Статья
2430 15 октября 2011 16:23

«Мы - политики, а не фантазеры»

Президент РФ Дмитрий Медведев провел в центре Москвы встречу со своими сторонниками.

«Все, кто собрался здесь, хотят видеть нашу страну меняющейся, выступают за модернизацию, в той или иной степени поддерживают курс последнего времени, а стало быть, вы мои сторонники», - пояснил Дмитрий Медведев цель встречи.

Решения, принятые на сентябрьском съезде «Единой России», не являются «возвратом к прошлому».

«Та конструкция, которая сегодня предложена, чтобы там не писали, это не возврат в прошлое, это - другое: это способ решения тех задач, которые мы перед собой ставили», - заявил Медведев.

Дмитрий Медведев заявил, что после объявления им на съезде партии «Единая Россия» предложений о выдвижении Владимира Путина на пост главы государства часть сторонников президента «почувствовали разочарование».

«Я знаю, что когда объявил о решении на съезде "Единой России", часть моих сторонников, тех людей, которые говорили о необходимости перемен, почувствовали какое-то разочарование, или такая легкая степень напряжения она сквозила и в тех публикациях, которые я видел, и в Интернете», - заявил Медведев.

Президент подчеркнул, что благодарен всем тем, кто его поддерживал и голосовал на выборах президента. «Но я никогда не лукавил, когда говорил о том, что мы обсуждали нашу политическую конфигурацию задолго до съезда "Единой России"», - подчеркнул Медведев.

Президент добавил, что и он, и Владимир Путин - ответственные люди. «Поэтому, знаете, когда говорят, что вот, что мы где-то в лесу, на рыбалке встретились и все поменяли, и такую конфигурацию выработали, вышли на съезд - все это не так. На самом деле это результат достаточно долгого анализа», - сказал президент, добавив, что «мы допускали разное развитие событий».

По словам президента, «политика - жесткая штука, и можно очень быстро потерять очки, и тогда вообще никаких вопросов не будет ни по поводу президентства, ни по поводу того, чтобы список предвыборный возглавлять».

Необходимо было учитывать текущую ситуацию, добавил Медведев. «И мой рейтинг, и степень доверия ко мне как к президенту и рейтинг Владимира Путина - высокие для любого политика, но его рейтинг выше. И мы практические политики, а не фантазеры», - сказал Дмитрий Медведев, подчеркнув, что необходимо исходить из того, как проще «достичь заявленных политических требований».

Президент подчеркивает, что решение возглавить предвыборный список «Единой России» было глубоко продуманным шагом.

На встрече со своими сторонниками, глава государства подчеркнул, что партия выдвинула его на должность президента и поддерживала во всех инициативах.

«Нам необходимо иметь мощные политические силы и, я считаю, что в нашей стране должны быть несколько сильных политических партий, уверен, что одна из них была, есть и будет "Единая Россия", потому что так распорядилась история», - сказал Медведев.

Президент России заявил, что если удастся одержать победу «Единой России» на парламентских выборах и Владимиру Путину - на президентских выборах, то это будет гарантией дальнейшего развития России.

«Если удастся победить на этих выборах "Единой России", если удастся победить на президентских выборах, это будет гарантией того, что мы продолжим развитие», - заявил Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что «ключевая роль будет принадлежать тем политическим силам, которые займут центральные посты по итогам выборов».

Дмитрий Медведев подчеркнул, что «внутри развития очень важно то, кто чем занимается».

Президент выступил за радикальное изменение системы госуправления в России и предложил создать еще до предстоящих президентских выборов главы государства так называемое «большое правительство».

«Я был юристом и мне казалось, я отлично знаю, как работает государственный аппарат. Я ошибся, все оказалось гораздо сложнее и в чем-то гораздо страшнее. Поэтому нам нужно подумать, каким образом реально поменять систему государственного управления», - сказал Медведев.

Он отметил, что это нужно делать «без драматизма, спокойно, но неуклонно».

Для этого президент предложил «подумать о создании так называемого большого или как его иногда называют расширенного правительства».

