Статья
8960 24 апреля 2011 9:42

Светлое воскресение

Христиане всего мира отмечают праздник Светлого Христова Воскресения. Это - главное  событие года, символизирующее торжество жизни. Этот воскресный праздник с огромным удовольствием отмечают все - и верующие, и неверующие.
 
Этот праздник еще называют Пасхой, то есть Днем, в который совершился переход от смерти  - к жизни и от земли - к Небу. Пасха для нас - празднество, которое утверждает одну истину: смерть побеждена Воскресением.
 
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.
 
Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?».
 
Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
 
Как все традиционные праздники, он полон разных правил и  символов. Из обрядов к Пасхе приурочен лишь обычай красить яйца и выпекать куличи. От этой традиции россияне не отказывались даже в годы советской власти, когда в чести был атеизм.  В те времена также не была утрачена традиция вспоминать ушедших в мир иной близких и родных.
 
Сегодня, когда атеизм уже не является идеологией государства, многие россияне соблюдают и церковные обряды, присущие этому празднику.
 
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье. 
 
По данным соцопросов, как пишет «Интерфакс»,  Пасху празднуют в целом более 90% россиян, среди которых есть даже мусульмане и неверующие.
 
К началу патриаршего богослужения в храм Христа Спасителя был доставлен из Иерусалима благодатный огонь, а на самой службе присутствовали тысячи москвичей, в том числе президент, премьер-министр и мэр столицы.
 
Поздравляя верующих с праздником, патриарх Кирилл назвал Воскресение Христово важнейшим событием и в истории человечества, и в жизни каждого отдельного человека и призвал каждого отметить этот праздник своим духовным преображением.
 
В этом году восточная и западная пасхалии (системы расчета даты Пасхи) совпали, поэтому 24 апреля стало днем торжества во всем христианском мире. 
 
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал многочисленным верующим в храме Христа Спасителя благодатный огонь из Иерусалима.
 
Предстоятель вышел из алтаря с двумя связками иерусалимских пасхальных свечей. Он зажег их от свечи с благодатным огнем, доставленным Фондом Андрея Первозванного во главе с Владимиром Якуниным из иерусалимского храма Гроба Господня.
 
Спустя считанные минуты храм наполнился светом свечей, которые тысячи людей держат в руках.
 
Затем вокруг храма был совершен крестный ход во главе с патриархом (круг - символ вечности, дарованной Спасителем). По его завершении предстоятель и духовенство пропели пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
 
И после того, как впервые был произнесен пасхальный возглас: «Христос Воскресе», зазвонили колокола.
 
Патриарх поздравил президента Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, их жен и мэра Москвы Сергея Собянина с праздником и после этого все по многовековой традиции обменялись пасхальными яйцами.
 
Дмитрий Медведев в свою очередь патриарху пасхальное яйцо. Автор произведения - Дмитрий Волков, арт-студия «Русские эмали». 
 
Медведев также поздравил всех христиан с Пасхой.
 
«Всех, кто празднует сегодня Пасху, поздравляю со Светлым Христовым Воскресением!» - написал глава государства в своем микроблоге Twitter.
 
Президент вместе с супругой принял участие в праздничной службе в храме Христа Спасителя в Москве.
 
Всего около 373 тысяч человек посетили московские храмы и кладбища днем в субботу и в ночь на воскресенье во время празднования Пасхи, сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков.
 
«В субботу днем в период с 8 до 18 часов в праздничных мероприятиях приняли участие около 217 тысяч человек, из них примерно 136 тысяч посетили службы в 278 московских храмах и монастырях», - сказал Бирюков.
 
Еще 81 тысяча человек посетила 58 столичных кладбищ, расположенных в Москве и Московской области.
 
На ночные богослужения в столичные храмы пришли примерно 156 тысяч человек.
 
«В частности, в Храм Христа Спасителя побывали около 8 тысяч человек, в Богоявленском соборе - примерно 6,3 тысячи, в Успенской церкви Новодевичьего монастыря - около 2 тысяч человек, в Свято-Даниловым монастыре - примерно 18,5 тысяч», - сказал Бирюков.
 
Он отметил, что сотрудники внутренних дел обеспечили порядок и безопасность при проведении праздничных служб, никаких нарушений правопорядка не зарегистрировано.
 

Усиленные наряды будут вести дежурство и в течение воскресенья.  

Но действительно ли общество избавилось от наследия советской  эпохи и идет по дороге к храму? Наверное, чтобы быть до конца честным, общество только на пути к этой тропинке, которая  ведет к духовному спокойствию  и воцерковлению.
 
