Статья
2357 18 февраля 2011 8:49

Москва подождет с объединением

Мэр Москвы Сергей Собянин предложил свой вариант взаимодействия Москвы и Московской области.

Обсуждая возможность объединения Москвы и области, столичный мэр предложил мягкий вариант - не разрушая административную структуру, руководство обоих регионов должно вырабатывать совместные решения.

Таким образом, Сергей Собянин в среднесрочной перспективе поставил точку в постоянных дискуссиях относительно возможного объединения Москвы и области, возникающих с завидной регулярностью. Идея «брачного контракта» Москвы и Московской области давно витает в воздухе. Сторонники и противники объединения то и дело озвучивают свои аргументы. И на этой неделе этот вопрос вновь оказался в центре внимания политиков, журналистов и общественности.

Так, сначала полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко поддержал сторонников идеи объединения Москвы и Московской области.

«Я считаю, что в перспективе укрупнение регионов возможно, В том числе я имею в виду создание единого московского региона - агломерации, которая могла бы впитать в себя близлежащие территории», - сказал Полтавченко на встрече с депутатами от регионов.

Несмотря на то, что между Москвой и областью наблюдается интенсивное сотрудничество, власти двух субъектов федерации неоднократно давали понять, что идея объединения – преждевременна.

Так, в декабре пресс-секретарь московского мэра Гульнара Пенькова, комментируя переговоры мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Бориса Громова, отметила, что «ни мэр Москвы, ни губернатор Московской области не ставили и не ставят вопрос об объединении наших регионов».

Но у сторонников объединения есть аргументы в свою пользу. Так, в конце прошлого года Союз архитекторов России предложил объединить Москву и Подмосковье «для разработки единого генплана». «Бессмысленно рассматривать развитие Москве в пределах ее административных границ. Ее реальное влияние ощущается сегодня в радиусе 200-300 километров, ближайшее же окружение давно является единым урбанизированным образованием, и планирование развития Московской области отдельно от Москвы - очевидный стратегический и управленческий нонсенс», - сообщал сайт Союза архитекторов России.

После того, как в таком же ключе высказался полпред президента, журналисты решили выяснить мнение лично мэра Москвы по этому вопросу. Тем более, что такая возможность представилась практически сразу: Сергей Собянин дал первое обширное интервью с момента вступления в должность столичного градоначальника.

Ответ прозвучал лаконично и достаточно мягко, но не предполагающий разночтений. «Это очень сложно», - прокомментировал Сергей Собянин данную идею, подчеркнув, что подобные «революционные объединения» несут за собой «политические издержки».

По его мнению, предпочтительнее и проще интегрировать деятельность органов власти, а не обсуждать вопросы объединения Москвы и Московской области.

Он отметил, что уже сейчас между правительством Москвы и Московской области налажен тесный контакт и отработаны вопросы взаимодействия. «Нет ни одной позиции противостояния, и я не вижу опасности появления их в будущем. Мы все понимаем, что не можем нормально жить и функционировать друг без друга. Это касается и вопросов строительства, и транспорта. Это нормальный путь взаимодействия», - сказал Собянин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Несмотря на то, что ряду экспертов объединение двух регионов представляется неизбежным, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, сторонников полномасштабного взаимодействия, а не слияния столицы и области, явно больше.

Такой вывод можно сделать, анализируя комментарии экспертов, высказавших свое мнение «Актуальным комментариям».

Так, точка зрения ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Оксаны Гончаренко практически совпадает с мнением Сергея Собянина.

«Процессы экономической интеграции будут продолжаться, будет налаживаться более тесное сотрудничество в сфере транспорта. Возможно, здесь будут найдены новые интересные решения – обсуждался вопрос о запуске скоростных поездов. Но если мы говорим о создании нового субъекта федерации, то, с точки зрения политики, эта задача требует еще дальнейшего осмысления, и в ближайшей перспективе это вряд ли будет реализовано», - сказала она «Актуальным комментариям».

О преждевременности объединения Москвы и Московской области сказал и гендиректор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев.

Он отметил, что есть довольно большое количество фантазеров, которые считают, что административное слияние регионов такого масштаба, как Москва и Московская область, которые не имеют аналогов ни в России, ни, по большому счету, в мире, - это простая и банальная процедура. На самом деле, по словам Танаева, на повестке дня будет стоять вопрос синхронизации планов развития Москвы и области. «Объединение регионов – такого вопроса в повестке дня не стоит», - заявил Танаев «Актуальным комментариям».

