1885 31 октября 2011 14:01

Театральное дело

Театральный продюсер Сергей Даниелян в интервью АК рассказал о своем новом проекте «Короли танца», Диане Вишневой и работе с Игорем Чапуриным.

- Сергей, вы занимаетесь очень редкой и новой для нашей страны профессией - ...

- ...Я уже много лет в профессии...

- Вы - уникальный случай. Театральный продюсер – скорее исключение, чем практика. Вспоминая недавний разговор с Марией Максаковой, где она говорила, что у нас классическое искусство не воспринимают как коммерчески успешный продукт, хочется узнать почему вы решили этим заняться?

- Для меня это стало делом жизни. Мне очень близок танец, как универсальный инструмент общения с аудиторией. Поэтому, можно сказать, для меня это стало делом жизни. Учась на театрального менеджера, нас готовили для работы в драматическом театре, а для работы в музыкальном приходилось заниматься дополнительным самообразованием.

- Скорее на практике? Ведь когда вы учились и понятия такого как продюсер не было.

- Не было. У меня в дипломе написано театровед и организатор театрального дела. Нынешние «продюсеры» с образованием зачастую даже не очень понимают специфику театра, особенно музыкального.

- Вы считаете, что с образованием в этой области совсем плохо?

- Не совсем, у нас давно существуют ВУЗы, выпускающие специалистов театрального дела, ныне продюсеров. И возможностей себя реализовать много, все проверяется на практике, насколько тот или иной выпускник способен к самостоятельной работе. Перечень задач достаточно широк: букинг, кастинг, пропомо, продакшн и т.п. – полный цикл.

- Вы много работаете в Америке, насколько охотнее там берутся за рискованные современные проекты?

- Вся система организации исполнительского искусcтва там принципиально отличается от российской и даже европейской. Во-первых, там нет министерства культуры как такового, соответственно и господдержки тоже нет. Все художественные проекты финансируются на уровне городов. Там два основных вида театров: коммерческий, как Бродвей, и некоммерческий, чаще всего собирающийся для определенной постановки и существующий при культурных центрах и институтах.

- Во время гастролей Американского Балетного Театра в Москве многие артисты жаловались на невнимание на родине к их творчеству, отсутствии поддержки и интереса у публики. Но могу сказать, что публика и качество представлений в Нью-Йорке и Москве не сильно отличается.

- Я думаю, тут идет речь о более молодой публике, ведь с появлением гаджетов весь механизм общения с миром изменился. Молодежь быстрее адаптируется, поэтому и меньше людей идет работать в театр. Раньше, попав в труппу театра, у тебя появлялась возможность ездить по миру. Сейчас это доступно каждому – выбор стал в сотни раз шире, поэтому и большей популярностью пользуются экономико-финансовые профессии и связанные с IT.

- А если говорить о популярности и звездности, среди околоактрис, околопевиц и прочих всегда найдется своя Ким Кардашьян, раскрутившая себя на мелких интернет интрижках и скандальчиках. Как насчет балетных артистов? Есть ли среди них действительно популярные и медийные герои?

- Я бы не сказал, что со времен Баланчина (George Balanchine) в Америке появились звезды хореографии, про современный танец еще можно говорить. Многих из звезд приняли участие в московской премьере «Королей танца».

- Откуда взялась идея сделать исключительно мужскую постановку?

- Мне самому было интересно как четыре артиста могут работать вместе, с разными хореографами. Это люди, представляющие совершенно разные культуры и страны. Это был эксперимент, в самом начале мы не думали, что он выльется в проект постоянно действующей лаборатории.

- Проект огромный и, очевидно, дорогостоящий. Например, к новой постановке костюмы делал один из самых известных и дорогих наших дизайнеров Игорь Чапурин. «Короли танца» существуют за счет спонсорских денег?

- У нас есть компания с которой мы давно сотрудничаем и дружим, она и помогаает в осуществлении наших проектов. Плюс касса от продажи билетов. У публики есть интерес к проекту. Поэтому мы можем себе позволить сотрудничество с интересными людьми и, главное, платить адекватные деньги хореографам и труппе.

- Кстати, как возникла идея сотрудничества с Чапуриным?

- Он не первый раз создает костюмы для театра, более того мы уже имели опыт работы с ним в постановке «Отражение». Кстати, Игорь не имеет своей мужской линии одежды, поэтому это еще более заинтересовало нас, как он справится с костюмами для исключительно мужской постановки.

- Вы думаете публика в полном объеме уловила все грани и тонкости работы, я имею ввиду, спектакль в целом?

- Мы никогда ничего не делаем, чтобы кому-то понравиться. Мнения всегда разные. Кто-то сразу проникается, кому-то нужно еще раз посмотреть.

- Не верится, что такой состав может кому-то не понравиться. Давайте сменим тему мальчиков. В ноябре вы привозите балерину Диану Вишневу. Совершенно полярную «Королям танца»...

- Диана - прекрасная балерина, не прерывающая поиск новых форм, новых выразительных средств. Ее во многом можно назвать первооткрывателем. То, что Джон Ноймайер (John Neumeier)согласился сделать постановку специально для нее, говорит о ее высоком авторитете в мире танца.

- Она работает и в России, и в Америке. Где ее лучше принимают?

- Не могу сказать, что есть большая разница. Ее любят и здесь, и за океаном. Непозволительное для женщин сравнение, но она как вино – с годами ее талант становится все лучше.

- Но все же работает с западными хореографами. Многие сейчас говорят о затухании русской школы современного танца. Вы тоже так считаете?

- Танцоры есть, с некоторыми мы работаем. Хореографов нет.

Беседу с Сергеем Даниеляном вели Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".