По словам Медведева, это правительство «будет действовать совместно с партией, которая может его сформировать - "Единой Россией", с гражданским обществом, экспертами, региональной и муниципальной властью».

Президент подчеркнул, что оно будет действовать «даже с теми, кто с нами не согласен, если они к этому готовы».

«Я хочу, чтобы в ходе этой избирательной гонки мы могли со всеми обсуждать, как должен выглядеть будущий кабинет министров, кто в него может входить, как вообще должна функционировать эта система», - сказал он.

Дмитрий Медведев заявил, что будет обсуждать «со всем гражданским обществом, как работает система государственного управления».

Обращаясь к своим сторонникам, Дмитрий Медведев заявил, что решение остаться в политике принял, исходя из чувства ответственности перед теми, кто связывает с ним свои надежды на будущее.

«Я не собираюсь недооценивать свой потенциал, который еще, на мой взгляд, до конца не реализован. Он вполне достаточный, и именно поэтому я не вправе подвести миллионы людей, которые мне когда-то доверили власть, и которые связывают со мной надежду на будущее. Я не вправе подвести тех, кто действительно поверил в необходимость модернизации нашего государства, нашей экономики, нашего общества. Я в этом смысле чувствую свою ответственность», - заявил Медведев.

Президент убежден в необходимости изменений во всех сферах государства и общества, но считает, что они должны быть не резкими, а постепенными.

«Нашей стране нужно современное развитие, нужны постепенные, но неуклонные преобразования», - сказал Дмитрий Медведев.

Он отметил, что нередко слышал критику в свой адрес за то, что выдвинутые им достаточно правильные тезисы медленно претворяются в жизнь.

«Мы хотим быстрее, мы хотим радикально изменить политическую систему, мы хотим, чтобы инвестиционный климат поменялся! Давайте смотреть правде в глаза - так не бывает», - считает Медведев.

«Мы должны обязательно продолжить модернизацию экономики, гуманизацию общественных отношений, развитие политической системы, заниматься и дальше инвестиционным климатом, поддерживать бизнес, не забывая о тех, кто сегодня имеет не самые высокие доходы», - обозначил он свою позицию.

Президент также отметил, что в России необходимо создавать современную и самобытную демократию, которая не станет «калькой» с политического устройства США или других стран.

«Ничего невозможно перетащить на нашу почву. Мы должны сами создать свою современную демократическую политическую систему и насытить ее правильными законами», - сказал он.

Другим пунктом своей программы он обозначил борьбу с бедностью, за нормальное качество жизни.

Медведев по-прежнему убежден и в необходимости борьбы с коррупцией. Он напомнил, что скептики неоднократно говорили ему о безуспешности попыток совладать с коррупцией. «Мне сказали: зря, ты, в это ввязываешься, никого не победишь, все равно коррупция у нас огромная, разнузданная, и только будешь подрывать свой авторитет. Я могу сказать откровенно: я не жалею нисколько», - заявил глава государства.

Он отметил, что понимает и масштаб проблемы, и то, «из каких страшных коррупционных явлений состоит значительная часть общественной жизни». По его словам, десять лет назад об этом никто не говорил, и не принималось законов, необходимых для борьбы с коррупцией.

«Сейчас у нас хотя бы есть нормативная база, поэтому обязательно нужно продолжить борьбу с коррупцией, и делать это настойчиво, наступательно, но без глупостей. Попытка посадить всех чиновников в тюрьму или разогнать полицию и набрать новую, как это некоторые наши соседи сделали, у нас не пройдет. Мы не сможем - страна слишком большая», - убежден президент.

Дмитрий Медведев заявил о необходимости прямого диалога между властью и гражданами, напомнив о последних событиях на Ближнем Востоке и Северной Африке.

«Я всегда придавал большое значение обратной связи между властью и обычными людьми, просто потому что в современном мире власть по-другому существовать не может. Она вырождается», - сказал Медведев на встрече со своими сторонниками.

