Статья
1480 19 ноября 2010 12:05

Дума выделила средства на дороги

Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.

Как сообщил на заседании глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, к законопроекту поступило 428 поправок, из которых 185 рекомендованы к принятию. По его словам, поправки предусматривают перераспределения в целом около 60 млрд рублей в 2011 году, 19,4 млрд рублей - в 2012 году, 19 млрд рублей - в 2013 году. Он отметил, что такой «незначительный» объем перераспределения связан с тем, что в рамках нулевого чтения до внесения проекта бюджета в Думу были учтены предложения депутатов по 350 млрд рублей.

Поправки предусматривают возможность увеличения средств на покрытие дефицита Фонда социального страхования в размере около 12 млрд рублей.

Поправки не касаются изменения основных параметров документа. Дефицит бюджета РФ в 2011 году планируется в размере 1,814 трлн рублей, или 3,6% ВВП, в 2012 году - 1,734 трлн рублей, или 3,1% ВВП, в 2013 году - 1,795 трлн рублей, или 2,9% ВВП.
Доходы в 2011 году прогнозируются в размере 8,844 трлн рублей, или 17,6% ВВП, в 2012 году - 9,503 трлн рублей, или 17% ВВП, в 2013 году - 10,379 трлн рублей, или 16,8% ВВП. Расходы в 2011 году могут составить 10,658 трлн рублей, или 21,2% ВВП, в 2012 году - 11,237 трлн рублей, или 20,1% ВВП, в 2013 году - 12,175 трлн рублей, или 19,7% ВВП.

Верхний предел внутреннего госдолга планируется на 1 января 2012 года в размере 5 трлн 148 млрд рублей, внешнего - $55,6 млрд, или 44,9 млрд евро; на 1 января 2013 года - 6 трлн 976 млрд рублей и $65,2 млрд, или 52,1 млрд евро; на 1 января 2014 года - 8 трлн 826 млрд рублей и $75,6 млрд, или 58,2 млрд евро.

Расходы на общегосударственные вопросы в 2011 году предусмотрены в размере 788,96 млрд рублей, на национальную оборону - 793,001 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 819,98 млрд рублей, нацэкономику - 1 трлн 657,35 млрд рублей, ЖКХ - 173,73 млрд рублей, охрану окружающей среды - 16,824 млрд рублей, образование - 493,280 млрд рублей, культуру и кинематографию - 82,048 млрд рублей, здравоохранение - 453,914 млрд рублей, социальную политику - 3,004 трлн рублей, спорт - 42,306 млрд рублей, СМИ - 61,078 млрд рублей, обслуживание государственного и муниципального долга - 389,9 млрд рублей, межбюджетные трансферты - 573,98 млрд рублей.

Параметры проекта бюджета рассчитаны на основе прогноза по инфляции на 2011 год в 6,5%, 2012 год - 6%, 2013 год - 5,5%. В соответствии с прогнозом объем ВВП в 2011 году составит 50 трлн 389 млрд рублей, в 2012 году - 55 трлн 950 млрд рублей, в 2013 году - 61 трлн 920 млрд рублей. Прогнозная цена на нефть в 2011 году составляет $75 за баррель, в 2012 году - $78 за баррель, в 2013 году - $79 за баррель.

Как заявил председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что с принятием во втором чтении проекта бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. депутаты ставят точку в вопросе, сколько получает каждый регион из федерального бюджета.
По словам спикера, парламентское большинство добилось существенного увеличения финансирования по целому ряду направлений. «Одно из них - это дорожное строительство. 34 миллиарда рублей выделяются административным центрам регионов», - отметил спикер.

Поправками мы уточнили, что эти средства будут направлены в регионы по двум направлениям, сказал он. «Первое - средства в сумме 11,3 млрд. рублей будут направлены на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов, - пояснил Б.Грызлов. - По второму направлению средства в сумме 22,7 млрд. рублей будут выделены на капитальный ремонт и ремонт внутридворовых территорий. Конкретные суммы уже расписаны по регионам».
«Сохранено в полном объеме финансирование национальных проектов. А это значит, что будут выплачиваться надбавки учителям за классное руководство, надбавки участковым врачам, врачам скорой помощи и так далее», - добавил он.
 
