Статья
2065 27 декабря 2010 11:19

Госсовет обсудил нацвопрос

Вопрос о государственной политике по поддержке семьи, материнства и детства был объявлен главной темой совместного заседания Госсовета РФ и комиссии при президенте России по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, однако президент Дмитрий Медведев «сорвал» повестку дня.

Открывая заседание Госсовета, президент предложил изменить повестку дня и высказаться по проблеме межнациональных отношений, которая стала особо актуальной в последнее время. «Надо сказать прямо - межнациональные отношения во многих регионах нашей страны являются напряженными», - отметил Дмитрий Медведев, подчеркнув, что «для России межнациональные конфликты - смертельно опасны».

По словам Дмитрия Медведева, «на глазах меняется этнический баланс многих территорий», который складывался веками.  Он отметил, что эти изменения происходят весьма болезненно, в частности, возникают конфликты на межнациональной почве. «Обострению этих конфликтов способствуют политические экстремисты и просто обычные уголовники», - сказал президент.  Он считает, что где бы ни происходили межнациональные конфликты - на Кавказе, Поволжье, в Сибири или Москве,  «они подрывают основы нашего общества».

Президент убежден, что работа по вопросам межнациональных отношений «никогда не относилась к приоритетам региональной деятельности и обычно была отнесена на второй план, зачастую носит просто имитационный характер». Он призвал правоохранительные органы незамедлительно пресекать любые попытки разжигания межнациональной розни и массовых беспорядков. «Пресекать жестко. Церемониться тут не надо», - подчеркнул глава государства, добавив, что «у преступников нет национальности». «Их надо изолировать и наказывать, не вдаваясь в тонкости этнографии и социологии, не деля их на более близких и чуждых, как это иногда происходило в нашей с вами общей истории», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Президент считает, что всем руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, вопросы воспитания терпимости и правовой культуры. Второй задачей для руководителей республик и территорий он назвал налаживание работы с национальными общинами в других регионах, содействие нормализации межэтнических отношений.

«Третье - правительству РФ оценить качество программ и методик гражданского воспитания для школьников и студентов и внести предложения по их корректировке», - сказал Дмитрий Медведев. «Все народы должны учиться жить вместе. Это трудно, но в нашей стране к этому не привыкать. Наша страна, действительно, по-настоящему многонациональная», - подчеркнул он. 

Дмитрий Медведев сообщил также, что создания новых министерств, отвечающих за национальную политику, не предвидится. Говоря о беспорядках в Москве в середине декабря, глава государства отметил: «Можно задавать вопросы о том, где были соответствующие структуры Федерации, муниципалитетов, где было министерство внутренних дел, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, министерство образования и науки, министерство спорта и туризма, министерство обороны».

«На самом деле я перечислил не всех, кто отвечает за миграционную и демографическую политику, за межнациональные отношения, за патриотическое и гражданское воспитание, за работу с молодежью и обеспечение общественного порядка», - сказал Дмитрий Медведев. Он отметил, что в России много структур, занимающихся этими вопросами. «После возникновения тех или иных проблем всегда возникает предложение создать новую структуру, еще одно министерство, скажем так, очередной Миннац. Я напомню, что деятельность подобных органов в прежних ситуациях, в прежней жизни никогда чем-то выдающимся не отличалась. Они никогда не были особо эффективны», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

За каждое преступление на национальной почве должно последовать неизбежное наказание, заявил в свою очередь присутствовавший на заседании премьер РФ Владимир Путин, выступая на совместном заседании. «Каждое преступление на национальной почве всегда должно доводиться до судебного решения», - сказал Путин. По мнению председателя правительства, необходимо разделять «тех, кто интересуется национальной культурой, хочет развивать национальный язык, и националистов, которые спекулируют на национальных чувствах», передает «Интерфакс». «Нужно отличать и футбольных фанатов от радикалов, которые пытаются их использовать как пушечное мясо, вытащить на улицу», - добавил Путин.

