Статья
1379 1 июня 2011 21:18

Белоруссия ищет кредиторов

Минск опять пытается вести двойную игру. Получив согласие на получение кредита по линии ЕврАзЭС, Минск обратился в МВФ за стабилизационным кредитом. Запрашиваемая сумма – от 3,5 до 8 миллиардов долларов.

«Мы ставим для себя задачу с Национальным банком в работе с этой миссией (МВФ) и, возможно, очередной миссией, с которой будем готовить непосредственно проект программы для представления в совете директоров МВФ, и оцениваем размер поддержки от 3,5 млрд. долларов до 8 млрд долларов», - сказал журналистам премьер-министр страны Михаил Мясникович.

Он объяснил свое обращение в МВФ тем, что «цена денег (кредита МВФ) в 2 раза ниже, чем стоимость стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС».

Сообщается, что представители МВФ с 1 по 13 июня оценят экономическую ситуацию в стране и определят возможность финансовой поддержки.

Здесь стоит отметить, что ранее Международный валютный фонд уже выдал Белоруссии займы. Этот проект осуществлялся в 2009-10 годах. Тогда Минску было выделено 3,5 млрд долларов. Однако, с тех пор отношения Минска как с Европой, так и с западными организациями заметно ухудшились. Причем это касается как политического, так и экономического аспекта. Скажем, представители МВФ критиковали руководство страны за искусственное сдерживание курса национальной валюты и повышение зарплат в бюджетной сфере.

ЕС и США не скрывают недовольства Белоруссией относительно политических процессов в стране. После разгона демонстрации во время выборов, Европа выступила с резкой критикой в адрес Лукашенко и свернула программы помощи. В частности, заморозила программу «Восточное партнерство».

Буквально на прошлой неделе заявление по Белоруссии сделал президент США Барак Обама.

«Президент Белоруссии Лукашенко игнорирует демократические принципы и законы, связанные с правами человека», - отметил он на пресс-конференции в Варшаве. «Нужно оказывать как можно более сильное давление на Белоруссию, чтобы она изменила свое отношение к этим темам», - подчеркнул президент США, выразив опасения, что «репрессии, которые мы увидели в Белоруссии, могут оказать отрицательное влияние на весь этот регион».

Сам Лукашенко демонстрировал не очень большую обеспокоенность относительно нарастающей критики в свой адрес. Он заявил, что Белоруссия заинтересована в нормальных отношениях с США, но ничего не потеряет, если американцы не захотят сотрудничать с белорусским государством.

Эксперты прогнозировали, что в сложившихся экономических условиях у лидера Белоруссии, который долгое время старался сидеть на двух стульях, заигрывая то с Европой, то с Россией для получения наибольших экономических преференций, не осталось выхода, как ориентироваться на Москву.

С учетом того, что от Белоруссии отвернулись потенциальные европейские партнеры, пророссийский вектор, по мнению аналитиков, для белорусского лидера оставался единственным возможным сценарием.

События последних дней после того, как в Белоруссии грянул дефолт, и страну накрыла волна валютной лихорадки, свидетельствовали, что все надежды на спасение экономики Минск связывает именно с Москвой. Тем более, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) на следующий день после белорусского «черного вторника» сообщил о прекращении отношений с властями этой страны.

Сообщалось, что ЕБРР меняет стратегию работы в республике и отказывается от финансирования проектов в государственном энергетическом секторе Белоруссии, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры и развития возобновляемых источников энергии.

В ответ на это Минск обвинил европейскую структуру в предвзятости. Позиция ЕБРР по отношению к Белоруссии становится все более политизированной и противоречивой, заявил тогда пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных.

Параллельно с этим началось обсуждение кредита по линии ЕврАзЭС в размере 3 млрд  долларов.

Москва и Минск даже согласовали параметры выделяемого кредита. Первый транш в размере 800 млн долларов должен поступить в Белоруссию летом, а второй, в размере 400 млн долларов - в начале осени.

Параллельно ставился и вопрос об участии России в приватизационных процессах, неизбежных в Белоруссии при данных экономических обстоятельствах.

Так, министр финансов России Алексей Кудрин прокомментировал возможную приватизацию в Белоруссии. «Будет проведена программа приватизации, которая увеличит долю частного сектора в экономике Белоруссии. Предварительно мы согласовали, что объем приватизации будет не меньше $2,5 млрд ежегодно», - сообщил Алексей Кудрин на совещании в правительстве, посвященном формированию бюджета на 2012-2014 годы.

Отмечалось, что белорусские власти в течение трех лет должны провести приватизацию госактивов как минимум на $7,5 млрд. Сообщалось также,  что помимо переговоров о продаже белорусской доли в «Белтрансгазе», ведутся переговоры о создании холдинга МАЗа и КамАЗа.