Соблюдение некоторых  традиций, посещение церкви – стало традицией. Однако, это вовсе не означает, что общество полностью восприняло каноны православия.
 
 Скажем, в Московском патриархате не удивлены результатами опроса, согласно которым большинство россиян не верят в воскресение после смерти.
 
«На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это - культурная идентичность, а не собственно религиозная», - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
 
Отмечается, что по заказу этой организации фонд «Общественное мнение» провел весной 2011 года опрос, в ходе которого лишь 26% респондентов согласились с мнением, что после смерти существует возможность воскресения. Не придерживаются такой позиции 54% опрошенных.
 
Идентифицирующие себя с православием чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в воскресение  - 31%. Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно  - 46%. Как отметил Легойда, многие люди «действительно ничего не знают о вере».
 
По его словам, у тех, кто говорит, что не верит  в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться «по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале «Крокодил», в которых «рай» - это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а «адская жизнь» - сковородки, на которых черти вилами колют грешников».
 
По мнению экспертов, ждать кардинальных изменений в  сознании общества по отношению к вере за такой короткий период и не стоит.
 
Так, президент  Фонда «Общественное мнение»  Александр Ослон в интервью «Актуальными комментариями» отметил, что это долгие процессы, и избавиться от наследия советского атеизма за такой короткий период – нельзя.
 
Он отметил также, что церковь стала заметным и влиятельным институтом в обществе, 20 лет изменений к этому привели. «Однако что касается религиозности и тем более воцерковленности, конечно это процесс очень медленный. В сравнении с советскими временами сдвиг произошел, но очень незначительная часть населения реально религиозна», - сказал он.
 
Священник и секретарь Совета по биоэтике при Московском патриархате, кандидат медицинских наук, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» Максим Обухов в беседе с «Актуальными комментариями» подчеркнул, что количество людей, посещающих пасхальное богослужение, растет. При этом, по его словам, не стоит, думать, что абсолютное большинство участвующих в празднике - это глубоко религиозные люди. «Мы не ожидаем этого. Для меня самого в молодости посещение этих праздников, освящение куличей несколько опережало воцерковление. Наверное, это естественно», - отметил он.
 
Обухов также считает, что неверие россиян в загробную жизнь, это в какой-то мере наследие советской эпохи. При этом священник отметил, что трудно сказать, что значит «советское наследие» и как от этого избавиться. «Если говорить о количестве храмов, то нет, еще не отошли от советской  эпохи. Если говорить о количестве священников, то у нас их количество еще не превысило то число, которые были убиты, расстреляны, высланы из страны, погибли в тюрьмах и не имели возможности служить. Количество религиозных людей уменьшилось по сравнению с досоветским периодом, но в то же время остались самые верные, наиболее надежные люди, с которых  как с наиболее жизнеспособного черенка восстанавливается все церковное дерево», - сказал Обухов. 
 
При этом, по мнению многих экспертов, именно церковь и пасхальные торжества в частности, даже для тех, кто не воцерковлен, помогают обрести душевную благодать и главное – восстановить духовные связи с семьей.
 
Именно в советскую эпоху прервалась преемственность поколений, присущая российскому дореволюционному обществу. Немногие поддерживают тесные связи с двоюродными, троюродными братьями и сестрами, мало кто знает, где покоятся их бабушки и дедушки. А ведь именно корнями и традициями держится семья.
 
Священник Обухов уверен, что празднование Воскресения Христова помогает эти связи возродить. «Во-первых, это праздник, на которые мы все таки встречаемся со своими родственниками, поздравляем, Во-вторых, существуют дни поминовения усопших. Усопшие нас объединяют», - отметил он.
 
Он напомнил, что близкие и дальние родственники объединены тем, что у них общий предок. У двоюродных братьев общий дедушка, у троюродных  - прадедушка, и так далее. По его словам, праздники сближают дальних родственников. Однако тенденция к возрождению большой семьи, как отметил Обухов, пока не наблюдается.
 
Главный редактор портала «Новые Хроники» Егор Холмогоров в свою очередь отмечает, что церковь очень много делает для возрождения семейных традиций.
 
«Обычно православный человек идет в храм и пишет записку о поминовении ушедших, то есть, поминает свою семью и родственников ушедших. То есть, в его памяти актуальна все-таки система родственных связей, она существует, в отличие от атеиста, который может себе позволить полностью изолироваться от всех людей и самых близких и не вспоминать», - отметил он «Актуальным комментариям».
 
