Статья
1568 14 февраля 2011 13:15

Бдительность на транспорте

Отголоски взрыва в аэропорту «Домодедово», прогремевшего 24 января, слышны по сей день. Нет, больше никаких терактов, шахидов и детонаций. Наоборот, шумное оживление связано с усилением антитеррористических мер и пристальным вниманием руководства к этому вопросу. Ведь сам глава российского государства начал регулярно инспектировать объекты транспортной инфраструктуры. Вслед за Киевским вокзалом, Дмитрий Медведев проверил безопасность в аэропорту «Внуково».

По мнению большинства политиков, экспертов, да и обычных россиян, случившееся в «Домодедово» является недоработкой спецслужб. А точнее - силовиков, отвечающих за безопасность. После случившегося в «Домодедово» экспертное сообщество высказывало убежденность, что главная задача руководства страны – мобилизовать работу силовых ведомств, которые обязаны заниматься не только безопасностью, но и работой по предотвращению террористических атак.

В частности, военный эксперт Владислав Шурыгин, комментируя взрыв в «Домодедово» в беседе с «Актуальными комментариями», отметил, что «одна из важнейших задач государства – заставить силовиков работать». По его словам, «без серьезной мобилизации общества и без кардинальной ломки того, что мы сейчас имеем в виде нашей государственной машины, ничего не изменится».

Говорить о кардинальных изменениях за столь маленькие сроки было бы бахвальством, но отрицать факт, что за минувшие две недели многое изменилось, может только хронический скептик или слепой.

После теракта в «Домодедово» Дмитрий Медведев потребовал от руководства силовых структур кадровых выводов в отношении сотрудников, отвечающих за безопасность на транспорте, поручил правительству разработать систему «тотальной проверки» и дал указание «разобраться» с ситуацией с сфере безопасности в аэропорту «Домодедово». Не обошел стороной президент и саму Федеральную службу безопасности.

За эти две недели череда отставок прокатилось по всем перечисленным ведомствам. Скептики не унимались. Как всегда нашли стрелочников, утверждали они.

Но уже 8 февраля на «правительственном часе» в Госдуме, где силовики отчитались о проделанной работе, прозвучала фамилия исполнителя теракта. В результате расследования следствие пришло к выводу, теракт совершил 20-летний уроженец ингушского села Али-Юрт Магомет Евлоев.

Общественное мнение сначало наполнилось ворчанием. Ведь экспертное сообщество предупреждало, что необходим системный подход и нужно говорить не об исполнителях, а искать организаторов и заказчиков терактов.

Правда, к концу недели стало известно не только об аресте еще нескольких подозреваемых - родных брата и сестры смертника Ахмета и Фатимы Евлоевых, а также Адама Ганижева и Умара Аушева, но и вырисовался главный след.

Еще одним подозреваемым в организации теракта в аэропорту оказался 18-летний житель Ингушетии Башир Хамхоев. Следствие считает его доверенным лицом лидера кавказских боевиков Доку Умарова и главой «Сунженского джамаата».

Хоть главными фигурантами дела являются молодые люди с Северного Кавказа, ответственность за произошедшее, безусловно, ложится на Доку Умарова. Об этом неоднократно говорил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Как сообщали «Актуальные комментарии», Евкуров выражал уверенность, что теракт в московском аэропорту «Домодедово» организовали северокавказские боевики, которыми руководит Доку Умаров.

«Я не сомневаюсь в том, кто за этим стоит. Я с первого дня об этом говорил - это четко их почерк и их след», - говорил Евкуров.

Какое-то время причастность кавказского боевика к теракту в «Домодедово» вызывала сомнение. Настораживало то, что Умаров сам предложил себя на роль заказчика взрыва, сообщив в видеообращении, что «спецоперация 24 января» была проведена «по его приказу». Видео было размещено на сайте кавказских сепаратистов «Кавказ-центр» в ночь с 7 на 8 февраля.

Скажем, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин отметил тогда «Актуальным комментариям», что Умаров берет на себя ответственность практически за все теракты, которые происходят на территории России - как на Северном Кавказе, так и за его пределами.

«Это, с одной стороны, блеф Умарова, а с другой стороны, правда. - отметил эксперт. - Потому что структура террористического подполья на Северном Кавказе – сетевая, и там нельзя создать в классических рамках такой иерархической структуры, что если Умаров дал приказ - все взяли под козырек и пошли выполнять».

По словам эксперта, Доку Умаров – это некий символ, ориентир для боевиков. При этом Салин отметил, что, если Умарова ликвидировать, то ситуация с терактами на территории России не улучшится.