Действительно, в последнее время сотрудничество столичных властей и руководства области идет по нарастающей. Может, с повестки дня снят личностный фактор - губернатор Подмосковья Борис Громов не очень ладил с бывшим столичным градоначальником Юрием Лужковым. Может, слишком актуально стали звучать вопросы взаимодействия двух регионов. Может, это просто требование экономических реальностей. Но факт остается фактом: спектр совместной работы разрастается.

Скажем, в программе развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 год Москва и область уже рассматриваются как единый транспортный комплекс. Например, субъекты федерации разделили зоны ответственности на Ленинградском шоссе до аэропорта «Шереметьево». Правительство Москвы получит в свое ведение весь имущественный комплекс и ответственность за него до 29-го километра шоссе. Московская область будет заниматься всей остальной дорогой до «Шереметьево».

Известно также, что границы Москвы и Подмосковья «утрясут» до середины лета. Правительство Московской области уже в первом полугодии 2011 года хочет четко прописать границы тех муниципальных образований, что соседствуют с Москвой.

Губернатор Московской области Борис Громов ранее городу Люберецкие очистные поля. «Решение принято, осталось подписать», - уточнил Громов. Отметим, что проект комплексной застройки данной территории предполагал возведение жилья общей площадью в 4 млн квадратных метров.

Между двумя регионами есть точки соприкосновения практически во всех сферах жизни. Так, после теракта в «Домодедово» мэр столицы Сергей Собянин договорился с правительством области о создании единого оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в регионе.

Однако, данные шаги вовсе не предполагают слияния. Эксперты отмечают, что это невыгодно и с экономической точки зрения. Так, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев сказал «Актуальным комментариям», что объединение будет экономической ошибкой.

По его словам, это означало бы резкое отягощение столичного бюджета, потому что тогда московские льготы нужно было бы распространять еще на 6 миллионов человек. К тому же, периферия области гораздо больше тяготеет к самостоятельной жизни – Можайск, Орехово-Зуево и тому подобные места физически и функционально никак не сопрягаются с Москвой. По словам эксперта, экономически Москве гораздо важнее выступать в роли «запускающего механизма, триггера эффективного развития поддерживая развития этих периферийных узлов».

Однако, есть и позиция, ставящая во главу угла политические вопросы. Скажем, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов считает, что для решений, касающихся объединения Москвы и Московской области в единый регион, необходима политическая воля руководителей двух субъектов Федерации и внимательный анализ возможных последствий такого шага.

Платонов пояснил, что, несмотря на существующее территориально-административное деление, жители Москвы и Подмосковья все равно живут и трудятся как в единой агломерации: жители Подмосковья приезжают на работу в Москву, а москвичи ездят в соседний регион отдыхать.

«Вместе с тем эту проблему нужно хорошо просчитывать, [ведь при объединении] возникает огромная территория с огромным населением», - сказал он. http://actualcomment.ru/news/20397/

Экспертное сообщество сходится во мнении, что реалистическая позиция заключается в том, что Москва и Московская область должны быть более тесным экономическим конгломератом. Что на данном этапе и остается в фокусе внимания властей двух регионов.

Комментарии экспертов

Нужно оставаться в русле прагматичного реализма. Есть у нас довольно большое количество фантазеров, которые считают, что административное слияние регионов такого масштаба, как Москва и Московская область, не имеющих аналогов ни в России, ни, по большому счету, в мире, – это простая и банальная процедура. Но это не так! Поэтому реалистическая позиция заключается в том, что Москва и Московская область должны быть более тесным экономическим конгломератом, что очевидно. Совершенно очевидно и то, что должны быть достаточно жестко синхронизированы инфраструктурные планы развития Москвы и Московского региона.

Это также очевидно, потому что неразвитая, например, дорожная инфраструктура Московского региона является одной из причин транспортного коллапса в Москве. Но говорить о том, что события по объединению могут развиваться достаточно быстро – это тешить себя иллюзиями. Хотя бы по той простой причине что команда Сергея Собянина для начала должна разобраться в ситуации в Москве и навести здесь порядок. После того, что здесь нагородила команда Юрия Михайловича Лужкова, разбираться придется достаточно долго. Но то, что вопрос синхронизации планов развития Москвы и области стоит на повестке дня, – это очевидно. А вот вопрос объединения регионов – такого вопроса на повестке дня не стоит.