Эксперты уверены, что общество постепенно меняется и возрождаются лучшие традиции христианства.
 
«Убежден, общество ушло от точки невозврата, общество отошло от атеизма, и я вижу массу  православной молодежи в поддержку  миссионерства патриарха Кирилла»,  - сказал «Актуальным комментариям»  лидер Союза православных граждан, заведующий отделом Украины и  Крыма Института стран СНГ  Кирилл Фролов.
 
По его словам, Пасха – это лучшие духовные скрепы для семьи. 
 
Этот праздник занимает особое место в духовной жизни нашего общества. Этот праздник ощущает в душе каждый верующий, ибо сама идея Воскресения побуждает людей к добру, справедливости и самопожертвованию во имя ближнего. Во все времена такое представление о жизни служило для людей хорошим нравственным и духовным подспорьем.  

Пусть Пасха принесёт вам радость и надежду, хорошее настроение, благополучие и уверенность в завтрашнем дне. Пусть в ваших семьях всегда царят мир, добро, согласие, любовь и вера в лучшее. 

Комментарии экспертов
Необходимо понимать, что Пасха была любимым праздником у народа и во времена самого глухого официального атеизма. И тогда, по крайней мере, внешние пасхальные традиции соблюдало большинство людей и, разумеется, соблюдает их сейчас. То есть, в этом смысле наша опасность состоит не столько в том, чтобы мы не лишились наследия атеистического периода, сколько то, что на современную Россию наползает волна такого типичного западного плюралистического отношения к церкви. 
 
Когда церковь начинает рассматриваться как инструмент, который мешает свободе, самореализации, самоволию, свободе молодежной. То есть, по большому счету, если грубо говорить, то современная антицерковная пропаганда строиться на двух тезисах – все попы зажрались, и не понятно за что берут деньги, и попы мешают заниматься сексом. То есть все именно к этому по большому счету и сводится. На наше общество сейчас  идет атака именно с этой стороны антирелигиозной очень активно.  
 
В последние  годы она очень усилилась, дело дошло  до совершенно неприличных случаев, когда балерины и героини светской хроники начинают вдруг неожиданно выступать с пламенными антицерковными обличениями, которые мягко говоря, им не по статусу.  
 
Я думаю, что это явление временное, связанное с общим психологическим разбалтыванием нашего общества последние пару-тройку лет, и оно вполне будет пережито. Потому что та потребность русских людей, православных жителей России, связанная с православием, связанная с такими праздниками как Пасха – она все равно гораздо сильнее, и общество найдет способ отразить все эти атаки. 
 
С одной стороны,  сейчас при нынешнем патриархе проводится более активная политика по усилению медийного влияния церкви, по усилению общественно-политического влияния и так далее. То есть, эта работа ведется, и она очень активная. 
 
С другой  стороны это встречает противодействие. То есть именно такая активизация церкви в общественном поле – она приводит к тому, что на нее начинают нападать как на активные общественные институты. При этом, скажем, есть какие-то православные консервативные люди, которые считают, что все это не нужно, нужно говорить с людьми исключительно о душе и никаких внешних инструментов общественного влияния церкви не нужно.  
 
Конечно, позиция тоже крайняя, но опасение тоже понятно. Медийное общение в значительной степени предопределяет его содержание. Если церковь общается с обществом на современном языке. Понятно, что это очень сильно сковывает содержание. К тому же то, что говорит церковь, совершенно не все удобоприемлимо современному человеку с его либеральными предрассудками и так далее. 
 
Ему глубоко дискомфортно слышать то, что часто заложено в церковном предании, и никакие новейшие средства сообщения сами по себе этого дискомфорта современного человека не снимут. А редактировать содержание сообщения мы просто не имеем права, потому что это сообщение собственно и есть благая весть оспасении человека. 
 
Поэтому гораздо правильнее, мне кажется, если церковь будет всегда говорить о том, что в основе христианства лежит принцип всецелого и полного переворота жизни человека, что нельзя одновременно быть чуть- чуть язычником и чуть-чуть христианином. Можно быть плохим христианином,  но быть полу-христианином - нельзя. 
 
Превалирование православия нисколько не скажется на межконфессиональном диалоге. Дело в том, что все-таки превалирование православия – это исторический факт. То есть, любой человек, который живет в России, должен осознавать, что православной Россия была тысячу лет, что именно православие как религия и православие как определенная совокупность общественных институтов и православные люди как конкретные человеческие ресурсы создали это государство. Они его расширили до Чукотки, они образовали его военную, экономическую, культурную силу и так далее. Соответственно, претензии какой-либо другой конфессии, в том числе, такой как ислам, на то, чтобы конкурировать в этом смысле – они абсолютно вне дискуссии.
 
