Шувалов, а также министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и министр обороны Анатолий Сердюков. Из перечисленных кандидатур наиболее сильной фигурой представляется Собянин, обладающий значительным опытом управленческой работы. Он сохраняет статус влиятельной фигуры, близкой к Владимиру Путину (стоит напомнить, что премьер как лидер «партии власти» принимает непосредственное участие в процессе подбора кандидатур), и  весьма востребован на своем посту. Неформально шансы Собянина на новое назначение повышает тот факт, что глава аппарата правительства, по данным информагентств, оказался единственным из обсуждаемых кандидатов, кто был приглашен на встречу Владимира Путина с руководством «ЕР» и первым замглавы Администрации президента Владиславом Сурковым (встреча была посвящена кадровым вопросам). Вместе с тем, вполне возможно выдвижение на пост мэра иной, не «засвеченной» в медийных дискуссиях кандидатуры. Внутриэлитная борьба за сосредоточенные в столице ресурсы будет обостряться.

В Мордовии и Тюменской области состоялась ожидаемая пролонгация полномочий действующих глав: и Николай Меркушкин, и Владимир Якушев имеют репутацию эффективных управленцев, являются доминирующими фигурами на подведомственных территориях с точки зрения политического влияния, лояльны Центру и имеют достаточно высокий уровень поддержки местного населения. Эти факторы наряду со стабилизационными приоритетами федерального курса в преддверии парламентской и президентской кампаний 2011-2012 гг. обусловили кадровый выбор.

Между тем губернатор Самарской области Владимир Артяков на минувшей неделе стал объектом негативной информационной кампании: в СМИ распространились слухи о возможной досрочной смене власти в регионе. Эту PR-акцию стоит рассматривать в контексте обострения внутриэлитных противоречий в борьбе за пост мэра Самары: предвыборная кампания традиционно носит конфликтный характер. Итоги выборов 10 октября окажут значительное влияние на расстановку сил, на данном этапе наиболее вероятным сценарием выглядит победа члена регионального «кабинета министров» Дмитрия Азарова, который баллотируется при поддержке Артякова, хотя не исключено, что его отрыв от основного соперника в лице действующего мэра Виктора Тархова будет невелик. Продвижение на пост мэра лояльной кандидатуры – стратегическая задача главы области, который стремится контролировать региональный центр и тем самым приобрести дополнительные ресурсы влияния.

Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".