Как подчеркнул президент, любая власть должна быть готова к прямому общению с людьми, если она этого не делает, то останется «на свалке истории». «За примером далеко ходить не нужно, посмотрите, что произошло в Африке и на Ближнем Востоке», - заметил президент.

«Там была власть, которая казалась абсолютно устойчивой, незыблемой, и что бы там ни говорили, пользовалась поддержкой населения. Но буквально за несколько недель эта власть вылетела в трубу, потому что она была не готова отвечать на основные вызовы, стоящие перед людьми», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что намерен «освобождаться» от чиновников, которые не умеют работать с новыми технологиями, в том числе с использованием интернета, и добавил, что будущее правительство будет состоять из абсолютно новых людей.

«Тот, кто не умеет работать в таких условиях, и я вам говорю абсолютно откровенно, во всяком случае до тех пор, пока я буду работать, пока я буду заниматься какой-то активной деятельностью, я от этих людей буду освобождаться, даже если это люди, которые имеют большие заслуги», - заявил он.

«Если получится провести политическую программу, можете не сомневаться: и большое правительство, о котором мы сейчас говорим, и малое правительство, то есть реальное правительство РФ, будет состоять из абсолютно новых людей, отметил Медведев.

Глава государства подчеркнул, что это крайне необходимо для России.

Медведев добавил, что чиновникам необходимо использовать механизм обратной связи с населением в виде интернета и социальных сетей.

По его оценке, механизм общения с властью через социальные сети «заработал». «Я имею сотни примеров того, как чего-то там недоделано, не делается, и люди пишут: вот мы сейчас отправим чего-нибудь в Москву через твиттер, через блоги Медведеву. Боятся, начинают чесаться, начинают что-то делать», - пояснил он.

По мнению Медведева, это означает, что «интернет и социальные сети превратились в реальную силу и это как раз и есть тот обратный канал общения, который мы должны полностью использовать - и обычные люди, и власть предержащие».

Глава государства отметил, что люди, которые не умеют так общаться, не соответствуют времени.

Список участников встречи, которая прошла в Центре Digital October, весьма широк, от депутатов-единороссов до представителей организации «Хрюши против». Всего в него были включены 185 персон. Среди них - представители культуры и искусства, спортсмены, музыканты, руководители российских вузов.

Так, среди приглашенных - ректоры МГТУ имени Н.Баумана Анатолий Александров и Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, режиссеры Федор Бондарчук, Александр Котт, Алексей Попогребский, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, писатели Сергей Минаев и Дмитрий Липскеров.

Кроме того, в списке участников много тележурналистов: Сергей Брилев, Алексей Пивоваров, Николай Сванидзе, Тина Канделаки и другие. Также приглашены представители печатных СМИ, в том числе, главные редакторы «Итогов» Кирилл Дыбский и «Коммерсанта» Михаил Михайлин и др.

На встречу с президентом приглашены и активные интернет-пользователи, блогеры, в частности, администратор группы ВКонтакте «Медведев - наш президент» Алиса Мещерякова.

Комментарии экспертов

По поводу расширенного правительства, идея  вполне понятна. Переходя на работу в качестве премьера, Дмитрий Медведев хотел бы подготовить почву для тех перемен, которые он планирует. Он хочет заручиться широкой поддержкой и парламентариев (он говорил о «Единой России» как доминирующей, ведущей политической силе) и гражданского общества. То есть, он имеет в виду то, что правительство должно опираться на хорошую информированность, на обратную связь с гражданами. Он хотел бы свой образ человека, живущего в Twitter, уже позиционировать не как некий PR-продукт. На самом деле, он старается уже использовать Интернет как эффективный управленческий механизм.

Дмитрий Медведев отметил, что на местах стали боятся, что люди могут написать президенту. Поэтому большое правительство для Медведева – это некий гарант будущей эффективности и концентрации поддержки. Ему очень важно уже сейчас начать говорить об этом, потому что в обществе, благодаря определенной пропаганде, доминирует представление о том, что Медведев посидел наверху и уходит, что он стал как бы списанной фигурой. Ему очень важно опровергнуть это представление. Это возможно, только если вовлечь в свою будущую работу большое количество различных групп людей. Не просто отдельных людей, а именно такие отдельные среды, в которых он мог бы искать сторонников и помощников. Поэтому, несмотря на то, что сам по себе термин в американском политическом контексте звучит угрожающе («big government» воспринимается там настороженно в том смысле, что правительство всюду лезет), в нашем контексте это имеет совершенно противоположный смысл.

