Статья
1510 28 июня 2010 16:15

Связи России и Украины крепнут

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о тенденциях выхода товарооборота России и Украины на докризисный уровень.

«В прошлом году у нас рухнул товарооборот, а в этом году - за первые четыре месяца - он увеличился в два раза. По сути, мы выходим на докризисный уровень товарооборота», - сказал Путин на встрече с премьер-министром Украины Николаем Азаровым.

Он отметил, что само качество отношений двух стран изменилось.

«И это касается, разумеется, не только вопросов сотрудничества в сфере обороны и безопасности, не только в газовой сфере, но и по многим другим направлениям ситуация выравнивается», - сказал Путин.

Перед началом встречи российский премьер отметил, что у него выработался «стиль оперативного взаимодействия» с украинским коллегой: между ними все время происходит обмен мнениями по текущим вопросам по телефону, встречи стали более частыми.

В свою очередь Николай Азаров также коснулся темы товарооборота двух стран.

«(Говоря) о таком беспрецедентном росте товарооборота - это, безусловно, результат, прежде всего, нормализации в политической сфере», - сказал Азаров.

Премьер-министр РФ убежден, что объединению предприятий авиапрома России и Украины альтернативы нет, но сделать это нужно будет только на рыночных условиях.

«Если мы будем объединять наши авиастроительные комплексы, то, разумеется, мы можем это сделать только на рыночной основе», - заявил Владимир Путин по итогам переговоров с украинским коллегой.

По его словам, это означает проведение независимой экспертизы состояния авиастроительных комплексов двух стран и их стоимости.

На этой базе, добавил глава российского правительства, затем надо принять решение, в каком объеме и в каких сегментах - целиком или частями - произойдет такое объединение.

«По моему глубокому убеждению, альтернативы этому объединению нет, потому что в условиях глобализации на мировых рынках нет места малым предприятиям - на мировом рынке хозяйничают крупные и даже суперкрупные объединения, такие как Boeing, Airbus и так далее», - сказал Путин.

То же самое, по его словам, касается и атомной энергетики. «Здесь мы должны понять, в каком сегменте и на каком уровне мы будем объединяться - полагаю, что и это является очень важным и перспективным», - отметил Путин.

Российский премьер констатировал «продвинутый» уровень сотрудничества в космической сфере. Он заявил, что у России и Украины есть «хорошие планы и по пускам, и по разработкам космических аппаратов».

По его словам, по тем вопросам, которые обсуждались в ходе переговоров в понедельник, будут продолжены консультации на министерском уровне.

Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил журналистам, что Украина и Россия близки к подписанию соглашения по транзиту нефти, и его согласование должно завершиться на этой неделе.

«У нас близкое к подписанию соглашение по транзиту нефти, в котором указаны и сроки, и объемы», - сказал он.

Отвечая на вопрос «Интерфакса», министр уточнил, что до конца текущей недели соответствующее соглашение должно пройти все необходимые согласования для подготовки к подписанию.

Российская сторона не исключает возможности интеграции с Украиной в сфере судостроения, заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин.

«Специалисты ОСК [Объединенная судостроительная корпорация] посетили практически все крупные предприятия судостроения на Украине - «Зарямашпроект», «Паллада», Черноморский судостроительный завод», - сказал Сечин по итогам переговоров российского и украинского премьеров.

По его словам, российские предложения в этой сфере переданы украинским партнерам.

Среди тех предприятий, которые посетили российские специалисты, Игорь Сечин также назвал Судостроительный завод имени 61 коммунара.

Отвечая на вопрос журналистов, идет ли в данном случае речь о некоем объединении судостроительных ресурсов, Сечин заявил: «Мы не исключаем, что возможна интеграция, но здесь надо договариваться с партнерами».

«РусГидро» ведет переговоры с украинской стороной об участии в проектах в сфере гидроэнергетики.

«Компанией «РусГидро» проводятся переговоры и проработка большого проекта об участии (в проектах в сфере гидроэнергетики). Это соглашение предусматривает вхождение в уставный капитал, модернизацию каскада ГЭС на Днепре», - сказал Игорь Сечин.

Говоря о сотрудничестве в области электроэнергетики в целом, Сечин сообщил о том, что российской стороной подготовлено соглашение по параллельной работе энергосистем.

«Это соглашение запарафировано всеми ведомствами, и находится сейчас в Минтопэнерго Украины», - сказал Сечин.

Также, по его словам, подготовлено и передано украинской стороне соглашение об аварийном взаимодействии, которое также запарафировано и находится в профильном украинском министерстве.

«Согласована цена за киловатт в час по тем объемам электроэнергии, которые будут поставляться при аварийных ситуациях», - сказал Сечин.

Кроме того, добавил он, разработана и передана украинской стороне методика часового распределения перетоков по границе.