Ещё один важный вопрос который обсуждался на заседании - это пакет документов о реформе системы обязательного медицинского страхования. Депутаты одобрили поправки в законодательсво, согласно которым уже с начала следующего года по медицинскому полису можно будет обслуживаться в любой клинике на территории страны.

Правда, как уточняют Вести 24, по месту жительства услуги будут предоставляться по более полной территориальной программе медстрахования. Скорая медицинская помощь будет включена в базовую страховку с 2013 года, а высокотехнологичная медпомощь - с 2015 года. По новым правилам, пациент сможет раз в год поменять страховую организацию и своего доктора. По мнению разработчиков документа, это должно усилить конкуренцию и повысить качество работы специалистов.

Комментарии экспертов

Экономию бюджетных средств в условиях дефицита федерального бюджета на 2011 нельзя превращать в фетиш. Люди не должны жить с ощущением, что на их нуждах государство собирается экономить. Поэтому сокращений по социальным расходам быть не должно ни в коем случае. Социальные расходы – это не транжирство, а государственный приоритет. И то, как «Единая Россия» в буквальном смысле слова «отвоевала» у Правительства прежнюю систему финансирования больничных листов – лучшее подтверждение сказанному.

Напомню, что руководствуясь дефицитом бюджета Фонда социального страхования в размере 77 миллиардов рублей Министерство финансов решило сократить выплаты по больничным. 100%-процентную оплату больничного листа получили бы только люди со страховым стажем 15 и более лет (хотя в настоящее время для получения пособия в указанном размере достаточно иметь страховой стаж в 8 и более лет). Безусловно, такое финансовое изменение значительно понижает социальную защищенность россиян, особенно молодых семей, многодетных семей с маленькими детьми. Ведь именно молодые родители часто вынуждены оформлять больничные для  ухода за больным ребенком. После непростых переговоров с Правительством РФ фракции «Единая Россия» удалось отстоять ныне существующую систему выплат. Кстати, данная поправка оказалась одной из самых «дорогих» - ее стоимость 12 миллиардов. Важно, что вся эта сумма полностью  зарезервирована в основном на следующий год.

К решению еще одной наболевшей проблемы мы намерены приступить в следующем году – это развитие сети детских садов. Почему-то сложилось стереотипное представление, что рождаемость в стране низкая из-за бедности населения. Типичное заблуждение. Как раз в бедных регионах рождаемость высокая. По данным ВЦИОМ, 35% процентов населения отказываются от рождения детей из-за отсутствия детских садов, из-за боязни потерять работу. Молодые родители на первых неделях беременности стараются встать на очередь в детский сад, чтобы в 3 года их малыш точно смог попасть в дошкольное учреждение. Однако даже эта поспешность не всегда гарантирует заветное местечко в детсаду. Поэтому фракция «Единая Россия» ко второму чтению проекта бюджета внесла поправку, выделяющую субъектам Федерации в общей сложности 500 миллионов рублей на поддержку программ развития дошкольных учреждений. А также перед региональными отделениями «Единой России» стоит задача составить подробный перечень федеральных и муниципальных зданий, которые в свое время были перепрофилированы из детских садов. Все эти здания необходимо вернуть детям!

Принципиально новым направлением в бюджете будущего года станет программа модернизации здравоохранения  общей стоимостью 460 миллиардов рублей. Это деньги не просто на ремонт и новое оборудование, но и на повышение финансовой обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи (которые сейчас находятся в стадии разработки) и на информатизацию здравоохранения в целом. В настоящее время от субъектов Федерации требуется детальные и хорошо просчитанные планы использования этих средств, чтобы уже в будущем году граждане смогли почувствовать реальные перемены к лучшему в качестве медицинского обслуживания.

