The Birth of Biopolitics
Курс лекций Мишеля Фуко 1978-1979 гг., его основная тема - "генеалогия современного государства", реконструируемая посредством анализа послевоенного немецкого "ордолиберализма" и американского неолиберализма.
«Рождение биополитики» — курс лекций Мишеля Фуко
В «Рождении биополитики» Фуко переходит от «дисциплинарных» форм управления, свойственных XIX веку, к современным, предполагающим учреждение рынка и сферы экономического взаимодействия в качестве единственного источника политической легитимности. Основное внимание Фуко уделяет формированию неолиберальной модели правления в контексте «ордолиберализма» — доктрины, разработанной немецкими экономистами и ставшей основой для послевоенной западногерманской политики. Радикальное отличие ордолиберализма от классического либерализма (А. Смит, Дж. Милль) заключается в том, что вопрос управления состоит теперь уже не в том, как ограничить государство и какие функции ему приписать, а в том, как основать государство, если его главная (и легитимирующая само его существование) задача — обеспечить функционирование механизма рыночной конкуренции, которой препятствуют как практики государственной интервенции, так и архаичный социальный уклад. Меняется сама концепция либерального государства — оно перестает быть негативным («ночным сторожем»), становясь гарантом и стимулятором перестройки социальных отношений. Целью такого правления должно стать выстраивание всех экономических агентов как «предприятий», ответственных за собственные действия.
Послевоенный неолиберальный проект, вписываясь в программу сохранения капитализма, привел к радикальному изменению форм управления буржуазным государством. Режим «верховенства закона» (rule of law) перестал означать независимость от деспота и полицейского государства, а стал выступать в качестве «рамки», формально определяющей правила свободного экономического взаимодействия, вмешиваться в которые государство не имеет права. В то же время, государство и экономика более не могут представляться в качестве независимых сфер (как в классическом либерализме), поскольку единственным источником политической легитимности является способность государства юридическими и институциональными средствами высвобождать и поддерживать рыночную конкуренцию как базовый механизм взаимодействия равных граждан.
Таким образом, западногерманский неолиберальный проект задал новые образцы и дискурсы правления, позволившие освободиться от «иррациональности» рынка, бывшей предметом критики с начала XX века. Как показывает Фуко, эти принципы получили развитие и заново оформились в американском неолиберализме, связанном с Чикагской школой. Если ордолибералы Германии стремились управлять обществом во имя экономики, американские неолибералы попытались переопределить всю сферу социального и политического в экономических терминах, устранив, таким образом, двусмысленность статуса государства как инстанции, одновременно внешней и внутренней для рынка. Правительство само становится экономическим агентом, чьи действия подчиняются принципам рационального выбора, причем его главной целью остается стимулирование экономической конкуренции и рыночное оформление уже существующих социальных институтов.
Возникает так называемый «рыночный фундаментализм», одним из важных достижений которого, как показывает Фуко, является критика марксистской теории «труда» — в неолиберализме нет рабочей силы и труда, есть «человеческий» и «личный» капитал, то есть каждый работник рассматривается в качестве независимой «мини-фирмы», занятой максимизацией своей прибыли. Точно так же новую трактовку получает и понятие «преступности», лишающееся моральных или медицинских коннотаций. Таким образом, неолиберальная политика оказывается «биополитикой», поскольку, как считает Фуко, ее главная задача — формирование того homo oeconomicus, чья экономическая свобода является уже не данностью, а коррелятом самих управленческих практик.
Только влияние на «окружение» и «параметры» среды существования «человека экономического» позволяет последнему удерживаться в свободной конкурентной игре экономического воспроизводства и развития. В итоге неолиберальное государство не тяготеет к самоограничению, а, напротив, берет на себя все новые и новые задачи, дистанцируясь при этом от классических форм «интервенционизма».
Michel Foucault, The Birth of Biopolitics: Lectures at the College De France,
Материал подготовлен при поддержке проекта "Книжный клуб Liberty".