Статья
20 Марта 2009 9:36

The Global Achievement Gap

США все еще лидер мировой экономики, однако их система образования становится все менее конкуретноспособной.
Комментарии экспертов
<p>Россия, пожалуй, находится сейчас в уникальном положении. Наша система
образования настолько неэффективна, громоздка, не приспособлена к
требованиям экономической реальности, морально и материально устарела,
что ее можно смело отправлять на свалку целиком. Реформировать систему,
застывшую по сути на в эпохе 60-ых годов прошлого века, ориентированную
- несмотря на многочисленных "экономистов" и "юристов" - на массовую
подготовку инженерных кадров для индустриальной экономики, уже
бессмысленно. Чем раньше мы это поймем, тем быстрее придем к
единственно корректному выводу - российское образование не должно
пытаться достичь современных западных образцов, все равно не получится.
Нам нужно смотреть дальше, за горизонт того положения вещей, который
складывается сегодня в сфере образования в Европе и особенно в США.
Новое российское общество потребует радикально нового российского
образования. И сейчас не грех подробно изучить те проблемы, которые
имеются в современных образовательных системах наших конкурентов - их,
эти ошибки, лучше не повторять.
<br>
Книга Тони Вагнера дает отличный
шанс познакомиться с тем, как сами американцы видят эти проблемы.
Подзаголовок работы звучит так: "почему даже самые лучшие преподаватели
в Америке не учат наших детей тем навыкам, которые им жизненно
необходимы, и что нам с этим делать?" Весьма откровенная постановка
вопросов, никаких ссылок на великие традиции, которыми - вне
зависимости от контекста - так любим гордиться мы. Тревожная реальность
американской системы образования состоит в том, что хотя США остаются
лидером мировой экономики, выпускники университетов страны зачастую
проигрывают на глобальном рынке труда своим сверстникам из Индии и
Китая. Вагнер ссылается на книгу Томаса Фридмена (Thomas Friedman) The
World is Flat, вышедшую в 2006 году. В ней в частности утверждается,
что любая работа, которая может быть разложена на какой-то очевидный
алгоритм может быть в настоящее время легко экспортирована в другие
страны мира, где существует быстро растущее чичсло высого образованных
"информационных рабочих" (knowledge workers), которые будут справляться
со своими обязанностями за небольшую часть той заработной платы,
которую привык получать работник в США. Это означает, что американские
инженеры, американские архитекторы, технические специалисты, и
специалисты по работе с клиентами, - короче говоря, речь идет
практически обо всех профессиях, связанных с обработной информации, - в
самые ближайшие годы могут оказаться никому не нужны. Какое же будущее
ждет американских детей, которые вынуждены будут конкурировать на
глобальном рынке со своими сверстниками из развивающихся стран,
спрашивает Вагнер? Что они должны уметь, для того чтобы приуспеть в
этой конкурентной борьбе?<br>
<br>
Этот вызов усугубляется не слишком оптимистичной картиной американского
образования в его нынешнем виде. Вагнер приводит статистику, суть
которой в том, что США по целому ряду параметров уступают сегодня
некоторым другим развитым странам, а между средней и высшей школой
существует серьезный разрыв. Колледжи, впрочем, по признанию самих
профессоров тоже зачастую учат не тому, что нужно для реальной работы в
новой экономике. Основной тезис Вагнера состоит в том, что проблема
лежит именно в содержании учебных программ, просто не соответствующим тем задачам, которые сегодня стоят перед обществом.
Учащимся нужны новые навыки, необходимые им для того, чтобы быть
работниками, гражданами и предпринимателями в быстро меняющемся
современном мире.<br>
<br>
Современная система образования началась вместе с современным
национальным государством. Непременным условием успеха в обществе модерна стали
базовые навыки, которым в обязательном порядке учили всех детей, - речь
идет о чтении, элементарном счете и базовых навыках письменной речи.
Сегодня, пишет Вагнер, ни одна работа не может успешно выполняться
только при наличии этих трех условий. Кроме того, мы сталкиваемся с
тем, что число информации растет в геометрической прогрессии,
технологии постоянно меняются, а обществу противостоят все новые
вызовы, решение которых нетривиально, - такие как, например, глобальное
потепление или перспектива клонирования человека. Вагнер считает, что в
дополнение к трем элементарным навыкам, овладение которых было
необходимым условием для успешной социализации человека в последние 200
лет, нам сегодня нужно предложить еще два.</p>
<p>Это, во-первых, умение
мыслить - то есть анализировать данные, доказывать выводы, оценивать
факты и решать проблемы. А во-вторых, такой навык как умение успешно
коммуникацировать с другими людьми. Эти качества больше не являются
обязательными лишь для элиты общества, они жизненно важны для всех его
членов.</p>
<p>Американская образовательная система, подытоживает Вагнер, учит людей
читать, но не объясняет им, как нужно обдумывать прочитанное и
развивать или оспаривать полученную информацию, она также не раскрывает
способов обмена своими идеями с другим участниками обучения. Учащиеся
запоминают исторические имена и даты, но не могут объяснить значение
тех или иных исторических событий. Они учатся складывать и вычитать, но
не знают, как оценивать статистику или работать с вероятностными
параметрами. И так далее - список можно продолжать до бесконечности.
<br>
Вагнер находит объяснение всем этим феноменам в том, что школы никогда
не предназначались для того, чтобы учить думать <em>всех </em>людей. В течение
веков большинство населения планеты было занято в сфере ручного труда и
специфические навыки мышления были для него избыточными. Времена
изменились и, возможно, именно сегодня нам вместе с американцами
следует крепко <em>задуматься </em>над этим. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".