Статья
12 Октября 2017 18:01

Тайминг для «Минска»

Мирный процесс в Донбассе давно вышел за пределы отведенных для него временных рамок.

Первые Минские соглашения не смогли стать надежной преградой для попыток сторон расширить зону своего контроля, что привело к штурму Донецкого аэропорта и Дебальцево. Имплементация вторых Минских соглашений должна была завершиться еще в конце 2015 года. Тем не менее, из-за невыполнения договоренностей, «нормандская четверка» вынуждена была продлевать их действие два раза. Нынешняя тупиковая ситуация позволяет сделать вывод, что Минск-2 придется пролонгировать, как минимум, и на 2018 год.

Однако до конца 2018 года временной фактор будет оказывать все большее влияние на ход переговоров и поведение их непосредственных и косвенных участников. Последние решения Верховной Рады Украины, а также приближающиеся календарные события существенно сужают горизонт планирования для мирных инициатив. Образуется временная вилка, которая в теории должна подталкивать как стороны конфликта, так и международных гарантов к активизации дипломатических усилий.

Подписание президентом Порошенко законопроекта № 7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» технически продлило особый статус Донбасса до 10 октября 2018 года. Это означает, что осенью следующего года, если конфликт не будет урегулирован или же не будут внесены поправки в Конституцию, касающиеся особого статуса, Порошенко вновь придется протаскивать через Верховную Раду пролонгацию соответствующего закона. В противном случае, международные гаранты и республики получат веские аргументы для обвинения Украины в отказе от выполнения ключевого политического пункта договоренностей, а значить и для возвращения в политическую повестку дня вопроса о целесообразности ведения диалога по реинтеграции Донбасса в целом и сохранения санкций в отношении России.

Однако, ограничив срок действия закона одним годом, украинские власти сами поставили себя в рискованную зависимость от внутриполитической ситуации. Продление закона будет осложнено президентской кампанией, которая фактически стартует осенью и завершится очередными выборами главы государства 31 марта 2019 года. Учитывая то, какие усилия пришлось приложить Порошенко для продления особого статуса на один год, в условиях приближения к горячей фазе президентской гонки это станет еще более трудновыполнимой, если вообще посильной, задачей. Националистически настроенная оппозиция уже превратила Минские соглашения в лозунг против власти, добившись исключения их упоминания из закона № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей».

Кроме того, в ноябре 2018 года завершается срок полномочий Глав и Народных Советов ДНР и ЛНР. Российские официальные лица сигнализировали, что Захарченко и Плотницкий и депутаты Народных Советов проработают до конца срока своих полномочий. В соответствии с Минскими соглашениями должны состояться выборы представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей по украинскому законодательству. Опять-таки в теории именно этим представителям должна быть передана власть над «отдельными районами» от республик. С другой стороны, если к моменту истечения полномочий действующих властей ДНР и ЛНР договоренности с Украиной о проведении выборов не будут заключены, республики, уже в соответствии со своим законодательством, могут принять решение провести повторные выборы, в результате которых будет избраны власти с полномочиями на следующие 5 лет, то есть до 2024 года.

Очевидно, что ни Украина, ни западные гаранты мирного процесса не признают эти выборы. Не исключено, что, в ответ на блокирование украинской стороной политического урегулирования, республики могут еще больше повысить ставки и вместе с выборами Глав и Народных Советов провести муниципальные выборы по собственному законодательству. В итоге процесс формирования суверенной власти на неподконтрольных Украине территориях будет доведен до логического конца.

Следует также учитывать и внутрироссийский фактор. 18 марта 2018 года в России состоятся президентские выборы. Можно предположить, что Кремль будет более свободен в решениях по Донбассу, поскольку на него не будет воздействовать электоральный фактор. При этом Москва может как допускать для себя какие-то компромиссы, руководствуясь мотивами налаживания отношения с Западом, так и занять еще более жесткую и непримиримую позицию.

Таким образом, для урегулирования в Донбассе есть узкая вилка от настоящего момента до приблизительно августа-сентября 2018 года. Стороны должны успеть договориться, чтобы выполнить Минские соглашения или вывести переговоры на такую траекторию, на которой дальнейший прогресс будет рассматриваться как необратимый. В то же время если сторонам так и не удастся за это время совершить подвижки в урегулировании, риски принятия необратимых решений, который поставят крест на Минских соглашениях, можно считать высоко вероятными.

Максимальный выигрыш, на который в таком случае может рассчитывать Украина, — сохранение на неопределенный срок политики антироссийских санкций при потере территорий на востоке. Российские власти, со своей стороны, удержат стратегический контроль над Донбассом, а вместе с ним, и рычаг влияние на процессы в соседнем государстве.

Олег Игнатов, политолог

Центр политической конъюнктуры специально для «Актуальных комментариев»  


  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".