Театральные романы
публицистЛеонид РадзиховскийЯ не стану пережевывать подробности скандалов между ушедшим, наконец, в отставку Юрием Любимовым и «его крепостной труппой».
Кто у кого сколько денег выклянчил (зажилил, стырил) – подсчитать немыслимо. А театральные страсти, поцелуи и кинжалы после Булгакова – не мне описывать.
Ограничусь лишь сухими фактами.
Ю.П.Любимову – 93 года. Если есть (если были) главные режиссеры еще более зрелого возраста – я о таких не слыхал.
Мастер родил свою Таганку в 1964 году. Было ему тогда, как легко посчитать, 47 лет.
После вынужденного перерыва (1984-88) он вернулся в театр, в 71 год.
Все любители театра знают (хотя бы по легендам, если сами по возрасту не видели) спектакли 1960-70-х годов – «Добрый человек из Сезуана», «Гамлет», «10 дней, которые потрясли мир» и т.д.
Никто, кроме профессиональных критиков не может назвать ни единого спектакля, поставленного им после возвращения.
Уникальна ли ситуация на Таганке?
Судите сами.
МХАТ им. Чехова. Худрук – О.Табаков, 76 лет.
МХАТ им Горького. Худрук – Т.Доронина, 78 лет.
Театр Моссовета. Худрук – П.Хомский, 86 лет.
Малый театр. Худрук – Ю.Соломин, 76 лет.
Театр «Современник». Худрук – Г.Волчек, 78 лет.
Театр Виктюка. Худрук, соответственно, Виктюк – 75 лет.
Ленком. Худрук – М.Захаров, 78 лет.
Театр Сатиры. Худрук – М.Ширвиндт, 77 лет.
Театр «Мастерская Петра Фоменко». Петру Фоменко – 79 лет.
Театр Ермоловой. Худрук – В.Андреев, 81 год.
Я перечислил практически все ведущие московские театры. Есть, понятно, исключения. Так «младшему Райкину» - руководителю «Сатирикона» - всего 60, как и худруку Театра Советской Армии Б.Морозову.
Но, в общем, такой фантастической геронтократии, как в театре, нет, кажется, ни в одной сфере деятельности в нашей стране.
Кстати, и новым худруком Таганки может стать В.Золотухин, аккурат к 70-летию.
Но, может, это такая специфика театров – с 70 лет начинается настоящий рассвет и расцвет, до этого все были только цветочки, а тут-то дозрели, наконец, ягодки?
Я - не профессиональный критик чужих спектаклей, и безапелляционно судить не берусь.
Как простой зритель, смею заметить, что никаких запоминающихся (сенсационной, новаторских, да хотя бы просто скандальных) постановок в этих театрах за последние лет 10 никак не вспоминается.
А вот раньше, когда Ефремов возглавил «Современник» в 29 лет, Волчек – тот же «Современник» в 39, Захаров – «Ленком» в 40 лет, Фоменко свой театр в 60 и т.д. – были и сенсации и прорывы и скандалы… Про Любимова уже сказано выше.
Так что, все-таки, режиссер, видно, отличается от вина. «Чем старше – тем лучше» - не совсем про него.
Не про театр, а про совсем иное заведение сказано «девочек менять надо». Но там-то это легко.
А вот режиссеров – тем паче титулованных, с званиями и орденами – дураков менять нет. Только тронешь – поднимется такой вой, что проклянешь день и час… А так – спектаклей нет, но и скандалов нет.
А что есть?
Да ни черта нет.
Ну, так не больно и хотелось.
Леонид Радзиховский