Статья
1111 3 марта 2010 0:03

Азербайджан за сохранение СНГ

В Азербайджан с рабочим визитом прибыл первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, который является координатором по СНГ. 

На встрече с Шуваловым премьер республики Артур Расизаде выступил за более интенсивную интеграцию в рамках СНГ. «Мы сторонники сохранения СНГ, и более того, работы по более интенсивной интеграции со странами Содружества», - сказал А.Расизаде. Он подчеркнул, что «все хорошие наработки должны быть не только сохранены, но и приумножены».

Азербайджанское информагентство АзерТАдж приводит подробности встречи в Баку. По его данным, первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалова, в свою очередь, проинформировал главу азербайджанского правительства о своем визите по странам СНГ и поделился предложениями по приоритетными направлениям сотрудничества в рамках Содружества. Он отметил, что все страны-члены Содружества едины во мнении по развитию контактов по базовым областям экономики- энергетической сфере и транспорту. При этом необходимо уделить внимание внедрению энергоэффективных технологий, в том числе экологически безопасных. Среди вопросов, которые требуют обсуждения, является урегулирование проблем, с которыми сталкиваются практически все члены СНГ, на рынке труда, трудовых мигрантов, а также обеспечения продовольственной безопасности.

Изменения в Содружестве могут быть связаны с созданием Таможеннного союза, в целом же СНГ продолжает функционировать, объединяя ближнее зарубежье политически, экономически, с точки зрения безопасности и сохраняя по возможности единое культурное пространство. В 2010 году Россия председательствует в Содружестве. 5 марта в Москве пройдет заседание Экономического совета СНГ. В области экономической интеграции разрабатывается Межгосударственная  целевая программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года, реализация антикризисных мер государств СНГ, усиление ресурсных возможностей Межгосбанка СНГ для поддержки инвестиционных проектов в странах Содружества.

Тема двустороннего российско-азербайджанского сотрудничества также поднималась на встрече Шувалова и Расизаде. Как полагает азербайджанский премьер, объем товарооборота между Россией и Азербайджаном в 2010 году должен превысить $2 млрд. «В прошлом году не по нашей вине, а ввиду глобального экономического кризиса, объем товарооборота между нашими странами уменьшился всего на 6%. Наша цель в этом году превзойти $2 млрд.», - цитирует  Артура Расизаде Интерфакс.  Премьер подчеркнул, что у Азербайджана и России не осталось нерешенных вопросов за исключением завершения работы по делимитации азербайджано-российской границы. А.Расизаде выразил уверенность, что на предстоящем в апреле заседании экспертов удастся согласовать оставшийся нерешенный вопрос о согласовании координат границ, пролегающей по трансграничной реке, и вопрос делимитации будет окончательно решен.

Как уже сообщалось ранее, с текущего года Россия начала закупать у Азербайджана природный газ.  Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил в январе о том, что «очень важной отличительной особенностью подписанного контракта является то, что не установлена верхняя граница объемов закупки газа, мы будем закупать столько, сколько азербайджанская сторона сможет поставить».

Значение соглашения без ограничения объема закупок не только в том, что Азербайджану удалось решить свои сложности с Турцией, писала газета Взгляд. Это максимально усложняет реализацию проекта Nabucco – газопровода из Турции в Германию через балканские страны в обход России. Дело в том, что для такого проекта нужны ресурсы. Предполагалось, что их предоставят Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако в поставки топлива с юга Ирана могут вмешаться политические проблемы. Азербайджан ушел в Россию.

В Баку Игорь Шувалов приехал из Астаны, где встречался с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.

Комментарии экспертов

Договоренность о том, что Россия будет покупать азербайджанский газ, была достигнута в прошлом году,  и это вызвало бурные дискуссии в мировом сообществе, прежде всего, в европейском, поскольку Азербайджан рассматривался в качестве одного из потенциальных поставщиков  газа для альтернативного России газопровода Набукко.

И уже сейчас видно, что Азербайджан сделал ставку именно на Россию и, безусловно, здесь сыграл не только энергетический, но и политический момент. А именно - установление дипломатических отношений между Турцией и Арменией, что вызвало крайне негативную оценку в азербайджанских политических кругах, которые посчитали данный шаг угрозой своим национальным интересам и предательством т.н. «братского народа».

Поэтому Азербайджан таким образом хочет продемонстрировать, что ему есть с кем сотрудничать, поскольку в данном случае, конечно, решение о возобновлении дипотношений с Арменией не было решением исключительно Турции, а было принято в том числе при посредничестве США и Евросоюза. Поэтому этим своим шагом Азербайджан хочет показать, что у него есть альтернативные направления для сотрудничества, прежде всего, Россия, которая является ключевым конкурентом для США и Европы в плане энергетических проектов. Поэтому, трактовать это решение Азербайджана надо как стремление показать США и Евросоюзу, что позиции этих стран не так сильны, как это кажется, и что Азербайджан  придерживается самостоятельной позиции, которая не всегда согласуется с позицией США и Европы.

В последней редакции внешнеполитической концепции РФ дано точное и давно назревшее определение СНГ как региональной организации. То есть это не интеграционное объединение. В этом плане оно и должно реформироваться, становясь тем, чем является: региональной организаций, объединяющей страны, которые находятся рядом. Это не политическая организация, не экономическая организация, это организация региональная, и все её структуры надо постепенно превратить в соответствие с её назначением.

Вопросы экономической интеграции надо в максимальной степени передавать туда, где эта интеграция реально идёт, то есть в Таможенный союз, ЕврАзЭС. Вопросы военно-политического сотрудничества – в ОДКБ. И таким образом нужно разгружать эту региональную организацию от несвойственных ей функций и продлевать её существование, потому что зачастую заявленные несвойственные функции входили в противоречие с реальным положением дел.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".