Кроме того, по инициативе фракции «Единая Россия» на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов будет выделено 1,7 миллиардов рублей, что почти в 6 раз больше, чем в предыдущем году.

Так что однозначно можно сказать, что федеральный бюджет на 2011 год является социально ориентированным. Уровень жизни россиян не должен снижаться ни на копейку. При этом качество жизни надо не просто поддерживать на существующем уровне, но и кратно увеличивать. Эта задача даже при дефицитном бюджете должна оставаться на первом плане.

Государственная Дума рассматривает проекты федерального бюджета и бюджета внебюджетных фондов на следующий 2011 года и на последующие два года. Для того, чтобы понять, какие именно вопросы решаются во втором чтении, необходимо обратить внимание на то, что все принципиальные вопросы, направления и приоритеты бюджета определялись в рамках нулевого чтения, когда мы готовили бюджет. Вообще бюджетный процесс – это не только внесение тех поправок, которые мы рассматриваем в зале заседаний Государственной Думы. Это тяжелая и кропотливая работа, которая проходит в течение всего года, мы начинали ее в феврале, а летом, в августе, когда наши оппоненты в основном отдыхали на курортах, подводили итоги нашей работы вместе с правительством.

Этот бюджет – дефицитный, нам не хватает почти 2 триллиона рублей. Что это за дефицит? В данном случае я сравню этот бюджет с бюджетом 2008 года, последнего года перед кризисом, года наибольших доходов. Если сравнить доходы бюджета 2011 и доходы 2008 года, то в сопоставимых ценах это означает, что нам не хватает примерно 25%. Между тем обязательств бюджета, тех обязательств, которые приняло на себя государство, на 12,5% больше. Таким образом получается почти 40% разницы между бюджетами 2008 и 2011 годов. Вот это и называется дефицит бюджета.

Когда мы говорим о бюджетном дефиците, мы называем цифры, возможно, не понятные простому человеку: дефицит бюджета составляет 3,6 % ВВП. Мы, конечно, можем сказать, что в прошлом году это было 5,3% а в позапрошлом – 5,8% ВВП. Но на самом деле люди должны понимать, что для того, чтобы бюджет был бездефицитным, нам не хватает почти 2 триллиона рублей.

Наши оппоненты из «Справедливой России» и КПРФ говорят: «А давайте мы пересчитаем цены на нефть». Так вот чтобы сбалансировать бюджет при такой нехватке средств, среднегодовая цена на нефть в следующем году должна составить 109 долларов за баррель. Напомню, что в самый «тучный год», а это 2008 год, средняя цена на нефть была только 94 доллара. И такой цены на нефть не было никогда в истории современности.

Когда не хватает денег, государство должно определиться с приоритетами. И этим приоритетом, «Единая Россия» вместе с правительством определила безусловное выполнение всех социальных обязательств. Наши пенсионеры не должны бросаться к телевизорам каждый день, чтобы узнать, какая сегодня цена на нефть на Нью-Йоркской бирже, потому, что от этого будет зависеть, получат ли они вовремя пенсию или какие-то пособия или нет. Сегодня мы говорим – бюджет точно рассчитан, и все обязательства государства будут выполнены, так как они обеспечены финансированием.

Теперь отмечу, что изменилось в законопроекте после первого обсуждения.

