Человек дня
1573 12 января 2010 0:01

Тайип Эрдоган

В Москву прибывает премьер-министр Турции для обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества. Анкара рассчитывает решить собственные проблемы.

Отношения между Россией и Турцией укрепились после недавнего разрешения Анкары на прокладку газопровода «Южный поток» через свои территориальные воды. Однако расширение энергетического партнерства между двумя странами обусловлено не только энергетическими, но и политическими соображениями: Россия позиционирует себя в качестве посредника в решении армяно-турецкого конфликта и стартовавшего недавно процесса нормализации отношений между ними.  

Современные отношения России и Турции можно назвать двоякими. С одной стороны, Анкара избегает открыто критиковать инициативы Москвы, демонстрируя конструктивный, а порой даже дружественный подход к российской внешней и внутренней политике. Однако, с другой стороны, Турция претендует на статус ведущего энергетического диспетчера в Европе, вследствие чего стремится максимально диверсифицировать контакты с инвесторами в крупнейшие транспортные проекты в регионе, будь то Россия или же американо-европейское политико-экономическое сообщество.

Турцию не устраивает активное стремление российского руководства минимизировать ее роль в процессе доставки углеводородов в Европу в обход турецких территорий (газопроводы North и South Stream, нефтепровод Бургас-Александруполис). Камнем преткновения остается и низкая результативность переговоров сторон по активизации проекта «Голубой поток-2».

В свою очередь, Москва недовольна ограничительным мерами, введенными турецким правительством в отношении прохода российских танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы и считает их «дискриминационными». Совокупность этих факторов в последнее время и определяет контуры российско-турецких отношений.

Другим важным аспектом, характеризующим развитие двусторонних контактов, является тесное партнерство Турции и Грузии. Это создает угрозу не только для сохранения достигнутого в августе 2008 года политико-военного доминирования России на Кавказе, но делает Турцию прямым конкурентом России в борьбе за влияние в Абхазии.

По завершении «пятидневной войны» Анкара активизировала свою дипломатию в регионе, разработав собственную программу стабилизации под названием «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе».  К обсуждению путей выхода из кризиса предполагается подключить, помимо самой Турции, также Россию, Армению, Азербайджан и Грузию, с последующим присоединением к дискуссии ЕС и США. При этом «Платформа» исключает участие в ней Абхазии и Южной Осетии.

 Интерес Турции в плотном включении в миротворческий процесс на Кавказе обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, в Турции проживает самая крупная лоббистская организация Абхазии – Кавказский комитет солидарности с Абхазией, а сама республика с XV по XVII вв. входила в состав Османской империи. На сегодняшний день в Турции проживает более 500 тысяч абхазцев, в то время как в самой Абхазии их чуть более 300 тысяч.
 
Признание Россией независимости этой республики предоставляет Анкаре возможность расширять контакты с абхазским руководством, акцентируя внимание, в первую очередь, на экономической и  религиозной близости турецкого и абхазского народов. Абхазский бизнес во многом ориентирован на соседа по Черноморью: например, Абхазия экспортирует до 20% круглого леса в Турцию, до 15% доходов от экспорта дает предоставление Турции в аренду абхазского шельфа Черного моря для ловли рыбы. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".