Россия направила Украине проект межправительственного соглашения о транзите нефти.

«Обсуждался вопрос транзита нефти в порт Южный. Российская сторона обратила внимание на вопрос о снижении тарифа украинской стороной. Вот наши цифры: поставка через Новороссийск стоит $47,09 за тонну, через порт Южный - $53 за тонну», - сообщил журналистам вице-премьер РФ Игорь Сечин.

«Без создания экономических рычагов привлечь российских и других грузоотправителей будет сложно. Проект межправительственного соглашения о транзите нефти передан украинской стороне. Рассчитываем, что в ближайшее время после соответствующего рассмотрения он будет поддержан, о чем мы и говорили с Юрием Бойко», - добавил он.

Вице-премьер отметил, что предложения, озвученные российской стороной, реальные. Он напомнил, что сейчас стоимость поставки нефти через Одессу выше на $5. Сечин подчеркнул, что украинской стороне надо поработать и учесть экономику. Он сказал, что сейчас тариф на прокачку нефти «неконкурентный» и труба «стоит сухая «.

Говоря о возможностях поставки нефти по этому маршруту, Сечин сказал: «Сейчас речь идет - от 9 до 17 млн тонн».

В свою очередь, Украина представила России дополнительные предложения в рамках подготовки соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, сообщил Игорь Сечин.

«Украина сделала ряд дополнительных предложений по сотрудничеству в газовой сфере. Мы от этих предложений не отмахиваемся. Будем рассматривать их в конструктивном ключе», - сказал он.

Сечин подчеркнул, что подготовка Межправительственного соглашения о сотрудничестве РФ и Украины в газовой сфере должна проходить в самые сжатые сроки. «Сейчас у нас первоочередная задача в самые оперативные сроки подготовить межправительственное соглашение по газу. Очень быстро нужно подготовить - поручение очень серьезное. Над этим работа идет уже сейчас», - сказал он.

Как сообщалось, Россия в апреле 2010 года направила Украине свой проект Межправсоглашения по газу, которые предполагал как участие российских компаний в модернизации ГТС Украины и работу на розничном рынке этой страны, так и присутствие посредников при поставках российского газа на Украину. Позже российская сторона отмечала, что документ еще будет неоднократно обсуждаться с украинской стороной, и он может быть изменен.

Позже «Газпром» сообщил, что исключает работу посредников при поставках российского газа в Украину.

Комментарии экспертов

Говоря об экономическом взаимодействии двух стран, честнее говорить о проникновении России в экономику Украины, а не наоборот, потому что у двух стран - несопоставимые ресурсы. Украина всегда жила иллюзорным представлением, что она всем нужна, что её экономика настолько всем необходима, что все готовы вносить в неё колоссальные деньги: «Хотим - Россию позовём, хотим - Европу, хотим – ещё кого-нибудь». То есть, в голове был некий миф, что все очень желают Украиной позаниматься и в нее поинвестировать.

В результате многие инвесторы уже на Украине «нахлебались», потому что, на самом деле, экономика Украины имеет все те же пороки, что и российская экономика, только в ещё большем масштабе - это и коррупция, и бюрократия, и вымогательство, и абсолютно продажные суды. То есть там делать бизнес ещё тяжелее, чем в России.

Есть прекрасная книга воспоминаний руководителя IKEA, который описывал все свои злоключения в России. В конце ему задают вопрос, правда ли, что Россия - одна из худших стран для инвестиций. Он говорит: «Ну что вы! Если сравнить Россию с Украиной, то Россия - это фактически Европа, потому что на Украине всё еще гораздо хуже». То есть, действительно, на Украине есть всё, что и у нас, только в ещё худшем варианте.

Все те соглашения, которые были подписаны после «харьковских договоров» по газу, действительно предполагают, что Россия могла бы помочь в спасении каких-то сегментов украинской экономики. Безусловно, в стране есть какой-то промышленный потенциал, есть советские заводы. Но проблема в том, что в отличие от России, практически никто не инвестировал в украинскую промышленность. То есть там было ещё хуже.

Поэтому большая часть заводов находится в весьма тяжёлом состоянии. Россия может попытаться их вытянуть. И мы знаем, что российские инвесторы уже приходят в металлургию, в трубную промышленность. Я думаю, что эти предприятия постепенно будут переходить под российский контроль. Придут, вероятно, крупные европейские инвестиции. Мы их там ещё не видим. Ожидания большие, но реальность, к сожалению, более грустная.

Поэтому ясно, что там обсуждается на переговорах премьеров двух стран. Я думаю, во-первых, это тема газа. Как ни крути, всё равно проблема трубы остаётся основополагающей. К сожалению, Украина не проявляет никакого внимания к предложению России передать нам компанию «Нафтогаз» и, тем самым, сохранить себя в газовой бизнесе в будущем. Формула «50 на 50» Россию в реальности устроить не может, потому что если нет собственности на трубу, то нет никаких гарантий того, что вы сможете этот газ транзитировать. Даже собственность не всегда означает возможность использовать, как показала последняя история с Белоруссией, но, тем не менее, там были хоть какие-то варианты.