«Если в организации террористов ликвидировать какое-то звено, даже которое находится на самом видном месте, вроде Умарова, то от этого ситуация не изменится. Потому что терроризм можно победить только системными мерами и отнюдь не физической ликвидацией боевиков» - подчеркнул эксперт.

Хотелось бы надеяться, что эти системные методы начали у нас выстраиваться. Так, Доку Умарова будут искать и за пределами России.

«Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время будет завершены все процедуры, и Умаров будет включен в «черные списки» США», - заявил спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолий Сафонов.

Но не только в погоне за бородатыми боевиками, как успели заметить, дело. В стране принято антитеррористическое законодательство. Пусть закон о полиции и световых угрозах до сих пор вызывают бурные споры. В любом случае, это шаг вперед. Сейчас главное, чтобы законы исполнялись.

Также вступили в силу новые «Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры». Установлены четкие зоны ответственности органов внутренних дел и служб авиационной безопасности.

Именно эта проблема вызвала особенно острую дискуссию после теракта в «Домодедово». Найти ответственного за безопасность в аэропорту не представлялось возможным. Менеджмент аэропорта считал повинной службу авиационной безопасности, та говорила об ответственности милиции, и т.д. Новые правила четко делят сферы ответственности.

Одним из мощных аккордов минувшей недели стало посещение президентом России Дмитрием Медведевым Киевского вокзала и аэропорта «Внуково».

Президент нагрянул с проверкой на Киевский вокзал и не обнаружил там ни милиции, ни рамок для проверки пассажиров. Медведев пообещал новые кадровые решения, которые могут коснуться РЖД и ведомств, ответственных за безопасность на транспорте. Главе РЖД Владимиру Якунину президент дал три дня, чтобы исправить ситуацию.

Осмотрев вокзал, Медведев и главы спецслужб и правоохранительных органов уехали в Кремль. Здесь состоялось незапланированное совещание по безопасности. Президент поручил МВД увеличить количество сотрудников милиции на транспортных узлах, при необходимости провести перегруппировку. «Если теракт произошел на авиационном транспорте, начинают все бегать в аэропортах, а в других местах ничего не происходит», - констатировал президент, назвав ситуацию проявлением безалаберности и безответственности со стороны должностных лиц.

Медведев также заявил о необходимости создать современную кинологическую службу в качестве одного из способов обеспечения безопасности на транспорте и дал понять, что спокойно спать теперь не будет ни одна структура, отвечающая за безопасность.

На следующий день Дмитрий Медведев провел аналогичную проверку в аэропорту «Внуково». Глава государства приехал туда перед отлетом в Уфу из соседнего правительственного терминала «Внуково-2».

Медведев прошел все процедуры досмотра пассажиров. Пришел к выводу, что с учетом усиленных мер безопасности, они не утомительны.

В отличие от ситуации на Киевском вокзале, Медведев остался доволен увиденным в столичном аэропорту. Тем не менее, президент поручил главе МВД пересмотреть организацию работы милиции на транспортных объектах и увеличить численность дежурящих сотрудников.

Неужели только при личном контроле президента структуры по безопасности будут работать? Насколько действенны такие методы?

Как отметил «Актуальным комментариям» Павел Салин, визиты Медведева на объекты, которые могут служить болевыми точками и наиболее привлекательны для ударов террористов, свидетельствуют, что президент не доверяет бравурным отчетам, когда на бумагах все выглядит отлично, а на деле ситуация - просто ужасающая.

При этом, по словам эксперта, обезопасить тот или иной объект от террористов с помощью охраны или металлоискателей до конца невозможно. По его словам, необходима просто агентурная работа спецслужб на стадии подготовки, вербовки террористов. «Львиная доля работы ложится на плечи тех, кого мы не видим – агентов, наружное наблюдение и т.д. и т.п. – чем более незаметно борется с терроризмом государство, тем более эффективна эта борьба, так показывает мировой опыт», - заключил эксперт.

Такого же мнения придерживается и военный эксперт Владислав Шурыгин. Он отметил «Актуальным комментариям», что забота Медведева о безопасности граждан, его визит на Киевский вокзал, встретили общественную поддержку. Однако главное, по его словам – государственный контроль над силовыми ведомствами. Отставки или визиты руководства страны на объекты, где может произойти теракт, эффекта в долгосрочной перспективе не дадут. Эксперт предположил, что какие-то важные решения принимались за закрытыми дверьми. Скажем, правительственный час в Госдуме проходил в закрытом режиме. «Насколько они эффективны, мы можем судить по тому, будут ли предотвращаться впредь теракты», - резюмировал эксперт.

Мы все надеемся, что терактов больше не будет.

