Статья
951 15 июля 2012 12:21

The "Взгляд". Битлы перестройки

Книга основана на воспоминаниях Евгения Ю. Додолева о создании и крушении самого рейтингового проекта отечественного телевидения - передачи "Взгляд".
Комментарии экспертов

Все мои последние изыскания в области позднесоветского ТВ и отсылки к той эпохе в целом индуцированы очень смешной книжкой, которую я читал между делом. Журналист Додолев попытался рассказать о героической эпохе отечественной тележурналистики, получилось у него это пылко, но совершенно бестолоково. Текст распадается на бесконечные повторы, интервью с друзьями и бывшими соратниками Додолева, и все это склеено философскими рассуждениями автора о новейшей истории, современности, новых и старых медиазвездах, прожитых годах. В части интервью попадаются по-настоящему интересные вещи, но в целом книги у Додолева написать не получилось. Просто времена настали такие (я тоже могу присоединиться к авторской лебединой песне), что книгу можно издать даже на основе содержимого корзины для бумаг.

Центральная форма повествования, впрочем, у текста имеется. Это сплетни. Кости перемываются почти всем, начиная от Влада Листьева и преподающего в Высшей школе экономики Анатолия Лысенко и заканчивая Навальным и Тиной Канделаки. Автор, исполненный благородством, молчит лишь в отношении тех, кому он «по жизни обязан» – главной из таких фигур является Иван Демидов. Смертельный враг Додолева – это не кремлевские старцы и не пыльная эпоха, против которой сражаются взглядовцы, оставшиеся в строю, – Политковский и Мукусев. Больше всего Додолева раздражают неподлинность, неискренность существования современных авторов, пишущих в ЖЖ и Твиттер. Этим формам досуга он противопоставляет высокую школу репортажа «Взгляда» и бескомпромиссную борьбу за эфир. Раньше, короче говоря, и трава была зеленее.

В визуальном смысле в книге меня больше всего поразила свадебная фотография Политковских, сделанная на фоне какого-то советского памятника – невеста и жених в центре, а по флангам свидетели и родственники. Точно такая же была в семейном альбоме моих родителей, что свидетельствует об уникальном культурном единстве позднего СССР, где концепты и эстетические каноны были общими для всех и схватывались, соответственно, на лету. Именно в таком пространстве существовал «Взгляд», программа, которую, по утверждению Додолева, смотрели 200 млн. человек одновременно.

В интервью можно встретить различные поучительные истории. О том, как некоторые взглядовцы занимались откатами, например. Или о том, как они продавали коммерческую рекламу, работая на государственном телевидении, а деньги клали в карман. Бэкграунд у ведущих – советское киновещание, «контрпропаганда», ориентированная на рассказ Западу о том, как процветает СССР. Это оказалось хорошей школой. Или вот история – взглядовцы в один голос говорят о том, что демократия на ТВ у нас кончилась с приходом Ельцина, при котором плохих репортеров, задававших неправильные вопросы, начали тихо отодвигать в сторону. Время романтиков закончилось, а началось время Караулова и Парфенова. Последний для этой тусовки враг, трусливый предатель интересов журналистики. Ну и прочее в том же духе.

В целом могу рекомендовать к пролистыванию для интересующихся историей и тем, как в этой стране делались медиа. Обращайте внимание на интервью, хотя книга сверстана так, что найти их в авторском словесном потоке непросто, и от чьего имени идет повествование почти всегда не ясно.

P.S. В заголовок книги вынесена фраза Тимофея Шевякова, которого Додолев называет историком, за характеристику «Битлами» благородит и ни в каком участии в провокациях на фронте журналистики не подозревает. Очень приятно, когда фразы бывших коллег вот так расходятся влет.

Евгений Додолев, «The „Взгляд“. Битлы перестройки», М.: Зебра Е, 2012 — 310 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".