Статья
285 29 Января 2015 13:50

Терроризм и трансформация Верховной Рады

27 января Верховная Рада в первом чтении приняла изменения к законам, которые формализовали процедуру признания организации террористической (ранее в украинском законодательстве никакой конкретики по этому поводу не было).

По представленному советником главы МВД Антоном Геращенко проекту предполагались две процедуры. Согласно первой СБУ обращается в Генпрокуратуру, та после проверки данных передает дело в Высший административный суд, который за один день принимает решение. По второй, оценку дает СНБОУ (Совет национальной безопасности и обороны Украины), а решение утверждается указом президента.

В ходе заседания, со слов Олега Ляшко, была принята вообще третья формулировка — решение принимает парламент по представлению СНБОУ.

Собственно, принятие этого закона, пусть даже и в первом чтении, говорит о состоянии украинского парламентаризма чуть меньше, чем все.

Вообще история принятия сама по себе феерична. Донецкая народная республика была создана 7 апреля. Руководители государства — Турчинов и Яценюк — тут же определили ее как террористическую организацию.
Украина периодически упрашивает международное сообщество подтвердить свои фантазии.

В день создания ДНР была начата АТО. В мае Генпрокуратура признала ДНР и ЛНР террористическими организациями. С тех самых пор Украина ведет войну с «террористами» и даже с «российскими террористическими войсками», а также периодически упрашивает международное сообщество подтвердить свои фантазии. Однако внести изменение в законодательство депутаты соизволили только через 9 месяцев!

Следующий момент — проголосовав за этот закон, депутаты вообще вывели вопрос о признании организаций террористическими за пределы правового поля.

Основной правового государства является разделение властей. В частности, статья 124 Конституции четко указывает: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве».

Именно на эти нормы и покушается законопроект, который передает право принятия судебных решений органам исполнительной (первоначальный проект) или законодательной (принятый проект) власти. Причем законодатели отлично это понимали, потому что в первоначальном варианте была предусмотрена и юридически корректная процедура, которая, однако, была гневно отвергнута. Словами Ляшко «тайное решение (…) суда» не нужно, «так можно кого угодно, и меня признать террористом» (кстати, оценить, нет ли в его действиях в зоне АТО признаков терроризма, было бы здраво). Жаль, Ляшко не уточнил, не стоит ли вообще упразднить все суды, а их функции передать парламенту.

Уже по причине противоречия законопроекта Конституции следует ожидать, что он либо не будет принят во втором чтении, либо заветирован президентом. Впрочем, допускается и принятие закона именно в такой формулировке…

Ну и наконец, учитывая ключевую роль СНБОУ в принятии решения о признании террористических организаций, стоит вспомнить, что в декабре прошлого года Рада существенно расширила его полномочия вообще и секретаря СНБОУ (сейчас — Александра Турчинова) в частности.

Тогда речь шла о перераспределении полномочий в пользу группы Турчинова-Яценюка (конституционные полномочия президента де-факто урезались). Теперь же «партии войны», которая, по сути, контролирует СНБОУ, передается право делать представление о признании организации террористической, причем он теоретически может сделать это и без согласия президента.

Что характерно, обе партии будут довольны. «Партия войны» создает условия для продолжения войны. «Партия мира» выводит из-под критики президента-миротворца (он хотел, но ему не дали).

Существенно тут, однако, не то, будут ли приняты решения о признании ЛНР и ДНР террористами, а то, что законодательство последовательно превращается из инструмента формирования «правил игры» в инструмент распределения власти между политическими группами.

Политолог, политтехнолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин специально для «Актуальных комментариев»
17 Января 2019 Новости
Киев боится кровопролития: украинские СМИ о новой процедуре перехода религиозных общин
 Киев боится кровопролития: украинские СМИ о новой процедуре перехода религиозных общин Верховная рада Украины приняла закон об изменении юрисдикции религиозных общин, который может лишить каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ) ее храмов, сообщает РИА Новости.
14 Января 2019 Новости
«Мертвые души» на выборах президента Украины
 «Мертвые души» на выборах президента Украины Списки избирателей на выборах президента Украины открывают возможности для различных манипуляций, которые, скорее всего, будут использованы действующей властью. Согласно данным ЦИК Украины, формальное число избирателей на несколько миллионов человек больше, чем фактически смогут прийти на избирательные участки.
13 Января 2019 Новости
Рейдерский захват. Как на Украине оправдывают отъем храмов УПЦ МП
 Рейдерский захват. Как на Украине оправдывают отъем храмов УПЦ МП Церковные общины десятками переходят из УПЦ МП в Православную церковь Украины (ПЦУ), сообщают украинские СМИ. Священников Московского патриархата не пускают в храме, всего насчитывается более 60 таких случаев. «Актуальные комментарии» рассказывают о начале передела церковной собственности на Украине.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".