Большое расширенное правительство – это правительство, которое опирается и на политические силы, и на гражданских активистов, и на отдельных людей, и на отдельные среды, в том числе обитателей Интернета и социальных сетей.

Очень актуально прозвучали слова о необходимости кардинально менять систему государственного управления. Прозвучавшие примеры (например, что благодаря президенту трамвай на полчаса дольше стал работать), конечно, говорят о неэффективности системы управления. Это свидетельствует не только об отсталости нашего механизма управления, а просто о его непрофессионализме. Поэтому, модернизация, как создание, прежде всего, эффективных управленческих структур сверху донизу - это правильно поставленная тема.

Другой вопрос, как это изменить? Об это сломали зубы очень многие. И, как говорят, бюрократия вечна, как и мафия. Вопрос - в том, как эту бюрократию превратить из огромного валуна, который лежит на дороге и который нужно обходить, в общем-то эффективный канал трансформации запросов и эффективные решения. И думаю, что ближайшие годы будет как раз решаться именно этот вопрос.

Примечательно, что на встрече были блоггеры и представители общественных организаций. Сам факт того, что люди из так называемой партии интернета пришли на прямой телеэфир, тоже важен и символичен. Существует мнение, что есть люди, которые смотрят телевизор, и те, кто пользуется интернетом. К сторонникам Медведева относили как раз интернет-пользователей. Здесь, вроде как, достигнута некая гармония. К тому же, Интернет-сообщество действительно более оппозиционно настроено, чем другие группы. И понятно, что Медведев хочет наладить с ними связь.

Что касается того, как это сообщество будет к нему относиться, то эту задачу еще предстоит решать. Необходимо изменить настроение, что Медведев пришел, посидел четыре года, а теперь уходит, и все теперь будет делать только Путин. Эту тенденцию предстоит переломить.

Потом очень важно, как Дмитрий Медведев выступит в роли лидера списка единороссов в думской кампании. Он сказал, что партия должна меняться. Если эти слова каким-то образом будут воплощены в жизнь, в «Единой России» начнутся заметные для людей перемены, и это позитивно скажется на отношении всех, кто был в жесткой оппозиции к Медведеву.

Претензии в значительной степени связаны с тем, что «Единая Россия» как бы доминирует со своим административным ресурсом. Поэтому, как интернет-среда будет относится к Медведеву в его новой ипостаси – это открытый вопрос.

На встрече Дмитрий Медведев также отметил, что мы должны сами создать свою современную демократическую политическую систему. В этом свете не исключено появление новых партий.

Ныне существующая семерка партий - это не предел, если, конечно, появится возможность и желание людей. На встрече говорили о драйве, что политика – тоже драйв. Если хотите создавать партию, делайте партию по-серьезному, а не для того, чтобы в ней решать какие-то свои личные проблемы.

Медведев отметил, что опорой расширенного правительства, конечно, будет «Единая Россия», но он рассчитывает на то, что и другие партии будут сотрудничать. Это, на самом деле, некий какой-то пока еще слабо прорисованный, но проект новой российской демократии, в которой принцип конкуренции подчинен принципу сотрудничества ради общей цели. Важно, чтобы это не было как в Украине, где конкуренция абсолютна, и в результате идут бесконечные судебные процессы и тюремные заключения. Необходимо, чтобы политики понимали, что если они соревнуются друг с другом, то исключительно за то, чтобы получить право продвигать Россию дальше, модернизировать ее, а не для того, чтобы удовлетворить какие-то свои личные амбиции.

Президент подчеркнул, что оно будет действовать «даже с теми, кто с нами не согласен, если они к этому готовы».

