Статья
9 Июня 2009 0:01

Таможенный союз

<p>В заседании Высшего органа Таможенного союза приняли участие главы правительств России, Белоруссии и Казахстана.</p>
<p>По итогам заседания стороны на 100 проц. согласовали таможенный тариф. </p>
<p>Как сообщил Владимир Путин, проект Единого таможенного тарифа одобрен с вступлением его в действие с 1 января 2010 года. Все необходимые процедуры должны быть завершены 1 июля 2011 года. По этому вопросу было принято соответствующее решение от имени глав правительств трех стран.</p>
<p>Российский премьер заявил также, что Россия, Белоруссия и Казахстан начнут переговорный процесс по присоединению к ВТО как Единый таможенный союз. </p>
<p>"Главы правительств наших стран, выполняя решения глав государств о приоритетном формировании Таможенного союза, подтверждая свою приверженность к присоединению к ВТО, отмечая, что в последние годы процесс присоединения к ВТО стал фактором сдерживания интеграционных процессов, подчеркивая высокий потенциал экономик наших стран и преимущества их глубокой интеграции, решили: во-первых, одобрить проект Единого таможенного тарифа и представить его на утверждение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имея в виду вступление Единого таможенного тарифа в действие с 1 января 2010 года", - сообщил Владимир Путин.</p>
<p>Премьер отметил, что в решении о формировании Единого таможенного тарифа, Таможенного союза и о присоединении Таможенного союза к ВТО, "есть пункт о том, что правительства сторон уведомляют Всемирную торговую организацию о прекращении переговоров по присоединению к ВТО Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". "Другими словами, нашим общим приоритетом остается вступление наших стран в ВТО, мы это подтверждаем, но уже как Единого таможенного пространства, как таможенного союза, а не отдельно каждой страны", - сказал В.Путин.</p>
<p>Комментируя решение глав правительств одобрить проект Единого таможенного тарифа, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что в отношении особенно чувствительных групп товаров будет установлен переходный период на три года, и в отношении этих товаров будет действовать внутренний тариф каждой страны.</p>
<p>Главы правительств стран ЕврАзЭС утвердили план совместных действий по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин по итогам состоявшегося заседания межгоссовета ЕврАзЭС. </p>
<p>Как передает ИТАР-ТАСС, государства ЕврАзЭС при участии Армении заключили договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Предполагается, что Фонд начнет работу не позже сентября текущего года. Уставный капитал создаваемого фонда составит 10 млрд долл, доля России - 7,5 млрд долл. Средства фонда будут использованы для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам-участникам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. </p>
<p>Вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин назначен председателем Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС. </p>
<p>Кроме того, была утверждена концепция создания Центра высоких технологий ЕврАзЭС и положение о центре. Стороны также подписали соглашение о единых подходах к применению информационных технологий в деятельности таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, соглашение о единых принципах информационного взаимодействия таможенных служб. </p>
<p>Следующую встречу глав правительств ЕврАзЭС планируется провести в Санкт-Петербурге в декабре 2010 года.</p>
<p>Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ создано в 2000 году. Это - международная экономическая организация, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ государств-участников, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. </p>
<p>Членами ЕврАзЭС на сегодняшний день являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Президенты этих стран 10 октября 2000 года в Астане подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС /вступил в силу 30 мая 2001 года/. 25 января 2006 года в организацию вступил Узбекистан, однако в конце 2008 руководство страны заявило о приостановлении членства в ЕврАзЭС. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС предоставлен Молдавии и Украине /2002/, Армении /2003/ и Евразийскому банку развития /2008/.<br>
</p>
Комментарии экспертов
<p>Актуальность создания Таможенного союза, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна.  </p>
<p>Другое дело, что на фоне последнего обострения отношений между Россией и Белоруссией, эта встреча может оказаться пустоватой, поскольку я не исключаю, что белорусская сторона или российская сторона может взять паузу, либо всё может свестись к каким-то техническим моментам. Сейчас Россия и Белоруссия находятся, что называется, в боевой позиции, обмениваются взаимными угрозами. И идти в этой ситуации на такое соглашение не слишком логично при такой политической конъюнктуре. </p>
<p>Я не исключаю того, что отношения между Россией и Белоруссией всё-таки восстановятся в ближайшее время. Во многом это будет связано с тем, что существует объективная потребность во взаимодействии двух стран. Но я не исключаю, что, в общем и целом, соглашение о Таможенном союзе будет несколько пролонгировано в отношении последних положений.<br>
</p>
<p class="text">Россия, Казахстан и Белоруссия приняли совершенно правильное решение. Вступление в ВТО по одиночке положило бы конец интеграции на постсоветском пространстве. Так как правила ВТО запрещают отдавать одному члену организации предпочтение перед другим.</p>

<p class="text">Иначе говоря, если вы снизили тарифы для Белоруссии, вы обязаны сделать то же самое и для Аргентины. Но существует лазейка, сделанная для крупных экономических блоков, таких, как Европейский союз. Им ведь не очень хочется, чтобы правила ВТО разрушили их взаимную торговлю. Поэтому ВТО разрешает вступать в свой состав «таможенным территориям», то есть экономическим союзам государств. «Таможенная территория» рассматривается как единое целое и потому может быть сопоставима с другими государствами. Иначе говоря, если Россия снизит тарифы для Белоруссии в рамках единой таможенной территории, она не будет обязана по правилам ВТО делать то же самое для Китая. Иначе говоря, решение принято абсолютно правильное, оно позволяет и в ВТО попасть и интеграцию на постсоветском пространстве не разрушить.</p>
<p>Сейчас в условиях кризиса страны начинают склоняться к политике протекционизма, в то же время продолжаются интеграционные процессы.</p>
<p>Однако противоречий здесь нет, потому что таможенные союзы, подобные нашему союзу в рамках ЕврАзЭС, предполагают возможность коллективного протекционизма. Это когда протекционистские меры принимаются всеми сразу, и они направлены не по отношению к другим членам союза, а по отношению к товарам из стран, находящихся за его пределами. Но это происходит лишь в том случае, если сами по себе страны, входящие в союз, договариваются о том, что в целом будет проводиться протекционистская политика, и они это признают открыто. Тогда они могут проводить подобного рода скоординированные меры. </p>
<p>С другой стороны, если они в этом не признаются, и если они не вырабатывают общей позиции касательно необходимости протекционизма, то мы имеем, что называется, протекционизм исподтишка. И тогда каждая страна проводит свои протекционистские меры отдельно, не считаясь, не согласовывая их с тем, что делают коллеги и партнёры по блоку. Соответственно, это в конечном счёте ведёт к развалу экономического блока. Это тот случай, когда протекционистские меры становятся односторонними и несогласованными.</p>
<p>Наш Таможенный союз – это один из многих таможенных союзов подобного рода. И ЕС тоже начинался с подобной структуры. Допустим, МЕРКОСУР в Южной Америке является аналогичным примером, да и много других, в том числе, и НАФТА между Канадой, США и Мексикой. То есть, это достаточно типичное явление. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".