Но Украина по-прежнему считает трубу национальной гордостью и на предложение России не идёт. В этом случае если Россия начнёт строительство «Южного потока», то всё, с украинской трубой можно завязывать.

Второй момент, который, я думаю, будет обсуждаться - та динамика, которая после «харьковских соглашений» была придана отношениям в других сферах: интеграции экономик, проблемы атомной промышленности, судостроения, авиастроения, металлургии... Тут сложность в том, что в реальности только России способна стать этим инвестором, потому что кто будет, например, в украинские предприятия  атомной промышленности инвестировать?

То же самое касается авиапрома. Многие говорят, что есть удачная кооперация между КБ Антонова и нашим Воронежским заводом. А что, кроме Воронежского завода, кто-то ещё готов строить эти АНы? Конечно, нет. Может быть, Boeing и Airbus бьются копьями, чтобы получить контроль над украинскими авиастроительными активами? Нет, этого не происходит. То есть в реальности Украина несколько переоценила интерес к себе со стороны крупных европейских компаний.

В реальности надо подумать, идёт ли это в ущерб российским интересам, потому что в ряде случаев далеко не ясно. В реальности там достаточно небольшое количество активов, которые могут быть нам интересны. В сфере ВПК есть несколько заводов, но в целом это все. Поэтому здесь надо проявлять аккуратность: то, что нужно, - брать в собственность, а то, что не нужно, - соответственно, и не брать.

Общий стиль отношений России и Украины мне в целом нравится. Невозможно постоянно быть в том напряжении, в котором два государства находились последние годы. То, что сейчас делается  и даже идея об интеграции «Газпрома» с «Нафтогазом» - я думаю, не самая плохая идея. Это лучше, чем какие-то полукриминальные схемы, которые могли иметь место.

То, что делается в рамках сотрудничества в авиационной сфере, я думаю, тоже давно назревшие вещи. По отдельности украинское и российское авиастроение мало что значит, поэтому я думаю, что любая кооперация должна приветствоваться.

Украина - не пророссийская страна, а проукраинская, и в данной ситуации нам нужно быть очень осторожными и не предполагать, что они пойдут у нас на поводу по многим вопросам. Украины как самостоятельные политики будут искать более выгодные для себя варианты.

Однако, сегодня вариант сотрудничества с Россией для Украины выгоден. Для нас он тоже, в общем-то логичен. Поэтому я оцениваю данный процесс позитивно. А детали мы увидим позже. Сейчас сложно судить, что конкретно у нас будет получаться.

Как показывает опыт последних двух десятилетий, вопрос взаимоотношений России и Украины - это очень конкретный разговор, зависящий от тех персон, которые его ведут. В этой связи я хотел бы обратить внимание на личность Николая Азарова, с которым я лично знаком и которого я очень уважаю.

Я считаю, что это как раз та личность, которая сделает всё, чтобы состоялась реальная интеграция экономик России и Украины. Я считаю, что это сверхзадача, как он сам для себя её формулирует. И это искренняя постановка вопроса, то есть он действительно верит в то, что это необходимо, он действительно знает это как экономист и практик-управленец. Я думаю, в этом смысле он прекрасный партнёр для переговоров, лучшего партнёра по переговорам нам не найти.

Масштабы экономических систем говорят сами за себя. Несмотря на то, что Украина - это не маленькое государство, не Литва или Латвия с двумя-тремя отраслями, которые определяют структуру экономики, а это мощная диверсифицированная экономика, тем не менее, совершенно очевидно, что во взаимодействии этих партнёров (России и Украины) массы всё-таки не совсем равновеликие.

Я очень надеюсь, что партнёрские отношения между ними возможны. Они будут взаимовыгодными. В рамках авиастроения это совершенно очевидно. В рамках ВПК, особенно его инновационных составляющих, это абсолютно очевидно. В области ядерной энергетики это также очевидно. Может быть, менее очевидно в области, скажем, сельскохозяйственного машиностроения, сельского хозяйства и т.д., но тем не менее я думаю, что во многом экономическая интеграция позволила бы снять очень многие вопросы.

Хотя вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз или о диверсификации её участия в каком-то едином экономическом пространстве сейчас на повестке дня и не стоит, но между нашими странами какой-то выраженной границы не существует - ни в культурном, ни в хозяйственном, ни в географическом смысле этого слова.

Хочу ещё раз напомнить, что Николай Азаров в этом смысле является явным сторонником российско-украинской интеграции. Поэтому все возможности для политических решений на данный момент существуют. Это редкий случай за 2 последних десятилетия нашего взаимодействия.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".