Он также подчеркнул, что «мы должны продолжить борьбу с коррупцией не только в правоохранительных органах, а во всех органах власти и управления». «Людей возмущает то, что органы власти реагируют со знаком "минус", защищают, крышуют подчас тех, кого наказывать нужно», - сказал глава правительства. Вместе с тем Путин напомнил, что правительство недавно приняло постановление, которым выделяются средства на изучение национальных языков и русского языка во всех школах РФ.
Премьер-министр РФ заявил также о возможности повышения ответственности за нарушения административного режима.
«У нас прописка отменена. Есть решение Конституционного суда. Но в рамках этих решений повысить ответственность за нарушения административного режима возможно, вплоть до уголовной», - сказал Путин.

В этом случае, по его словам, «на региональные органы власти ляжет определенная доля ответственности за то, чтобы этот режим соблюдался». Путин указал на необходимость совершенствования регистрации иногородних граждан в крупных городах страны. Он также посетовал, что принятое ранее решение о регистрации, в частности, в Москве, через Интернет не отвечает предъявляемым временем требованиям. «Мы совсем недавно приняли решение о том, чтобы регистрация, скажем, в таком городе, как Москва, проводилась заявочным способом через Интернет. Видимо, мы рановато перешли к таким либеральным формам регистрации граждан», - сказал премьер. Он также выразил недовольство деятельностью российских судов присяжных.
«Суды присяжных работают неэффективно», - заявил Путин. По его словам, «в некоторых регионах решения судов присяжных принимаются по клановому или этническому принципу, а не исходя из тяжести содеянного тем или другим лицом».

Путин подчеркнул: «Поэтому считаю возможным подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин РФ, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа».

Премьер РФ Владимир Путин также напомнил, что в Советском Союзе не было проблем с межнациональными отношениями. «Советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. Она, к сожалению, носила идеологический характер - это социалистическая идея. Даже придумали некую новую общность людей - советский народ», - напомнил Владимир Путин.

Он признал, что «мы с вами пока не смогли найти эквивалент того, что было изобретено в Советском Союзе». «Я думаю, нам искать далеко ходить не нужно. Есть только одно, что может заменить - заменить то, что неплохо работало раньше, - это общероссийский патриотизм. Просто мы его не используем и не развиваем, а подчас даже стесняемся», - подчеркнул премьер.
По мнению Владимира Путина, «для того, чтобы это понимание пришло, мы все должны над этим работать и на федеральном, и на региональном уровне, так, как этому уделяли внимание раньше». «Это всегда было одним из важнейших направлений в деятельности всех органов власти, а сегодня это ушло с повестки дня. А важнее ничего нет, от этого зависит существование нашего государства, и мы должны это вернуть», - сказал председатель правительства.

В свою очередь Дмитрий Медведев поддержал главу правительства, заметив, что идея о новой общности - советском народе - была абсолютно правильной. «Другое дело, что такие конструкции возникают не на бумаге и не по повелению президентов или генеральных секретарей. Это результат многотрудной работы общества», - сказал он. Дмитрий Медведев напомнил, что еще сорок лет назад в США представители разных рас и национальностей «зачастую сидели на разных лавках", а сейчас это весьма толерантное общество». «И нам не нужно стесняться учиться. Но идея российской нации абсолютно продуктивна», - заявил он.

О ситуации в Москве доложил мэр столицы Сергей Собянин, который подчеркнул, что в мегаполисе особенно сильно проявляются проблемы в области национальной политики. Он сообщил, что в некоторых районах число жителей «неславянской внешности» достигает 10 процентов. По его данным, всего зарегистрировано 250 тыс. трудовых мигрантов, и фактически несколько миллионов нелегальных мигрантов.  Мэр Москвы предложил максимально легализовать миграционный поток, с  тем, чтобы определить сколько трудовых мигрантов в Москве есть, и сколько действительно нужно.

Выступая на заседании, мэр отметил, что попытки разжечь межнациональные конфликты сопровождаются «притяжением всяческого рода экстремалов, хулиганов и просто любителей острых ощущений со всей страны». «Когда происходили известные события, к нам потянулись и граждане с Северного Кавказа, и из Тульской области, и с Урала», - сказал мэр Москвы. «Что касается локальных несанкционированных вопросов, связанных с массовыми беспорядками, то здесь рецепт один - жесткие меры, которые пресекают эти вещи и дальнейшие разборки с каждым из их участников», - заявил Сергей Собянин. Он подчеркнул, что происходящее в Москве непосредственно влияет на обстановку в стране в целом. При этом Сергей Собянин выразил уверенность, что «одними силовыми методами эти проблемы не решить, нужна системная работа на всех уровнях, начиная с детских дошкольных учреждений».