По мнению экспертов, Белоруссии предложены абсолютно приемлемые условия. При этом, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин отметил в интервью «Актуальным комментариям», что средств, которые Белоруссия получит от России в виде кредита, республике не хватит. «Единственный ресурс, которым может располагать Белоруссия, – это большое количество государственной собственности. Лукашенко стоит перед простым выбором – либо он обеспечивает приватизацию государственной собственности, и появляется возможность, чтобы эти предприятия функционировали, либо происходит их остановка», - заявил политолог.

При этом, по мнению Дискина, президенту Белоруссии предлагаются вполне осмысленные решения. Среди таких мер он назвал слияние МАЗа и КАМАЗа, которое, уверен политолог, обеспечит больше налогов в белорусский бюджет.

Однако Александр Лукашенко посчитал иначе.

«Некоторые политики из-за границы выстроились в очередь и начали кричать, что завтра Лукашенко начинает продавать активы наших ликвидных предприятий, и даже сумму начали называть - семь с половиной миллиардов долларов. Я даже один актив за такую цену не продам», - заявил белорусский президент.

Эксперты согласились, что решение о необходимости приватизации является неприятным для президента Белоруссии Александра Лукашенко, который «привык быть абсолютным хозяином у себя в стране», но отметили, что нужно реально оценивать ситуацию и перестать превращать Белоруссию в заложницу амбиций одного человека. «Невозможно одновременно жить в рыночной экономике, быть хозяином всего и жить не по средствам», - сказал Исосиф Дискин.

Однако, судя по нынешнему реверансу в сторону МВФ, Лукашенко не желает смириться с действительностью и намерен вновь начать опасную игру между Западом и Востоком. Ведь Лукашенко много лет действовал по принципу «Не дает денег Россия? Тогда, назло ей, пойдем на Запад».

Так и сейчас, по мнению некоторых экспертов, своим обращением в МВФ Минск вновь пытается надавить на Россию, чтобы получить кредит от ЕврАзЭС на льготных условиях без массовой продажи госактивов.

Белорусский политолог Александр Тихомиров считает, что Минск обратился за кредитом в МВФ назло России, которая медлит с выделением стабилизационного кредита. «Обращение за кредитом к Международному валютному фонду - это сигнал России, упрек России», цитирует политолога «Интерфакс».

Однако директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, считает, что обращение в МВФ продиктовано лишь тем, то Лукашенко сознает сложность экономической ситуации и ищет требуемые средства всеми возможными путями. А играть на противоречиях между Западом и России, как полагает эксперт, уже не получится.

По мнению экспертов, при предоставлении кредита по линии МВФ Александр Лукашенко может оказаться в еще более затруднительной ситуации.

Так, Иосиф Дискин отметил, что требования МВФ по реформированию будут много жестче. «Ясно, что существующая Белоруссия эти требования МВФ выполнить не сможет. Это значит, что Лукашенко теряет драгоценное время, кризис будет углубляться, и когда он вернется с просьбами к России, время будет упущено, так как денег, о которых мы договаривались, будет мало для решения всех проблем», - отметил Дискин.

Эксперты  не исключат вероятность того, что теперь Россия может и не дать кредит Белоруссии. Решение о выдаче кредита будет принято 4 июня. Однако, белорусам вполне сейчас могут ответить: «Просите там, пожалуйста, нам легче - мы сэкономим резервные фонды».

Владислав Иноземцев, в свою очередь, предположил, что МВФ откажет Белоруссии в кредите, так как ни одни условия фонда Белоруссией ранее не были выполнены. Эксперт предположил, что из фонда ЕврАзЭС некоторая сумма – 1 миллиард 200 миллионов - будет получена усилиями России под какие-то обещания Лукашенко. Эти обещания, по словам Иноземцева, могут быть даже выполнены.

При этом эксперты прогнозируют неминуемое снижение уровня жизни в Белоруссии.

Напомним, на прошлой неделе страну накрыла волна кризиса. Белорусский рубль рухнул по отношению к доллару на 56 процентов. Примерно столько же он потерял к российскому рублю и евро. Аналитики уверены, что это еще не предел девальвации, и кризис пока не достиг так называемого дна.

Комментарии экспертов

Кудрин сразу предлагал Белоруссии обращаться к МВФ. Но нужно понимать, что требования МВФ по реформированию экономики будут много жестче. Ясно, что при существующих обстоятельствах Белоруссия эти требования МВФ выполнить не сможет. Это значит, что Лукашенко теряет драгоценное время. Кризис будет углубляться, и когда он вернется с просьбами к России, время будет упущено, и тех денег о которых мы договаривались, будет мало.

Он не может представить, насколько жесткие условия могут быть выдвинуты МВФ. На мой взгляд, будут условия резкого снижения государственных расходов, снижение социальных затрат. Там будут условия, после которых в странах обычно начинаются революции.

