Статья
1359 8 декабря 2010 0:00

ЕЭП завершило формирование

Президент России Дмитрий Медведев выразил удовлетворение темпами создания единого экономического пространства (ЕЭП). Выступая на открытии заседания глав государств единого экономического пространства в узком составе, он подчеркнул, что создание единого пространства «идет семимильными шагами». Это всего лишь третья встреча, отметил Дмитрий Медведев.

Он отметил, что когда начиналась эта работа, он думал, что на создание ЕЭП «должны уйти годы, однако удалось в результате титанической работы по объему сформировать главную базу экономического пространства до конца 2010 года».

Он поблагодарил президентов и всех тех членов команд, которые работали над этими документами, за их успешную работу.

По итогам заседания в Москве была подписана декларация. В ней говорится, что Единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза начнет полноценно функционировать с 1 января 2012 года, страны - участники «тройки» будут двигаться к созданию Евразийского экономического союза.

«Главы государств констатировали, что 9 декабря 2010 года завершено создание нормативно-правовой базы ЕЭП. Главы государств подтверждают, что 1 января 2012 года ЕЭП начнет полноценно функционировать», - отмечается в документе.

В декларации говорится, что Таможенный союз и ЕЭП открыты для других стран. «Развивая ЕЭП, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза», - отмечается в документе.

Как передает корреспондент агентства «Интерфакс-Запад», на заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств подписаны соглашение о согласованной макроэкономической политике, соглашение о согласованных принципах валютной политики в рамках ЕЭП. Также в Москве подписано соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в государствах - участниках Единого экономического пространства.

Напомним, что накануне мероприятия премьер-министр РФ Владимир Путин попросил всех, кто готовил документы для создания Единого экономического пространства /ЕЭП/, не сбавлять оборотов и продолжить начатую работу для дальнейшей интеграции экономик России, Белоруссии и Казахстана. Об этом он заявил  на заседании правительства РФ 7 декабря.

Он сказал, передает ИТАР-ТАСС, что на последней встрече глав правительств «тройки» в Санкт-Петербурге удалось согласовать ключевые соглашения по ЕЭП. «Дискуссия была жаркой, но в результате нам удалось достичь оптимального результата, найти точный, устраивающий всех баланс интересов», - сказал Владимир Путин.

Важно, чтобы на саммите в Москве президенты трех государств имели возможность подписать качественное, тщательно проработанное соглашение, считает премьер. Тем самым, по его словам, страны тройки смогут уложиться в обозначенные сроки, до 1 января 2011 года сформировать всю нормативно-правовую базу ЕЭП.

Вместе с тем глава правительства обратил внимание, что подписанием пакета соглашений по ЕЭП работа по его формированию не исчерпывается. «В повестке дня появляется принципиально новый пласт задач, - отметил В.Путин. - Они связаны с дальнейшим углублением интеграции, внедрением прозрачных, четких норм и правил для всех участников экономической деятельности». Он подчеркнул, что ЕЭП, как ранее и Таможенный союз, «формируется в очень сжатые, без преувеличения, рекордно короткие сроки». «Подобный темп стал возможным благодаря конструктивному настрою всех стран-участниц, а также огромной работе, проделанной на экспертной и отраслевом уровнях», - считает премьер. Он поблагодарил всех членов правительства за проделанную работу над формированием ЕЭП.

Между тем 8 декабря на встрече на уровне глав правительств России и Белоруссии не удалось договориться по двусторонним вопросам в рамках ОЭП. Речь идет о пошлинах на нефть. При этом отсутствие новых двусторонних договоренностей по углеводородам не должно помешать подписать документы по ЕЭП.

Комментарии экспертов

Перспектива расширения Таможенного союза (в настоящее время странами-участницами всерьез рассматривается вариант с Украиной) имеет под собой не только глубокие экономические, но и геополитические основания. Уже сейчас Украина имеет статус наблюдателя в этой организации, что означает увеличение списка возможностей для интеграционных переговоров, анализа плюсов и возможных рисков от потенциального вступления в ТС. Однако у украинской стороны есть и параллельный проект – создание зоны свободной торговли с Евросоюзом, который пока не снят с повестки дня. Представляется, что Киев все же заинтересован в реализации в первую очередь «европейского проекта», а уже потом выхода на экономическую площадку в рамках ТС. Это подтверждают и слова Виктора Януковича, обозначившего украинские приоритеты в этом вопросе: возможное вступление Украины в Единое экономическое пространство на условиях ВТО. Кроме того, Киев не согласен с принципом распределения руководящих постов в ТС – согласно экономическому весу стран, в то время как в ЕС посты распределяются на паритетных началах.

Наконец, еще одним важным ограничителем интеграции Украины в ТС является опасение вынужденной уплаты компенсаций тем странам в ВТО, чьи интересы могут пострадать в результате такого шага.  Что же касается геополитических оснований, то речь идет, прежде всего, практическом подтверждении претензий России на доминирование в рамках СНГ как в относительно лояльных регионах (Казахстан), так и в «проблемных» (Белоруссия и Украина).

Открытым остается вопрос и о вступлении в ВТО самой России. Дело в том, что у власти нет единого подхода к формату вступления: как мы помним, существует два проекта – вступление единым блоком в составе трех государств, и по отдельности, но уже являясь членом ТС. Во время вчерашнего визита в Брюссель Дмитрий Медведев указал на то, что такой порядок вступления и будет учитываться при дальнейших переговорах. Кроме того, подобный сценарий одобрен и главой Еврокомиссии господином Баррозу. На сегодняшний день Россия является крупнейшей экономикой, оставшейся вне рамок ВТО, и отказ от принципа «консолидированного вступления» во многом и связан со стремлением Москвы форсировать процесс своей интеграции в ведущую мировую торговую организацию.

Говоря о российско-белорусских отношениях в контексте Таможенного союза, хотелось бы отметить тот факт, что нефтяной вопрос по-прежнему остается тормозом окончательного согласования всей документации по созданию ЕЭП. Единое экономическое пространство предполагает ведение беспошлинной торговли на территории стран-участниц, однако в Москве отказываются снимать пошлины на объемы нефти, закупаемые Минском и предназначенные для дальнейшего реэкспорта в Европу. Жесткость российской позиции обусловлена опасениями лишиться значительной части доходов в бюджет от беспошлинной перепродажи «черного золота» в страны ЕС.

По вопросам создания Единого экономического пространства идет интенсивный процесс согласований. Основные проблемы, насколько я понимаю, уже решены. Теперь вопрос переносится на другую стадию. Если Белоруссия подпишет необходимые для Таможенного союза и ЕЭП документы, то процесс создания объединения завершится. Вероятность высока, т.к. Лукашенко перед выборами не может сильно уклониться от решения этой задачи. Если будет решен вопрос, касающийся энергетики, то остальное уже трудностей не представляет.

Единое экономическое пространство даст возможности для инвестиций, в том числе российских, в Белоруссии. В этом случае проблемы защиты прав собственности попадают под действие независимого суда, а на национальный уровень переходит решение конфликтов и т.д.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".