Комментарий
18 Августа 2009 0:00

Свои и чужие

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин
<p>Лента Нила Бломкампа «Район № 9» - очень удачная обманка, словно бы специально сделанная для поклонников X-files и НЛО, которые давно соскучились по пришельцам. <br>
<br>
Пришельцы появляются. На этом жанровое узнавание заканчивается, и зритель погружается в псевдодокументалистику, да еще и выполненную в ретроспективе: в начале мы попадаем во время, которое начинается после финала картины. Поэтому поклонники «движухи», которые знают всю историю до конца, но требуют рассказать ее «правильно», выходят на первых десяти минутах.<br>
<br>
В первый час зал покидают старые и молодые читатели Стругацких, которые ждут картинки будущего, торжества разума или на худой конец перестрелки в открытом космосе.<br>
<br>
Будущее есть, но оно такое же грязное и мрачное, как и настоящее. Больные, непонятно откуда свалившиеся, тараканоподобные пришельцы оказываются в гетто, которое за двадцать лет превращают в обычный криминальный пригород столицы (в фильме – Йоханнесбурга). <br>
<br>
Пришельцев собираются переселять, корпорация MNU снаряжает для этого акакия акакиевича Викуса ван дер Мерве, который даже поначалу кажется чуть меньшим подонком, чем все остальные персонажи картины, и вот тут-то и закручивается сюжет, о котором незачем рассказывать. Кино у Бломкампа получилось линейным: пересказ убьет здесь весь интерес к этой немаловажной картине.<br>
<br>
Как художественное высказывание «Район № 9» представляет собой двухчастную аллюзию. Первый план прост - геноцид, апартеид, "чужие", мигранты – он лежит на поверхности, отсылая зрителя к частым и в России конфликтам "аборигенов" и "пришельцев" (см. сюжет "Черкизовский рынок"), в которых обычно не правы обе стороны. Блестящая «Американская история X» - канон этого жанра, который Бломкамп выворачивает наизнанку, не оставляя на сцене ни одного положительного персонажа, который был бы симпатичен среднестатистическому зрителю.<br>
<br>
Ван дер Мерве местами хорош, но уж больно он непрезентабельный. Девушки таких не любят, девушки любят посолидней. Трудно в здравом уме повесить себе постер с этим парнем над кроватью (то ли дело Фокс Малдер) или даже купить календарик с его умильной рожицей. Не продается. А все, что не продается, - заведомый неликвид. На это, подозреваю, режиссер и рассчитывал. <br>
<br>
Более сложные аллюзии отсылают к «Превращению» Франца Кафки, где чиновник Грегор Замза неожиданно становится неизвестным насекомым и умирает, сначала затравленный, а затем и попросту брошенный родными. В ленте Бломкампа превратившийся в инопланетянина чиновник корпорации MNU бросает вызов всей машинерии человеческого общества. И побеждает, помогая сбежать инопланетянину Кристоферу с сыном. И проигрывает, окончательно становясь тараканообразным существом, пожирающим кошачий корм - таковы они, потомки героев Герберта Уэллса.<br>
<br>
Хотя кем быть лучше - существующим на подачки людей инопланетным насекомым с повадками мелкого хулигана или человеком, который умеет наслаждаться смертью другого, радоваться тому, как лопаются, словно попкорн, яйца из кладки инопланетян и легко предавать самых близких - это еще вопрос.<br>
<br>
Может быть, инопланетная гадость, в которую превратился Викус, местами и получше будет, чем все те, кто окружал преуспевающего ван дер Мерве, когда тот еще не перешел на другую сторону.<br>
<br>
Там, на той стороне, ничуть не хуже.<br>
<br>
Будет возможность, переходите.  <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".