В экономическом плане интеграция уже частично произошла. Есть уже сложившиеся процессы интеграции кадровых ресурсов, существует много общих экономических связей, развивается транспортное сообщение. Многие сторонники объединения рассчитывают на синергетический эффект. Мол, будут сняты административные барьеры для движения товара, от чего выиграют и город, и область. В общем, здесь есть некий смысл.

Но есть и угрозы! Прежде всего, это угроза снижения качества управления. Угроза потери управляемости такого огромного субъекта, который будет исключительно велик и по территории и по населению. С одной стороны, возможно ухудшение управления. С другой стороны, это может повлечь за собой и политические риски. Я имею в виду угрозы дестабилизации важного региона. Очевидно, что глава такого субъекта федерации, если бы он был создан, обладал бы очень значительными ресурсами влияния, и неизвестно, как бы этот эффект проявил себя в масштабе всей страны. В России - асимметричная федерация, но, тем не менее, появление такого субъекта могло бы существенно нарушить сложившийся баланс сил.

И поэтому, с политической точки зрения есть риски, и они достаточно высоки. Исходя из вышесказанного, можно прогнозировать, что процессы экономической интеграции будут продолжаться, будет налаживаться тесное взаимовыгодное сотрудничество. Возможно, в этом вопросе будут найдены новые интересные решения (например, обсуждался пуск скоростных поездов). Но в политической сфере, если мы говорим о создании нового субъекта федерации, эта пока задача требует дальнейшего осмысления. В ближайшей перспективе, такое решение вряд ли будет реализовано.

Все попытки переводить задачи развития в административные ресурсы являются непродуктивными. Об этом говорит и мировой опыт. Если же это необходимо сделать, то форма взаимодействия автономных, самостоятельных субъектов деятельности, муниципалитетов или, в данном случае, региональных структур решается вполне грамотным путем и называется «агломерация».

Слияние нецелесообразно и с экономической точки зрения. Это означало бы резкое отягощение бюджета, потому что тогда московские льготы нужно было бы распространить еще на шесть миллионов человек. К тому же, периферия области гораздо больше тяготеет к самостоятельной жизни – Можайск, Орехово-Зуево и тому подобные места никак физически и функционально не сопрягаются с Москвой. Экономически Москве гораздо важнее выступать в роли такого запускающего механизма, триггера эффективного развития поддерживая развития этих периферийных узлов.

Не стоит пытаться усложнить и без того безумно сложную систему управления десятимиллионной Москвой еще дополнительными пятью-шестью миллионами. Все эти позиции достаточно внятно говорят даже против чисто экономической организационной конструкции объединения.

Разговоры по поводу слияния Москвы и Московской области идут давно. Высказываются разные мнения. Например, 15 февраля прошла встреча с полномочным представителем президента РФ в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко, на которой, в числе прочих, поднимался и вопрос укрупнения регионов не только Москвы и области, но и других субъектов ЦФО. По итогам дискуссии мы пришли к мнению, что, естественно, в ближайшем будущем объединение Москвы и Московской области не актуально. Хотя в целом по стране и есть примеры вполне успешного укрупнения других субъектов (например, Пермского края).

Что касается Москвы и области, как и укрупнения любого другого региона, то нужно четко понимать, целесообразен ли этот шаг экономически. Если от того, что мы объединим два субъекта, жители обоих станут жить лучше, то тогда есть смысл укрупнять и проводить такую административную реформу.

Если же можно без затрат на административные вопросы наладить сотрудничество, то нужно идти по этому пути. И важно, что сегодня Москва и область выстраивают конструктивный диалог.

Например, в Московской городской думе уже с давних пор действует совместная комиссия, которая занимается вопросами, в законотворческом аспекте затрагивающие интересы обоих субъектов. Поэтому говорить о том, что в ближайшее время какое-то объединение будет происходить, преждевременно. Однако отрицать того, что в какой-то дальнейшей перспективе мы можем прийти к тому, что будет создана крупная московская агломерация, также нельзя. В любом случае, это решение должно быть обосновано экономически.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".