После того, как Минск обратился в МВФ, Россия может и не дать кредит. Могут сказать: «Просите там кредит, пожалуйста. Нам легче, мы сэкономим резервные фонды».
С моей точки зрения ситуация очень непростая, Белоруссии нужны деньги, чтобы сбалансировать платежный баланс и чтобы в результате прекратились инфляционные процессы, которые неизбежно возникают в результате огромной девальвации белорусского рубля.

Вопрос очень практический – те деньги, которые Белоруссия может получить, даже при условии, если она выполнит все то, о чем договаривались, включая пересмотр субсидий предприятиям, средств не хватит. (1,2 миллиарда долларов в год все равно не хватает). Вопрос, где взять еще деньги?

Ясно, что за счет повышения налогов эту проблему не решишь, потому что встанут предприятия, единственным ресурсом которым может располагать Белоруссия – это большое количество государственной собственности. Лукашенко стоит перед простым выбором – либо он обеспечивает приватизацию государственной собственности и одновременно появление возможности, чтобы эти предприятия функционировали, либо они останавливаются по той причине, что без интеграции нет денег на покупку комплектующих за доллары или за российские рубли, что в данном случае все равно.

Выбор ведь не в том, чтобы проводить российскую приватизацию. Проводи китайскую, но деньги ведь все равно надо где-то находить. Иначе предприятия встанут, начнутся массовые забастовки, и страной будут потеряны все те плюсы политической стабильности, которыми она сегодня обладает.

Да, решение неприятное, но Лукашенко привык быть абсолютным хозяином у себя в стране. Но невозможно жить в рыночной экономике и быть хозяином всего, и жить не по средствам.

А предлагают ему вполне осмысленные решения. Например, слияние МАЗа и КамАЗа позволяет использовать продукцию предприятий, которые создали в Казахстане, для того чтобы обеспечивать комплексацию МАЗа. Можно создать единый модельный ряд МАЗа и КамАЗа, унифицировать целый ряд узлов, использовать поставки из России за российские рубли комплектующих и расширить продажи МАЗа в Россию. То есть, наоборот это предприятие будет давать больше налогов в белорусский бюджет.

Это очевидно для любого человека, который думает не про то, что перестает быть хозяином, а думает про развитие белорусской экономики, думает как гражданин Белоруссии.

Аналогичным образом все происходит с другими отраслями машиностроения. Потому что металл они покупают в России, а теперь так как курс белорусского и русского рубля резко изменился, если все это получать по коммерческим ценам, а не по внутренним ценам общих корпораций, то это станет просто золотой продукцией. И ничего из этого не выйдет. Скажем, для производства пылесоса надо покупать уникальную пластмассу, краску в США – все это будет так сказать золотым, не будет продаваться, и предприятия встанут. Надо просто реально подойти к ситуации и перестать превращать Белоруссию в заложницу для своих амбиций.
 

Ситуация в Белоруссии тяжелая, и она, конечно, обострена тем, что у Лукашенко сложные отношения и с Западом, и с Россией. Мне кажется, что в нынешней ситуации в условиях девальвации, и в условиях очень тяжелого экономического положения, конечно, новых кредитов ему Запад не даст.

Это противоречит, в том числе, политическим соображениям. К тому же, мы знаем, что два года назад МВФ уже предоставлял кредит, но ни одно из условий фонда, под который давался кредит, выполнено не было. Фактически уже тогда стало понятно, что это, видимо, конец работы фонда с Белоруссией.

Что касается нынешней ситуации, она еще труднее, чем два года назад. Мы видим очень тяжелый торговый дефицит. К сожалению, мы видим, что сейчас придется наращивать расходы бюджета, в то время, как доходы будут только сокращаться. Я думаю, сейчас получить деньги от МВФ практически не реально. В прошлый раз было выделено три миллиарда при гораздо лучшей ситуации, но на вполне понятных фонду условиях. Поэтому, я думаю, что вариант с фондом не пройдет.

Полагаю, что из стабилизационного фонда ЕврАзЭС некая сумма (сейчас идет речь об 1 млрд 200 млн долл) будет получена усилиями России под какие-то очередные обещания. Насколько они будут выполнены? Я в это не вполне верю. Поэтому, мне кажется, что кредит придет только от ЕврАзЭС, и будет, скорее всего, последним в этой ситуации.

Что касается обращения Лукашенко в МВФ, в любом случае, когда оказываешься в такой сложной ситуации, руководство должно делать все возможное, чтобы исправить положение. Поэтому тот факт, что Лукашенко ищет деньги в разных местах - это вполне понятно. Не думаю, что здесь есть какое-то желание играть назло России.

Это просто шаг, не то что отчаяния, но попытка найти какие-то средства для удержания экономики от падения. Ситуация не может продолжаться так вечно: все валютные операции закрыты, белорусские предприятия существенно зависят от импорта комплектующих, сырья. Безусловно, деньги Лукашенко очень нужны. Поэтому обращение в МВФ показывает тот факт, насколько они ему нужны. Я думаю, что играть в очередной раз на каких-то противоречиях между Западом и Россией здесь уже не получится.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".