Статья
9 Января 2010 0:01

Тест на прочность

<p style="text-align: justify">2009 год ознаменовался важным с точки зрения процесса институционализации постсоветского пространства событием: подписанием соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ. Однако не все участники этого военного блока на постсоветском пространстве выразили готовность солидаризоваться с общим мнением. Строптивость проявили Узбекистан и Белоруссия, которая, правда, позже, все-таки подписала данное соглашение. Ташкент мотивировал свое решение несогласием с «генеральной линией», считая КСОР механизмом вмешательства во внутренние дела другого государства.</p>
<p style="text-align: justify">Смысл создания новой службы, согласно официальным заявлениям, заключается в отражении военной агрессии, борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. Инициатором этого проекта осенью 2008 года выступила Россия. Для Москвы усиление военной составляющей ОДКБ – дополнительная возможность (помимо экономических вливаний) укрепить свое влияние на постсоветском пространстве, главным образом, в его азиатской части. Для Москвы запуск этого проекта имеет, помимо политического, имиджевое значение. Тем самым, во-первых, опровергается тезис о нежизнеспособности интеграционных структур в рамках ОДКБ, во-вторых, демонстрируется солидарность всех участников организации (особенно на фоне слухов о возможном выходе из структуры Узбекистана).</p>
<p style="text-align: justify">У участников КСОР также свой интерес в появлении подобной силы. Национальный элиты Центральной Азии ведут перманентную борьбу с исламистской угрозой и нелегальной торговлей наркотиками и вооружением, а вступив в КСОР, рассчитывают оптимизировать эту борьбу и сделать ее более эффективной. Однако главной проблемой новой структуры станут нерешенные межгосударственные противоречия по нескольким линиям, в том числе по линии российско-узбекских отношений.</p>
<p style="text-align: justify">Отказ Узбекистана подписать соглашение на саммите ОДКБ летом 2009 года, предшествующее этому приостановление членства страны в ЕврАзЭС, а также выход Узбекистана из Объединенной энергосистемы породили слухи о возможном выходе республики из ОДКБ, что фактически означало бы поражение центральноазиатской политики России. За последние несколько лет Узбекистан скорректировал свою внешнюю политику, сменив курс однозначной ориентации на РФ на активизацию контактов со странами Запада. Так, республика предоставила НАТО свою территорию под транзит грузов в Афганистан и пригласила альянс в контактную группу по Афганистану, предложив преобразовать ее в формат «6+3».</p>
<p style="text-align: justify">В отношениях с Евросоюзом также наметилось сближение, особенно после снятия с республики санкций осенью 2008 года. Долгое время страны ЕС придерживались весьма жесткой позиции, которая определялась тем, что принято называть «правами человека». Однако в условиях растущей зависимости стран ЕС от поставок энергоносителей из Центральной Азии возникает необходимость более гибкого подхода в отношении с продавцами углеводородов. С учетом отсутствия альтернативных маршрутов Центральная Азия фактически остается единственным стабильным поставщиком «голубого топлива».</p>
<p style="text-align: justify">В отношении Узбекистана санкции были введены в мае 2005 года после отказа республики от международного расследования событий в Андижане, когда власти подавили мятеж исламистов, в результате чего погибли мирные жители. Отмена санкций на поставки военной техники в Узбекистан доказала свою неэффективность, поскольку вооружение республика, будучи членом ОДКБ, закупает в основном в России по внутрироссийским ценам. Отмена санкций связана еще и с тем, что не так давно ЕС принял новую стратегию по «экспансии» в Центральную Азию, а Узбекистан является крупнейшей по численности населения и экономическому потенциалу страной региона, что автоматически делает ее привлекательной для западных элит.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".