Трудных подростков глава Москвы предлагает отправлять в армию. «Часть подростков, у которых руки чесались повоевать, попрыгать и поразмяться, с удовольствием пошли, например, в армию служить. Это тоже один из ходов, который вполне приемлем, если у человека слишком много энергии и у него подошел призывной возраст», - заявил Сергей Собянин.  «Я думаю, может быть, (можно) послать человека и на дополнительные сборы», - отметил мэр Москвы.

По его мнению, также необходимо активизировать работу с общественными организациями и землячествами, выходить на тех людей, которые реально внутри влияют на ситуацию.

Как сообщалось ранее, к заседанию был подготовлен доклад рабочей группы. Ее участники считают, что укрепление семьи, формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с рождением ребенка, является одним из главных приоритетов развития страны. С 2007 года реализуется комплекс мероприятий по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются введение материнского (семейного) капитала и значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Комментарии экспертов

Межэтнические конфликты разгораются довольно часто именно в молодежной среде. И эти события на Манежной площади показали, что наиболее чуткая и уязвимая часть нашего общества в этом отношении – это как раз дети и подростки. Но конечно явление это значительно шире, оно охватывает все социальные и возрастные группы.
 
Действительно, в структуре нашего общества произошли очень серьезные изменения, повышенная мобильность – люди передвигаются, причем, не только этнические группы, которые входят в состав Российской Федерации, но и достаточно много приезжих и из-за рубежа. И происходит то, что обычно происходит по всему миру – эти группы, попадая в чужую среду, превращаются в замкнутую компактную субкультуру, в анклав, в то, что Медведев обозначил именно как «чайна-таун». И такая фрагментация общества ведет к тому, что общество дробится на закрытые и не всегда дружественно настроенные друг другу сообщества.

Что можно было бы этому противопоставить? - Очевидно, ряд административных мер, которые как-то могли бы регулировать приток инокультурных мигрантов и не превращать традиционные культуры сложившиеся российских городов в мешанину никак не связанных между собой этнических сообществ. 

Второе – очевидно, необходимо проводить новую межнациональную политику. Потому что, когда между собой общаются очень далекие друг от друга  в культурном, языковом и религиозном отношении люди, то они общаются прежде всего на естественных инстинктах, к которым, например, относится ксенофобия. У нас очень часто смешивают ксенофобию с фашизмом, национализмом, а между тем ксенофобия – это естественное чувство, боязнь, это не преступление – это рефлекс такой. Все в принципе боятся чужого, незнакомого, и для того, чтобы преодолеть эту чуждость, необходимо больше знать друг о друге, а это знание друг о друге закладывается как раз с детского возраста. Поэтому эта новая межнациональная политика должна работать не с уже сложившейся ситуацией, а на опережение. Необходимо новое образование и новое воспитание, которое бы знакомило людей, россиян прежде всего с многообразием наших этнических, культурных и религиозных традиций. 

Мы гордимся тем, что мы называем многонациональное общество, многоконфессиональное, мы считаем, что это наше достоинство, что тут лежит наша сила, а на самом деле это палка о двух концах. Это может быть действительно очень полезным, а может быть очень вредным - в тех случаях, когда наше знание друг о друге, о различных культурах, из которых состоит наше общество, фактически нулевое, и очень часто встречи инокультурных групп заканчиваются поножовщиной.

Я бы сказал так – есть жесткие регулирующие административные действия, которые должны контролировать процесс насыщения российского общества инокультурными группами, но и должна быть принципиально новая межнациональная политика. Эти два аспекта, если они действительно будут так использованы, то это поможет действительно преодолеть ситуацию, по крайней мере, сместить ее и не доводить дело до того, что внутри будут появляться своеобразные государства в государствах.
 

События на Манежной площади стали реакцией коренного населения (в первую очередь славянского населения) на засилье этнических криминальных преступных группировок. И тот ужасный факт, что эти группировки сращены с легальными диаспорами, лишь усугубляет ситуацию в сфере миграции.

Причем, речь идет не только о внешней миграции, но и о внутренней миграции в России, потому что очевидно, что наибольшее возмущение вызывают отнюдь не узбеки с таджиками, которые занимают рабочие места русского населения, а вызывающе хамское поведение некоторых представителей северокавказских республик, то есть наших же сограждан.