Россия была православной 1000 лет, и она ею останется дальше. Строго говоря, даже в советский период Россия, если просто даже посмотреть официальную идеологию советского периода, была не неправославной страной, а она была, если так можно выразиться, антиправославной страной.  
 
То есть страной, которая  активно открещивается от собственного православия и все равно откреститься не может. В этом смысле любой межконфессиональный диалог в России должен базироваться только на безусловном признании исторического и культурного приоритета православия. И в этом формате он абсолютно продуктивен, потому что традиционные религии России прекрасно находят общий язык в нравственных вопросах, в противостоянии извращениям современного этапа западной цивилизации. 
 
Что касается семейных ценностей, их распад связан не только и не столько с отказом от православия, сколько, прежде всего, с разрушением в России крестьянской цивилизации.  Не случайно, кстати, слова «христианский» и «крестьянский» в какой-то степени однокоренные. У нас за очень короткий срок произошла стремительная урбанизация, и люди оторвались от своих корней. 
 
Даже я, зная, где расположено кладбище, где лежат мои прадед с прабабушкой, я их могилы на этом кладбище деревенском уже там не найду. И так с большим количеством людей. А с другой стороны, при большевиках большая часть городских старых кладбищ были и разрушены. То есть была разорвана эта традиция связи и преемственности поколений. 
 
К тому же, действовала  жилищная политика, которая была основана на рассаживании людей по маленьким клеткам, которые абсолютно не приспособлены для расширения. В этом смысле православие и уважение к православию, конечно, укрепляет семейные связи. Хотя бы по элементарной причине – обычно православный человек идет в храм и пишет записку о поминовении ушедших. То есть поминает свою семью и родственников ушедших, в его памяти актуальна все таки система родственных связей, она существует, в отличие от атеиста, который может себе позволить полностью изолироваться от всех людей, и самых близких и не вспоминать.
 
Еще важная тема, это то, что все-таки сегодня церковь очень активно выступает против главного инструмента разрушения семьи на текущем этапе – против так называемой ювенальной юстиции, против фактически настраивания детей против родителей и против попытки сделать государство и конкретных не очень умных чиновников посредниками между родителями и детьми.  

И то, что церковь очень жестко против этого выступает, обусловило и нападки против нее. Церковь по этому вопросу выступает твердо, бескомпромиссно и однозначно, не идет ни на какие уступки  – это очень большую роль играет для нашего общества. 

Пасха - это праздник из праздников и торжество из торжеств. Задача православного христианства – сделать человека хорошим, а задача Церкви – обоживание человека. Христос вочеловечился, чтобы человек смог обожиться, и это обоживание нам открыло искупление богочеловека Иисусом Христом грехов и его Воскресение. Поэтому Пасха –это главный праздник.
 
О том, что русские и другие народы России воцерковляются, свидетельствует то самое массовое движение поддержки патриарха Кирилла и его миссионерской линии, которое происходит  на слушаниях по проекту застройки новых районов Москвы быстро возводимыми модульными храмами. 
 
Целая православная манифестация прошла в Отрадном, Вишняках, Кожухово, Митино - люди с плакатами и молитвами требовали у местных властей массового строительства быстровозводимых храмов. По мнению патриарха Кирилла их нужно минимум 600. И это прекрасная реакция общества на активную миссионерскую линию московского патриарха на проекто-стратегическое мышление. 
 
Патриарх не боится слова «эффективность», он проводит эффективную проповедь, и поэтому недруги русской православной церкви пытаются представить активное миссионерство, стратегическое мышление как якобы наступление церкви. Это невероятная чепуха. Я думаю, ответом на эти провокации будет еще большая активизация миссии церкви, еще более проектное и стратегическое мышление, и я надеюсь, что к следующей Пасхе в Москве будет на 600 храмов больше, потому что модульные храмы возводятся очень быстро. Тогда каждый москвич может причаститься святых христовых тайн, это на Пасху обязанность каждого православного христианина.
 
Я рекомендую жителям московских окраин на эту Пасху поехать в центр, Московские храмы не так переполнены, как храмы новых районов, куда не зайти даже на крестный ход. А храмы в центре Москвы, где вокруг мало жилья, там на Пасху более менее свободно. 
 
