Статья
1 Июля 2010 0:01

Таможенный союз заработал

<p>Вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, пока на двусторонней основе при участии России и Казахстана. Белоруссия может присоединиться в любое время.</p>
<p>Накануне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», направленный на определение правовых основ таможенного регулирования в республике, сообщила в пресс-служба главы государства.</p>
<p>Как сообщал ранее министр финансов Казахстана Болат Жамишев, представляя документ депутатам мажилиса парламента, кодекс разработан в целях приведения национального таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза, создаваемого республикой совместно с Россией, а также Белоруссией.</p>
<p>«Кодекс устанавливает положения таможенного законодательства, основанного на таможенном законодательстве Таможенного союза в условиях единой таможенной территории», - отмечал Болат Жамишев.</p>
<p>Данным документом предусматривается создание благоприятных условий для бизнеса, в частности, снижается количество документов, необходимых при таможенном декларировании, добавлены нормы, регулирующие вопросы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, исключены обязательные лицензионные сборы по всем видам деятельности в сфере таможенного дела.</p>
<p>Вместе с тем, согласно документу, с 1 июля 2010 года во взаимной торговле внутри Таможенного союза сборы косвенных налогов, НДС и акцизов будут осуществлять налоговые органы. Таможенный союз создают Казахстан, Россия, Белоруссия, которая недавно взяла тайм-аут в этом процессе - представитель этой страны не участвовал в переговорах сторон в Санкт-Петербурге в конце мая.</p>
<p>Что касается Белоруссии, то из Минска поступает противоречивая информация. По официальным данным, республика пока воздерживается от участия, считая обязательным условием вхождения отмену пошлин на российские углеводороды. Первый вице-премьер правительства республики Владимир Семашко считает, что вопрос полноценного вступления Белоруссии в единую таможенную территорию Таможенного союза с Россией и Казахстаном будет решен 4-5 июля.</p>
<p>Владимир Семашко 30 июня подчеркнул, что российской стороне известны требования Минска по условиям вступления в Таможенный союз. При этом он подчеркнул, что в первую очередь Белоруссия настаивает на отмене экспортных пошлин на нефтепродукты, признавая легитимность заключенного в начале года межправительственного соглашения об условиях поставки нефти в Белоруссию, которое предусматривает беспошлинную поставку 6,3 млн тонн из балансовых 21,5 млн тонн.</p>
<p>При этом он напомнил о том, что Россия и Казахстан ранее подтверждали намерение принять Белоруссию в Таможенный союз «в удобный для нее момент».</p>
<p>В то же время 1 июня «Интерфакс-Запад» передал, что белорусский парламент 30 июня на закрытом заседании ратифицировал Таможенный кодекс (ТК) Таможенного союза. Об этом на условиях анонимности сообщил агентству представитель одной из парламентских комиссий.</p>
<p>Законопроект о ратификации кодекса был внесен в повестку дня весенней сессии, которая завершилась 30 июня, однако на открытых заседаниях этот вопрос не рассматривался, отметил источник.</p>
<p>Он напомнил, что в соответствии с белорусским законодательством, принятые парламентом законопроекты обретают силу только после подписания главой государства.  Между тем официальные структуры в Минске отказываются комментировать тему присутствия Белоруссии с 1 июля в единой таможенной территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, условием чего является ратификация ТК Таможенного союза. Пресс-службы Палаты представителей, Государственного таможенного комитета и МИД Белоруссии не смогли предоставить оперативный комментарий на данную тему.</p>
<p>Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов считает, что вопрос присутствия Белоруссии в единой таможенной территории Таможенного союза будет решен 5 июля в Астане в ходе заседания высшего органа союза.  «5 июля в Астане состоится очередное заседание межгосударственного совета, на котором будет принято решение, либо единая таможенная территория Таможенного союза будет создана из географических территорий РФ и Казахстана, либо единая таможенная территория будет создана тремя государствами, включая Белоруссию», - сказал он 1 июля на заседании президиума правительства РФ. </p>
Комментарии экспертов
<p>С политической точки зрения основная интрига на сегодняшний день заключается в том, присоединиться или нет Белоруссия к таможенному союзу и таможенному кодексу, который согласован Россией и Казахстаном. Сегодня данный вопрос находится преимущественно в политической, а не в экономической плоскости. Хотя те проблемы, которые лежат в основе позиции Белоруссии, несомненно экономические.</p>
<p>Они связаны с тем, что белорусская экономика в серьёзной степени зависит от льготных режимов получения нефти и газа от России. Белоруссия настаивает главным образом на снятии экспортных пошлин при поставках нефти в Белоруссию, тогда как Россия считает, что это может произойти только на следующем этапе развития экономической интеграции, а именно при создании единого экономического пространства, что может случиться только через пару лет.</p>
<p>Последняя газовая война, на мой взгляд, была неким относительно локальным событием. Она была в том числе связана с попытками России повлиять на Белоруссию в связи с приближением даты вступления в силу таможенного кодекса, тем более что если Белоруссия не присоединится к таможенному союзу, то возникнет целый ряд организационных проблем.</p>
