Человек дня
1737 22 декабря 2009 0:01

Т. Ягланд

С первой «инспекцией» Россию посещает недавно избранный генсек Совета Европы. Цель его визита в Москву – разведать обстановку на предмет перспективы ратификации 14-ого Протокола к Европейской конвенции по реформе Страсбургского суда. Кроме того, в ходе его переговоров с первыми лицами России будет обсуждаться вопрос о полной отмене в РФ смертной казни.

Ягланд – выходец из Норвегии, граничащей с Россией, и именно этот факт он считает своим плюсом в переговорах с российским руководством. Ягланд избран генсеком Совета Европы в конце сентября 2009 года сроком на пять лет, обойдя по числу голосов чешского кандидата Влодзимеша Чимошевича. Основным направлением своей работы норвежец назвал тогда реформирование ПАСЕ, что вписывается в актуальный нынче тренд на повсеместное реформирование почти всех наднациональных институтов.
 
Стоит отметить, что камнем преткновения во взаимоотношениях между РФ и ПАСЕ является не только пресловутый 14-й Протокол, но и периодические информационные вбросы относительно возможности приостановки членства российской делегации в этой уважаемой организации. Особенно часто подобные слухи стали появляться в связи с событиями в Южной Осетии: грузинская делегация в сентябре даже внесла в ПАСЕ проект резолюции о лишении РФ права голосовать на осенней сессии Генассамблеи.
 
Как неоднократно подчеркивал глава российской делегации, председатель международного комитета ГД Константин Косачев, если сессия ПАСЕ примет решение о приостановке полномочий его "подопечных", то он намерен выступить с предложением российскому руководству не оставаться более в Совете Европы.
 
Инициатива о приостановке полномочий российской делегации в связи с военной операцией в Грузии впервые после «пятидневной войны» была выдвинута по горячим следам, еще в сентябре 2008 года, 24 членами ПАСЕ из восточноевропейских стран, а также Швецией, Бельгией, Швейцарией, Финляндией и Монако.
 
Начало первой чеченской войны привело к приостановке вступления России в Совет Европы, оно состоялось лишь в 1996 году. После начала второй войны в Чечне ПАСЕ в январе 2000 года приостановила на короткий срок полномочия российской делегации. Сейчас в Совет Европы не входят лишь два европейских государства - Ватикан и Белоруссия (она кандидат в члены организации).
 
Важно отметить, что, покинув Совет Европы, Россия перестанет платить в бюджет организации около 20 млн. евро в год. Кроме того, РФ потеряет возможность взаимодействовать с ее институтами, прежде всего Европейским судом по правам человека. Россия была недовольна ростом расходов по проигранным в ЕСПЧ искам и сменила своего представителя в этом суде. Ситуацию осложняет тот факт, что межгосударственное взаимодействие на уровне ПАСЕ происходит на уровне парламентариев – неформальные коммуникации российских и европейских представителей здесь достаточно слабы.
 
В то же время «козырем» России в Евросоюзе является ставка на двусторонний формат общения с лидерами крупнейших европейских государств, что зачастую упрощает переговорный процесс. С точки зрения российских интересов выход из Совета Европы не имел бы существенных политико-экономических последствий, однако означал бы серьезное имиджевое поражение Москвы: членство России в ПАСЕ является символом признания страны равноправным с «европейцами» субъектом международного права.
Комментарии экспертов

 Презентационное выступление Ягланда и тот факт, что именно Россия стала первым государством – участником СЕ, которое с официальном визитом посещает генсек, свидетельствует о следующем. Прежде всего, о том, что Россия представляется для Ягланда весьма важным направлением своей работы на посту руководителя Совета Европы, но одновременно и весьма проблемным. На протяжении постсоветской истории России периоды относительной стабильности во взаимоотношениях носили характер эпизодических. Как правило, именно парламентская структура Совета Европы – ПАСЕ – выступала в роли одного из самых жестких в Европе критиков российской политики.

Война в Чечне, дело ЮКОСа, убийства правозащитников и журналистов, вооруженный конфликт в Южной Осетии – данного набора факторов хватило ПАСЕ для того чтобы вынести на рассмотрение вопрос о приостановке членства РФ в этой структуре. Однако отказ довести дело до конца все же свидетельствует о том, что Европа заинтересована в членстве России в своих рядах. Это обусловлено не только финансовым соображениями, а Россия – крупный спонсор СЕ, но и политическими. Строптивость Москвы по ряду вопросов свидетельствует о низкой управленческой и переговорной эффективности организации, а в случае некоторого прогресса по актуальным конфликтным вопросам руководство СЕ и лично Ягланд рассчитывают реставрировать имидж этой организации в Европе. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".