Статья
1458 20 мая 2011 19:42

Суд да дело

Президент РФ Дмитрий Медведев выступил сегодня на Первом международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. По словам президента, судебная система в России стала более открытой и более доступной для общества.
 
«На мой взгляд, все-таки произошло повышение открытости и доступности судебной системы для общества», - сказал глава государства.
 
По его словам, позитивные изменения в системе организации правосудия происходят и в гражданском, и в арбитражном, и в уголовном делопроизводстве, передает «Интерфакс».
 
Кроме того, сказал Дмитрий Медведев, Россия все больше развивает сотрудничество с иностранными юрисдикциями. «Уже совсем не экзотическими являются случаи, когда российские суды применяют обеспечительные меры в поддержку иностранного судебного или арбитражного решения», - подчеркнул президент.
 
В то же время он предостерег от попытки одной страны распространить свою юрисдикцию на другие государства.  «На мой взгляд, являются опасным попытки распространения своей юрисдикции на окружающие государства, то есть превращения своего странового правосудия в глобальное», - сказал президент.
 
По его словам, процесс гармонизации законодательств «не может подменяться прямым распространением правил одного государства на территорию другого». «То есть становиться механическим копированием норм. У всех у нас своя история, свои представления о справедливости, свои традиции, наконец», - отметил президент РФ.
 
Он добавил,  что в мировой правовой сфере «есть международные суды, их потенциал не исчерпан, есть третейское разбирательство».
 
Дмитрий Медведев также назвал «абсолютно неверным и очень тревожным тезис о том, что изначально какая-либо правовая система лучше, чем какая-либо другая, или она прозрачнее ее».
 
«В этом смысле на участников правовых отношений не должно быть никакого давления», - подчеркнул глава Российского государства.
 
Президент также предостерегает от злоупотребления правом в международных делах. 
 
«В современных условиях необходимы принципиально новые механизмы, позволяющие решать проблемы экстерриториальности и взаимодействия международного и национального права. Иначе пробелы в правовом регулировании приведут к неразрешимым разногласиям и конфликтам», - заявил Дмитрий Медведев.
 
«Следует помнить о недопустимости злоупотребления правом в международных отношениях, об уважении взаимных интересов», - подчеркнул он.
 
По мнению главы российского государства, совершение любых принудительных действий в отношении гражданина какой-либо страны, а тем более его выдача другому государству должны осуществляться только с учетом его гражданства.
 
Как отметил президент РФ, сегодня государства и их объединения уже не являются единственными участниками международных отношений. По его словам, существует масса популярных и авторитетных негосударственных организаций, чья роль в международных отношениях становится все более активной.
 
«Мы становимся свидетелями формирования новых автономных негосударственных правовых режимов, которые живут по своим принципам и законам, и мы как юристы не вправе их игнорировать», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
 
Стремительное развитие информационных технологий не позволяет зачастую, по его словам, привязать ту или иную сделку к национальному законодательству, а электронная торговля очень часто существует вне государственных границ и юрисдикций. «Убежден, что процесс глобализации права будет продолжаться, и мы - и лидеры государств, и практикующие юристы - должны давать на это свой ответ», - отметил Дмитрий Медведев.
 
При этом он подчеркнул, что направления развития права должны определяться в результате диалога между политиками, юристами, учеными, предпринимателями и гражданским обществом.
 
«Право является мерой свободы. Это институт, при помощи которого формируется сегодня безопасное развитие цивилизации, достижение компромисса по всем вопросам. Развитие права не остановить, как не остановить глобализацию современных международных отношений», - подчеркнул президент РФ.
 
Напомним, что немногим ранее, также в Петербурге, но уже на конференции, приуроченной к 65-летию Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин говорил  важности институтов международного права, подчеркнув, что чрезмерное их применение может привести к доминированию над национальными суверенитетами воли сверхдержав.
 
«Чрезмерное использование институтов международного правосудия может привести к тому, что такое правосудие становится не международным судейским арбитром, а механизмом в руках какой-либо из сверхдержав или группы сильных государств», - сказал тогда Зорькин.
 
 «Такая трансформация неизбежно приведет к подмене правосудия как такового, замене его тривиальным сведением счетов, произволом, облеченным в форму судебных вердиктов», - сказал Зорькин.
 
Еще более опасная тенденция, по мнению председателя КС РФ, - «присвоение функций международного правосудия национальными судебными системами некоторых крупных государств».
 
«Безусловно, приветствуя инициативы США в деле борьбы с коррупцией, терроризмом и наркоторговлей, мы, тем не менее, не можем не признать, что некоторые из этих инициатив чересчур расширяют юрисдикцию американских законов, делают зонами их юрисдикции почти весь мир», - сказал председатель КС РФ.
 
По его мнению, интернационализация правосудия - крайняя мера, направленная на то, чтобы заменить национальное правосудие там, где оно очевидным образом уже не может работать по причине краха национальной государственности - такого, какой имел место в 1945 году в Германии. 
 
Дмитрий Медведев также заявил, что России необходимо кардинально менять отношение к инвалидам.
 
«Это очень трудная тема, особенно для нашей страны, где, к сожалению, культура общения с детьми-инвалидами и вообще с инвалидами на очень дремучем уровне», - сказал глава государства.
 
Говоря о культуре общения с инвалидами, Медведев отметил: «Мы должны ее менять, а не просто разводить руками и говорить: "Вот какие мы несознательные, какие мы слаборазвитые, насколько мы не подготовлены"».
 
Президент заявил, что готов рассмотреть вопросы совершенствования законодательства и облегчения работы тех, кто осуществляет помощь детям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями.
 