Во-первых, это не прекращавшаяся совместная с правительством работа по тем двум вопросам, о которых мы говорили в ходе первого чтения. Первый вопрос – дороги. Напомню, что еще в нулевом чтении мы определили, что с этого года вновь формируется федеральный дорожный фонд, и только в 2011 году он составит 386,7 миллиарда рублей. Это очень серьезная прибавка к финансированию дорожного строительства, которой не было последние много лет. Однако мы не остановились на этом, и уже в рамках нулевого чтения определили, что на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации выделено дополнительно 34 миллиарда рублей. Добавим к этому, что на 36 миллиардов рублей выделяется дешевых бюджетных кредитов. Эти деньги идут в региональные бюджеты. И в данном случае, когда мы работали во втором чтении, мы обратили внимание правительства на то, что необходимо не только ремонтировать федеральные дороги – необходимо одновременно решать вопросы по развитию улично-дорожной сети и благоустройству внутридворовых территорий муниципальных образований. Именно поэтому указанная сумма была поделена в поправках ко второму чтению. Первая часть суммы – это 11,3 миллиарда рублей - направляются на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Федерации. А вторая часть – это 22,7 миллиарда - выделяются на капитальных ремонт проездов к дворовым территориям и непосредственно самих территорий многоквартирных домов административных центров субъектов. Этих денег не выделялось никогда ранее. Помимо этого мы впервые в истории нашей страны выделяем деньги непосредственно на сельские дороги. 5 миллиардов впервые направляются в бюджете сразу на эти цели.

Есть еще целый ряд вопросов, которые было необходимо решить во втором чтении. Все мы прекрасно понимаем, что могут задерживаться конкурсные процедуры или какая-то документация, и, что греха таить, начиная с советского времени, деньги, неизрасходованные с конца года, стремились быстро истратить в декабре месяце, чтобы, не дай бог, не сократили финансирование на следующий год. Поскольку мы считаем, что самое главное сегодня – это то, чтобы ни один рубль и не был истрачен неэффективно сейчас, за полтора месяца до конца года мы принимаем поправку о том, что все средства, которые не были израсходованы на цели дорожного строительства, будут направлены на те же цели в 2011 году.

Одновременно мы обратили внимание на вопросы, связанные с предоставлением дешевых бюджетных кредитов на дороги: они, как я уже говорил, представлены в размере 36 миллиардов. Это очень эффективные средства. Уже в течение трех лет действует программа Партии «Дороги городов «Единой России», которая показала свою высокую эффективность. Поэтому принята поправка к бюджету, в которой мы создаем возможность для увеличения этой суммы с 36 млрд до 50. То есть сумма кредитов, которые будут выданы в следующем году в случае, если эти 36 млрд израсходуются, может быть увеличена до 50 млрд.

Все эти деньги во втором чтении детально расписаны по каждому субъекту Федерации. Теперь это не одна общая сумма, не вот эти миллиарды, которые я называю, а конкретные деньги, которые получит каждый регион. На самом деле принцип очень точного указания количества денег которые получаются регионы на самые разные программы, начиная от дорог, бюджетной сбалансированности, и на такие цели, как поддержка летнего отдыха детей очень важен. Все эти суммы во втором чтении детально распределены, и теперь, начиная с пятницы, каждый регион будет точно знать, что он получит из федерального бюджета. Это необходимо для планирования, ведь именно сейчас регионы принимают свои бюджеты. Очень важно, чтобы эти деньги заработали уже с 1-го января, с начала будущего года.

Другой вопрос, который мы ставили в первом чтении – это вопрос, связанный с детскими садами. Мы знаем проблему огромных очередей. В какой-то момент в стране был спад рождаемости, но сейчас демографическая ситуация начала улучшаться и в детских садах не хватает мест. Люди занимают очереди задолго до рождения ребенка, и при этом нет гарантий, что ребенок в детский сад попадет. Согласно принятому нами решению, мы вместе с правительством должны подготовить специальную государственную комплексную программу поддержки и развития дошкольных учреждений в субъектах Федерации. Но уже в этом бюджете мы специально во втором чтении выделили на эти цели 500 миллионов рублей. Понятно, что этих средств недостаточно для решения проблем. Но эти 500 миллионов станут совсем неплохим подспорьем для того, чтобы уже этот год не пропал даром и уже сейчас эти средства начали работать. Это только начало большого процесса, который, безусловно, очень важен.