В этой связи отсутствие какой бы то ни было национальной политики и способов реагирования на эксцессы подобного рода, которые происходили в Москве, и приводит к всплеску недовольства среди русского населения, которое выливается в том числе и в радикальные акции.
 
О том, что эта проблема существует и она не может замалчиваться, очевидно свидетельствует и то, что власти должны на это отреагировать. Госсовет – это реакция на серьезнейший звонок, который прозвучал со стороны русского большинства. Да, мы пока  скромно начинаем говорить о проблемах коренного населения, о проблемах мультикультурализма в лучшем смысле этого слова. Мультикультурализм подразумевает уважение к культурам, и в первую очередь, естественно, уважение к коренной культуре. Очевидно, что основные эксцессы как раз и происходят тогда, когда нормы культуры, морали и нравственности, принятые здесь, нарушаются теми, кто приезжает сюда из других регионов и из других республик.

Понятие российский народ существует с эпохи Петра Первого, Ломоносова и Пушкина. Даже наш язык в 18 веке назывался российским языком,  Карамзин писал «Историю Государства Российского»,  россиян придумал не Борис Николаевич Ельцин. Россияне существуют как минимум с 18 века как понятие народа, страны.

В советское время понятие советского народа было вполне легитимным. Поэтому понятие российского народа и россиян после 1991 года – это не какая-то блажь. Российский народ и россияне существуют. Общероссийская гражданская идентичность – она не противоречит и не конфликтует с региональными этническими и религиозными идентичностями, если их специально не противопоставлять.

Это не «или»: или русские или российские, это «и»: и русские и российские, и бурятские и российские, и чувашские и российские, поэтому идентичность есть. Она есть хотя бы потому, что она просто должна быть. Если у нас есть национальная олимпийская команда, если у нас есть национальные проекты, если у нас тема «здоровье нации», если у нас есть лидеры нации – то нации нет что ли?

У нас есть национальная система образования, национальная экономика и национальные интересы - не русские и не чеченские, и не татарские, а российские. Поэтому наряду с этническим пониманием нации в этнокультурном смысле слова никто не собирается отнимать ни у татар, ни у русских, ни у чеченцев их самоидентификацию как нации, есть понятие нации как гражданского многоэтничного сообщества. Оно есть и нужно просто утверждать эту идентичность.

Не надо злоупотреблять словом «единая» - современные нации все культурно сложные, всегда есть диссиденты, во многих нациях есть сепаратисты или бандисты подполья. Есть испанская нация, но есть 300 подпольщиков басков-сепаратистов, которые взрывают бомбу на Мадридском вокзале, я уже не говорю об Индии, Китае, Тибете и других странах. Но есть понятие и китайской нации, есть понятие индийской нации как всех индийцев, которые гораздо более сложные чем российский народ.

Поэтому я считаю, что это очень важное  и вполне адекватное заявление, которое было сделано сегодня и Медведевым и Путиным. Другое дело, что нужно наверное разъяснять те вещи, о которых я сказал сегодня – что никто не отменяет этническое, религиозное и культурное многообразие российского народа. Россия – это нация наций, что Россия – это единство многообразия. Эта формула существует во многих государствах со сложным составом населения и для России она вполне подходит и, более того, она реально существует. 

Государство сделало все возможное, чтобы не сократились возможности самых уязвимых категорий населения, в первую очередь детей-сирот.  В Послании президента Федеральному Собранию в этом году впервые так много уделено внимания детским проблемам – постановке и действиям по их решению.

Считаю, что политика в нашей стране должна выстраиваться превентивным образом как политика социальной безопасности, с введением в нее специальных инструментов. Дети и старики, которые уже не трудоспособны,  должны иметь право на социальную безопасность.  Инструментом для реализации соцполитики может служить социальный стандарт. Это мера отсчета, которая позволяет выстраивать бюджеты, исполнять социальные права в огромной стране. Это норма, которая показывает, сколько потребляет семья определенного типа – многодетная или где один родитель.  Это тот регулятор, ниже которого нельзя опускаться. Он может стать превентивной мерой социальной безопасности человека, которая гарантируется законом, где прописана система его исполнения.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".