«Только тот, кто этим занимается, по-настоящему знает, насколько это трудно и насколько это зачастую неблагодарная работа, особенно в наших условиях», - добавил Медведев.
 
Он подчеркнул, что руководством страны предпринимаются шаги для того, чтобы такие организации чувствовали себя востребованными и находились под защитой закона, однако добавил, что проблем в этой области по-прежнему хватает. 
Комментарии экспертов
В нулевые годы фактически была сформирована совершенно новая правовая система России.  Дело в том, что у нас с политологической точки зрения новая эпоха, - посткоммунистическая, - начинается году в 91-92, а если брать юридическую точку зрения, то новая эпоха у нас началась только в нулевые годы, потому что в 90-е годы у нас не существовало новой правовой системы. То есть, была либо старая советская правовая система, либо старый советский уголовный кодекс и  т.д. и т.п., либо, где нельзя было применять советское законодательство, действовало так называемое указное право, то есть указами президента регулировались отрасли, которые должны регулироваться на самом деле законами или кодексами, сборниками законов. То есть  у нас только в нулевые годы более или менее сформировалась надлежащая правовая база для нормального функционирования уже постсоветской новой демократической России, причем даже не к 2000 году сформировалась, а к 2005-2010.  
 
И вот только сейчас можно говорить о том, что мы существуем в новой правовой системе, которая не только сформирована, но и которую можно уже дальше совершенствовать с помощью точечной настройки. И, на самом деле, это очень важно, потому что у нас всегда принято рассчитывать на некоторое чудо, панацею, что президент скажет, подпишет указ и сразу весь негатив исчезнет. На самом деле, надо, конечно, формировать не личности. В нормальной стране все зависит не столько от личности, сколько от институтов, и это институты как раз и предусмотрены законодательством. И вот только-только в России сформировались нормальные институты, и есть практика функционирования, и исходя из этой практики можно в дальнейшем совершенствовать их работу. 

Я думаю, что здесь, конечно, существует гораздо более широкая база прецедентов, чем операция против Усамы Бен Ладена. Из последних прецедентов я бы назвал не столько эту ситуацию, а столько то, что сейчас происходит в Ливии, когда мандат в том числе и Россия выдавала на одно, а коалиция западных стран делает совсем другое. На что сейчас указывает, в том числе, президент, который авторизовал мандат на предотвращение насилия в Ливии.

И здесь Медведев консолидируется с председателем конституционного суда Зорькиным, который буквально несколько дней назад указал на недопустимость случаев, тенденций, когда международное законодательство, которое должно учитывать интересы всех или большинства игроков, подменяется законодательством национальным, в первую очередь, законодательством Соединенных Штатов и, в меньшей степени, европейским законодательством.

Так что встает очень серьезная проблема: международное право – это совокупность норм которые принимается большинством игроков, большинством субъектов международного права, а не навязывается каким-либо одним или несколькими субъектами, пусть и весьма влиятельными, в качестве некой константы. Здесь Медведев очень осторожно, без персонификации, в отличие от Зорькина, критикует попытки США, в первую очередь, во вторую очередь, Европы, навязать всему миру собственные порядки, собственное видение ситуации.

Президент указал на тренд, который вызывает недовольство все большего числа стран так называемых развивающихся. Я думаю, что здесь Медведев чувствует некую тенденцию и будет стоять у истоков новой тенденции, которая заключается в том, что развивающиеся страны заявляют свое желание участвовать, выработать правила игры, а не только играть по тем правилам, которые разрабатывает Запад.

В свое время в 2008 году на саммите Восьмерки незадолго до кризиса Медведев поставил вопрос о том, что необходимо Восьмерку расширять за счет развивающихся стран, и тогда это не было услышано, а буквально через несколько месяцев случился кризис и Обама заявил о том, что необходимо создавать Двадцатку. То есть тогда Медведев почувствовал тренд, другое дело, что его идею банально украли, и здесь может случиться то же самое – президент озвучил некий тренд, но к исполнению он будет принят по инициативе западных стран. Другое дело, что здесь ничего страшного нет и за авторское право держаться не следует, самое главное, чтобы эти тенденции развивались не только на благо развитых стран, но и развивающихся.  

У нас более или менее качественная правовая система, а большинство проблем сосредоточено в сфере правоприменения. Эти проблемы в большей степени связаны с неформальными, чем с формальными институтами, а также с качеством этих неформальных институтов. То есть с взаимоотношением бизнеса и судебной системы, бизнеса и административного аппарата исполнительной власти и судебной системы. Большая часть систематических нарушений, которая беспокоит инвесторов и негативно влияет на инвестиционный климат, не говоря уже об обычных гражданах, таких как рейдерство, связаны именно с неформальными практиками, то есть попросту говоря с коррупцией в судебной системе, в исполнительной власти и с низким качеством деловой культуры.
 
Потому что, по большей части, инициаторами нарушений прав собственности являются их коллеги и конкуренты. И эти неформальные нормы изменить гораздо сложнее, чем реформировать законодательство. Хотя законодатели активировали далеко не все механизмы борьбы с коррупцией. Многие рекомендуемые международными конвенциями нормы по борьбе с коррупцией, такие как контроль над расходами чиновников и использование института конфискации в нашем законодательстве не инкриминируется. 
 

Если можно говорить о прогрессе в формировании правового государства, то о косметических улучшениях и отладках в том, что касается сферы законодательства.  Прогресса в том, что касается правоприменительной практики и неформальных институтов, которые делают Россию страной с негарантированными институтами прав собственности, с дефицитом ощущения безопасности, защищенности правовой гражданами, прогресса в этом смысле я не вижу.  

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".