<p>Например, возникнут вопросы фактического переноса границ таможенного союза, возникнет целый ряд других вопросов. Если Белоруссия не присоединится, то тогда у России будет больше причин рассматривать перспективы введения экспортных пошлин на газ при поставках в Белоруссию, что для России вопрос достаточно существенный с учётом дефицита бюджета, который существует в России. Есть ряд других экономических проблем, в том числе связанных с возможной перспективой приватизации ряда белорусских предприятий, участия в этом российских компаний. Это касается не только газотранспортной системы, но и нефтеперерабатывающего комплекса.</p>
<p>Надо понимать, что на сегодняшний день, помимо всего прочего, позиции Белоруссии в значительной степени определяются ещё и тем, что приближаются президентские выборы в республике. И понятно, что в данный момент поведение Лукашенко в значительной степени будет определять восприятие его избирателями, которые могут требовать от него поддерживать определённую жёсткость позиции.</p>
<p>Это мы видели на примере последней газовой войны между Россией и Белоруссией, когда Белоруссия в лице Лукашенко практически сразу перешла в очень жёсткое контрнаступление и до сих пор продолжает предъявлять претензии России, в том числе по ценам транзита и ряду других проблем. Так что предвыборные политические мотивы в поведении Лукашенко тоже могут сыграть роль.</p>
<p>Есть ряд иных обстоятельств, в частности особая позиция Белоруссии в связи с киргизскими событиями и ряд других моментов, которые осложняют отношения. Я думаю, что какой-то раунд политических переговоров возможен в конце этой недели и начале следующей в Казахстане, где будет проходить встреча глав государств и таможенного союза, и других организаций, в том числе будет празднование юбилея Назарбаева, то есть неформальные контакты и общение. </p>
<p>В общем, я думаю, что ситуация политически должна проясниться скорее всего в конце этой недели или начале следующей после того, как те или иные неформальные встречи и консультации между лидерами России, Белоруссии и Казахстана, видимо, состоятся.</p>
<p>Вступление в силу Таможенного кодекса имеет две стороны. Первое – очевидно, что за подобного рода объединениями стоит будущее, свобода торговли – тот принцип, который позволит многим странам серьезно продвинуться в экономической сфере. Те страны, которые по тем или иным причинам не имеют достаточных преференций в торговле с другими государствами или имеют серьезные политические проблемы, очевидно, что они проигрывают в международной конкуренции. Будущее – за интеграцией того типа, который мы видим в Таможенном союзе.</p>
<p>К сожалению, Таможенный кодекс вступает в силу не в полной мере, но я думаю, что здесь особенно отчаиваться не стоит, в силу того что насущная необходимость экономик наших стран, и в первую очередь, в Белоруссии , в такой степени требует вступление в силу договоренностей в полном объеме, что даже в самые серьезные политические аргументы белорусской стороны не смогу противостоять натиску реальных событий, реальных обстоятельств, связанных с экономикой.<br />
 </p>
<p>Сегодня важнейший день в жизни граждан России, Белоруссии и Казахстана. Именно сегодня вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Таким образом, Таможенный союз вступил в фазу своей практической реализации. Интеграция стала реальностью. И можно считать сегодняшний день днем ре-интеграции во благо народа, во благо развития экономического пространства, во благо ликвидации внутренних границ между государствами. В результате чего граждане, капиталы бизнеса, товары будут перемещаться беспрепятственно.<br />
<br />
В то же время это большая ответственность, особенно для правительств, политиков и госорганов, которые призваны следить за исполнением этого закона. Таможенный кодекс Таможенного союза является законом прямого действия. В то же время он предоставляет право национальным законодательствам, исходя из условий, требований, ограничений во имя национальных интересов, вводить национальное регулирование. Принятый нами недавно во втором чтении законопроект о таможенном регулировании является, с одной стороны, имплементацией норм Таможенного кодекса Таможенного союза, с другой – вводит дополнительное регулирование относительно перемещения товаров, ценностей через таможенную границу. Под таможенной границей понимаются в том числе и внешние границы Таможенного союза.<br />
<br />
И конечно, от администраций стран будет зависеть, станет ли легче гражданам перемещаться внутри союза, станет ли бизнес более эффективным, снизятся ли его издержки, упростятся ли процедуры, улучшится ли таможенная инфраструктура. Иными словами сможет ли (а он должен) Таможенный союз стать стимулом для дальнейшего роста производства наших стран. А что касается России – дополнительным толчком к модернизации и инновациям.<br />
<br />
Сейчас нам предстоит очень важный период мониторинга за соблюдением введенных норм, оценки ситуации с инфраструктурой, оценки качества работы персонала. Предстоит выяснить все ли сделано, чтобы таможенные процедуры были более эффективными. Для этого комитет Госдумы по промышленности предложил Российскому союзу промышленников и предпринимателей и его комитету по внешнеэкономической и таможенно-тарифной деятельности объединить усилия экспертов для совместной работы по совершенствованию законодательства, по оценке ситуации и быстрому реагированию на недостатки, которые возможно проявятся в ближайшие месяцы. Речь идет о серьезной ответственности за принятые решения и способности их реализовывать.<br />
<br />
Партия «Единая Россия» и наша фракция в Госдуме в течение двух лет последовательно проводила политику усиления интеграции трех стран в рамках Таможенного союза. Мы сделали многое для достижения этих договоренностей. Фракция призывала к ратификации этих договоров. Сегодня и Партия, и фракция «Единая Россия» будет наблюдать за ситуацией не праздно, а профессионально, чтобы выполнение этих решений было благом для наших народов.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".