Планы изменений в медицине - важнейший вопрос, который активно обсуждался и в прессе и нашими оппонентами - это вопрос больничных листов. Некоторые нам бросали упрек, что мы намереваемся серьезно изменить порядок оплаты больничных листов. По существу они пытались спровоцировать граждан нашей страны на протест – что вот, мол, будет изменен порядок, и все люди очень серьезно от этого пострадает. Напомню, что партия уже при обсуждении бюджета в первом чтении сказала, что мы категорически возражаем против изменения порядка оплаты больничных листов. Тогда оппозиция кричала, что все равно все будет принято, но принятие бюджета во втором чтении показывает - мы свое обещание сдержали. Думой принято решение о сохранении действующего порядка выплат пособий по нетрудостопобности, исходя из стажа работы. Но естественно в этой ситуации возникает дефицит бюджета фонда социального страхования. Так вот мы не просто провозглашаем лозунг, что у нас остается старый порядок, мы выделяем все необходимые средства, в частности резервируем 11,3 миллиарда рублей, которые в случае необходимости закроют дефицит фонда. Таким образом, это не лозунг, который выдвигает «Единая Россия» - это конкретное решение, которое полностью обеспечено бюджетным финансированием.

Наверное, можно очень много указать таких вот точечных решений, которые очень важны для конкретных людей. Мы все время привыкли считать все это на миллиарды, а для нас очень важно, что за каждым рублем стоят судьбы людей. И вот эти судьбы людей мы сегодня обсуждаем. Скажем, дополнительное выделение пяти миллионов рублей для центра восстановительной терапии воинов-интернационалистов имени Лиховея – наверное, не очень большая сумма для бюджета. Но эти пять миллионов нужны для того, чтобы центр мог заниматься своим очень важным делом - восстановительной терапией для воинов-интернационалистов.

Теперь - несколько слов о том, отразилось ли на бюджете засушливое лето. Мы помним прекрасно, что летом был неурожай, помним погоду, помним какие проблемы в этой связи возникли. Поэтому чрезвычайно важно в этой ситуации сохранить весь урожай, который был с таким трудом все-таки собран. В проекте постановления Государственной Думы, которое будет принято одновременно со вторым чтением бюджета, мы рекомендуем правительству поддержать материально-техническую базу объединенной зерновой кампании, с учетом того, что нам необходимо сохранить не менее десяти миллионов тонн зерна.

Естественно, что при разработке государственных программ на 2012 и последующее годы в приоритетном порядке будут включаться мероприятия по поддержке семьи, материнства и детства. Это может быть вот те, самые главные вопросы, которые хотелось бы отметить конкретно. Как мы и говорили, в бюджете пенсионного фонда заложены все необходимые средства для индексации трудовых пенсий, в 2011 году с 1-го февраля они будут проиндексированы на 8 процентов и размер трудовой пенсии составит 8529 рублей. Естественно, в данном случае все те обязательства, которые приняты, будут обеспечены деньгами и главное, они все сбалансированы и никакая цена на нефть или какие-то другие ресурсы не может привести к тому, что они не будут выполнены.

Одна из самых серьезных проблем нашего бюджета – сбалансированность бюджетов регионов. И поэтому при обсуждении бюджета во втором чтении мы безусловно дали ясные ориентиры, на что могут рассчитывать региональные бюджеты с точки зрения поддержки со стороны федерального бюджета.

Если подводить итог, то мы можем абсолютно ясно констатировать, что этот бюджет - социальный по своей направленности: это и индексация пенсий и детских пособий, и индексация материнского капитала, и денежного довольствия военнослужащих. Много говорилось о том, что национальные проекты были придуманы «Единой Россией» для того, чтобы побеждать на выборах. И вот уже которые выборы проходят, а национальные проекты существуют, и существуют и все они полностью профинансированы. А это значит, что все доплаты - и участковым врачам, и медицинским сестрам, и учителям за классное руководство полностью сохранены. Мы не только решаем задачи в рамках национальных проектов – одновременно начинается реальная программа модернизации всего здравоохранения. На эту программу выделяется 460 миллиардов рублей на два года – 2011 и 2012 годы, и направлена она на то, чтобы модернизировать те учреждения здравоохранения, которые находятся в селах, в городах. Та помощь, которую можно было получить только в Москве и Санкт-Петербурге сегодня через два года сможет быть оказана в любой точке нашей страны.