Убежден, общество ушло от точки невозврата, общество отошло от атеизма, и я вижу массу православной  молодежи в поддержку миссионерства патриарха Кирилла.  
 

Хочу отметить, что по церковному учению семья – это малая церковь, поэтому, воцерковляясь, мы укрепляем вою семью. Поэтому на торжественную пасхальную литургию идут всей семьей на Пасху – это лучшие духовные скрепы для семьи. Пасха это, конечно, главный семейный праздник. 

На самом деле, судя по сегодняшним реалиям, нет никаких изменений относительно религиозности общества. Это долгие процессы, и избавиться от наследия советского атеизма за такой короткий период – нельзя. 
 
Если говорить о долгосрочной перспективе, то это вполне возможно. При этом надо отметить, что церковь стала заметным и влиятельным институтом в обществе, 20 лет изменений к этому привели. Однако, что касается религиозности и тем более воцерковленности, конечно это процесс очень медленный. В сравнении с советскими временами сдвиг произошел, но очень незначительная часть населения реально религиозна.  
 
Мы проводили исследования, когда мы спрашивали о традициях тех или иных церковных ритуалов, о знании источников и прочее. Все эти данные показывали, что из тех, кто говорил, что он православный, реальное отношение к религии поверхностное или очень косвенное. 
 

Приход в церковь на праздник – это прежде всего традиция, некий ритуал. Во многом проблема возвращения уважения к церкви была была решена в 90-е годы. Церковь вернулась, но какое она место занимает? Как социальный институт – место незначительное, а как институт религиозный, конечно, далеко не такое значительное, как это представляется тем, кто этого хочет. 

Праздник пасхальный был значимым даже в советское  время, когда выставлялась охрана и были какие-то ограничения. Конечно, это большой великий праздник, который празднуется уже много лет на Руси, сейчас число празднующих увеличилось, храмов больше. Количество людей, посещающих пасхальное богослужение растет, но не стоит, конечно, думать, что абсолютное большинство участвующих в празднике - это глубоко религиозные люди. Мы не ожидаем этого. Существует некая традиционная составляющая. Для меня самого в молодости посещение этих праздников, освещение куличей несколько опережало воцерковление. Наверное, это естественно. 
 
Для кого-то Пасха – это народная традиция. Для нас - это память о воскресении Христовом, главной составляющей христианской веры. 
 
Неверие  россиян в загробную жизнь, в какой-то мере наследие советской эпохи.
 
Трудно сказать что значит, «советское наследие» и как от этого избавиться. Если говорить о количестве храмов, то нет, еще не отошли от советской эпохи. Если говорить о количестве священников, то у нас их количество еще не превысило то число, которые были убиты, расстреляны, высланы из страны, погибли в тюрьмах и не имели возможности служить. Количество религиозных людей уменьшилось по сравнению с досоветским периодом, но в то же время остались самые верные, наиболее надежные люди, с которых как с наиболее жизнеспособного черенка восстанавливается все церковное дерево. 
 
В советском  наследии, я думаю, что наиболее сложной частью является возникшее сословие воинствующего атеизма. Но дело даже не столько в том много их или мало, но вот в науке мы сталкиваемся с воинствующим атеизмом. Но с другой стороны они тоже являются гражданами России, и мы надеемся, что со временем этот антагонизм между разными группами на основе религии все таки сменится согласием.   
 
Пасхальный праздник в некоторой мере восстанавливает  и семейные традиции. Но дело в том, что семейные традиции – это настолько большой глубокий пласт нашей жизни, что одного пасхального собрания, когда мы встречаемся с родственниками недостаточно. Возрождение семейной жизни это гораздо сложнее, потому что трудности испытывает и первичная, нуклеарная семья, то есть отец, мать и ребенок. И происходит нарушение так называемой большой семьи, когда нарушаются связи внутри большого рода, когда многие из нас даже не знакомы с троюродными братьями, с дальними родственниками, что у наших предков казалось естественным и нормальным. Возрождение семейной жизни – это гораздо более сложная задача. 
 
Празднование  Воскрешения Христова помогает эти  связи возродить. Во-первых, это праздник, на которые мы все таки встречаемся со своими родственниками, поздравляем, Во-вторых, существуют дни поминовения усопших. Усопшие нас объединяют. 
 

Близкие и дальние родственники объединены тем, что у них общий предок. У двоюродных братьев общий дедушка, у троюродных - прадедушка,  и так далее. Естественно, эти праздники сближают дальних родственников. Но я должен сказать, что пока это не наблюдается, не наблюдается тенденции к возрождению большой семьи. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".