Комментарии экспертов

Мы видим, что неожиданные визиты президента на объекты, которые могут служить болевыми точками и наиболее привлекательны для ударов террористов, входят в систему – мы помним недавнее посещение метро, а сейчас это посещение вокзалов, причем знаменательно, что оно неожиданно, по крайней мере для тех, кто отвечает за безопасность данных систем, особенно сейчас в ситуации с Киевским вокзалам, то есть мы видим, что президент не доверяет бравурным отчетам когда на бумагах все выглядит отлично, а на деле ситуация просто ужасающая. 

 

И в отличие от прошлого раза ситуации с метро, когда пошли ехидные комментарии, что Медведеву показали Потемкинскую деревню, то сейчас люди, которые готовили этот визит, подстраховались и уже никакой возможности для того чтобы показывать хорошую картинку и втирать очки у хозяев данного объекта не было. Соответственно это вылилось в разгромные характеристики которые дал Медведев. 

 

Но с другой стороны, по большому счету, следует помнить, что обезопасить тот или иной объект от террористов с помощью охраны или металлоискателей до конца невозможно, необходима просто агентурная работа спецслужб на стадии подготовки, вербовки террористов, потому что все эти внешние меры – металлодетекторы, усиленные патрули – они нужны, но они дают успокаивающий эффект. То есть они успокаивающе действуют на граждан, они чувствуют себя защищенными, но по большому счету это не так, потому что львиная доля работы ложится на плечи тех, кого мы не видим – агентов, наружное наблюдение и т.д. и т.п. – чем более незаметно борется с терроризмом государство, тем более эффективна эта борьба, так показывает мировой опыт.

После взрывов в московском метро президент Медведев подписал ряд распоряжений об усилении мер безопасности на транспорте. Теракт в «Домодедово» является следствием того, что эти распоряжения не исполняются.

В результате президент России вынужден тестировать объекты, лично проверять, насколько исполняются его указания. Этот сбой в работе чиновничьего аппарата, безусловно, не может радовать главу государства. Поэтому он делает свои действия неожиданными, ранее не анонсированными.

Как мы видим, он уже убедился в том, что, несмотря на теракт, безопасность на Киевском вокзале осуществляется в недостаточной мере. Другое дело, что безопасность в аэропортах усилена, и Медведев лично смог убедиться в этом.

Конечно, для увеличения безопасности должна быть усилена оперативно-агентурная работа на Кавказе. К тому же, важнейшей составляющей является системность работы на транспорте, а не периодическое возбуждение в зависимости от того или иного события, увольнения или теракта.

Добиться системности и повышенного уровня тревожности - это, мне кажется, довольно-таки нетривиальная задача. Надеюсь, наш президент сумеет с ней справиться.

Стремление Дмитрия Медведева проверить безопасность вызывает своего рода симпатию и, наверное, должно вызвать у людей благодарность президенту за то, что он лично проверил объекты транспортной инфраструктуры.

С точки зрения самой системы безопасности, то есть безопасности как глобального действа, такие меры не очень эффективны. Безопасность, которую в данном случае проверял президент, - лишь одна из составляющих, которая мало способствует предотвращению терактов. Рамки и металлоискатели в лучшем случае сработают случайно или отреагируют на какую-нибудь безделицу.

Усиление безопасности – это работа спецслужб, упреждающая информация, борьба с международным терроризмом. То есть борьба на тех уровнях, где террор генерируется, где готовятся террористы, в районе их местонахождения. Акцентировать внимание надо на выявлении и нейтрализации террористов. Эти структуры необходимо постоянно совершенствовать и проверять.

Я считаю, что на данном этапе самой действенной мерой должно стать объединение работы и координации всех наших силовых структур в сфере безопасности. То есть нужно добиться от силовиков взаимодействия и выстраивания работы, что называется, на государственном уровне – так, чтобы можно было решить действительно серьезные глобальные проблемы.

Тревожит абсолютно открытая система путей сообщения с Северным Кавказом, где идет террористическая война, и который никак не огражден от России.

Нас все время отправляют учиться у израильтян. Но там другая ситуация: потенциальные носители террора – палестинцы и арабы – фактически не смешиваются и не встречаются с местным населением. У нас же можно выйти из леса где-нибудь в Ингушетии или в Дагестане, сесть на ближайшее такси или маршрутку и через 4 часа оказаться в центре Москвы.

Я допускаю, что какие-то меры в этом направлении принимались на закрытых совещаниях, какие-то вещи обсуждались в узком кругу. Об эффективности же этих мер мы можем судить только по тому, произойдет ли следующий теракт.

Если мы столкнёмся с тем, что Россия будет продолжать взрываться с завидной регулярностью, то совершенно очевидно, что все эти меры не возымели действия. А если мы увидим, что в ближайший год или в какой-то обозримой перспективе не произойдет ничего ужасного, – значит, мы действительно достигли своей цели.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".