При рассмотрении бюджета-2011 для «Единой России» важно, чтобы, несмотря на то, что страна сегодня переживает последствия мирового финансового кризиса, власть продолжала бы выполнять свои социальные обязательства перед людьми: реализовывать социальные программы, строить дороги, жилье, повышать качество образования и здравоохранения. На этом партия настаивала при работе над бюджетом в нулевом чтении. Ряд поправок, увеличивающих финансирование социальных программ, были предложенными нами ко второму.

В частности, партия выступила с инициативой, чтобы из федерального бюджета в 2011 году было выделено дополнительно 34 млрд рублей на ремонт внутригородских дорог городов-центров субъектов РФ. В этом году на реализацию проекта было направлено 16 млрд рублей. Увеличение более чем в два раза. Считаем, что этот проект должен и дальше реализовываться. Ведь проблема изношенности дорог стоит очень остро. В местных бюджетах средств на ее решение не хватает, а страдают от этого, прежде всего, люди.

Минимум 2/3 из выделяемых столицам регионов средств планируется направить на ремонт внутридворовых территорий. Впервые в постсоветской истории выделяются средства непосредственно на ремонт дворов, многие из которых не ремонтировались минимум по 20 лет.

Кроме того, впервые по предложению «Единой России» в бюджете-2011 закладываются отдельной строкой средства на ремонт и строительство сельских дорог, связывающих населенные пункты. От состояния дорог на селе зависит подчас, сможет ли вовремя дойти скорая, пожарная машина, доедут ли дети без проблем в школу.

Если говорить о программах поддержки села, то благодаря жесткой позиции «Единой России» удалось увеличить объем средств на их реализацию с 82 млрд рублей, изначально заложенных в проекте бюджета на будущий год, до 125 млрд рублей. На селе живет треть населения страны. От того, как будут решаться здесь проблемы, зависит качество жизни миллионов людей. Вот почему для Партии было важно не допустить снижения объема помощи селу, особенно учитывая, что для сельского хозяйства минувший год был не простой из-за холодной зимы и засухи.

Еще одна проблема, которая волнует миллионы людей, найдет свое отражение в бюджете-2011. Речь идет о доступности детских садов.

Чтобы получить место в детском саду в очереди приходится стоять годами. Вот почему фракция «Единой России» внесла ко второму чтению бюджета поправку, позволяющей направить в общей сложности 500 млн. руб. в территории на поддержку программ развития дошкольных учреждений. Эти средства пойдут на ремонт детских садов, оснащение их новым оборудованием.

Перед отделениями «Единой России» в регионах поставлена задача в оперативном порядке составить подробный перечень федеральных и муниципальных зданий, которые в свое время были перепрофилированы из детских садов, с тем, чтобы вернуть их детям.

«Единая Россия» предлагает продлить до 2013 года работу Фонда реформирования ЖКХ, в рамках которого осуществляется программа переселения из ветхого и аварийного жилья. В этом году на ее реализацию, по инициативе единороссов, из федеральном бюджета дополнительно планируется предусмотреть выделение 25 млрд рублей. В следующем - 15 млрд рублей.

Кроме того, «Единая Россия» настаивает на выделении из федерального бюджета средств на продолжение реализации программы «Жилье для молодых семей», помощь библиотекам, строительство физкультурно-оздоровительсных комплексов в регионах страны.

Говоря в целом о работе, проведенной «Единой Россией» в рамках подготовки бюджета ко второму чтению, подчеркну: роль партии заключается в том, чтобы реагировать на проблемы, которые волнуют людей, расставлять приоритеты, и добиваться решений. Результатом работы «Единой России» над бюджетом станет выделение дополнительно 350 млрд рублей на реализацию программ, целью которых является улучшение качества жизни людей.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".