То есть расширенное правительство предполагает, что ни одна партия из него не исключена заранее. Все зависит от самой партии, готова ли она выступать на этих условиях, готова ли она сделать свой вклад в общее дело, в решении задачи модернизации, или нет. Не захочет - значит, никто же заставлять не будет.

Я не исключаю, что откликнутся либеральные партии (такие, как «Яблоко» или «Правое дело»). «Патриоты России» этот призыв президента вполне поддержат. Партии - парламентские, хотя они и прямые конкуренты «Единой России», в определенной мере тоже будут рассматривать возможность такого участия в расширенном правительстве. Я не предполагаю, что Дмитрий Медведев намекает на коалицию, что он будет приглашать на роли министров кого-то из оппозиционных политиков, но формат сотрудничества может быть найден.

Слова Дмитрия Медведева о расширенном правительстве не следует воспринимать буквально.

Скорее, заявление президента свидетельствует о том, что власть ощущает сдвиг, который сейчас происходит в общественном сознании, и пытается нащупать тактику своих действий в новых условиях.

На самом деле, ситуация в России сейчас не уникальна. Мы видим, что она соотносима с тем, что происходит во всем мире. Это, например, и охватившая весь мир акция, которая условно называется «Захвати Уолл Стрит», и в которой люди протестуют против существующей системы. Боюсь, что в России сейчас назревают предпосылки для подобной активизации общественности. В этом смысле мы отстаем от Соединенных Штатов Америки примерно на год-полтора. Но если инерционное развитие событий будет продолжаться, то нам светит примерно то же самое, а может быть, и что-нибудь и похуже. Ведь еще неизвестно, во что это выльется в США и других странах. Но у меня такое ощущение, что все только начинается.

И власть это чувствует. Она понимает, что инерционного сценария развития событий ни в коем случае нельзя допустить. Нужно преломить реальность и предложить что-то прорывное и революционное, чтобы противостоять этому общественному протесту.

И вот слова, которые прозвучали на встрече Медведева с активистами, могут рассматриваться в качестве такой вот попытки. Мнение снизу часто не доходит до верхов, искажаясь в бюрократической машине. И есть попытка создать новый канал обратной связи, о чем говорили и Медведев, и присутствующие на встрече с ним.

Говорилось о необходимости создания такого расширенного органа, который условно можно назвать правительством. Хотя, конечно же, речь идет не о традиционном правительстве в привычном для нас понимании этого слова - том, которое заседает в Белом доме или зданиях министерств. Речь идет о попытке создать некий новый институт, где учитывалось бы мнение различных общественных групп.

Мы видим, например, на примере разработки законопроекта о рыболовстве, что рыбаки выступали этой весной с протестом, и власть вроде бы их услышала. Глава агентства по рыболовству божился Владимиру Путину, что рыбалка будет бесплатной, а интересы рыболовов не будут ущемлены. Но на этой неделе выяснилось, что тот закон, который собираются вносить в Госдуму, интересы рыболовов, по их словам, не защищает, а лишь только ущемляет. И выясняется, что вся эта общественная дискуссия прошла впустую. И вообще, была ли общественная дискуссия, или это была обычная постановка?

Такие вещи очень серьезно дискредитируют власть. И, чтобы избежать всякого рода имитационных процедур обсуждения и подготовки решений, планируется создать некий орган. Скорее, речь даже идет не об органе, а о площадке для подготовки и принятия решений. А уж какую форму этот орган примет - дело десятое.

Самое главное, чтобы представители общественности присутствовали в нем не по разнарядке, а по собственной инициативе. Нужно, чтобы это были действительно представители влиятельных общественных организаций, которые служат медиатором между общественностью и властью.

Состоявшееся общение - это встреча единомышленников, которая показала, что Дмитрий Медведев тоже является сторонником партии «Единая Россия». Причем не номинальным, а по духу. Он не раз за встречу проговаривал вещи, связанные именно с партией. И было видно, что ему небезразлично происходящее в партии и то, что будет происходить. Он не идет на выборы как флаг «Единой России», как первый номер в списке. Он намерен работать, менять партию, модернизировать ее, производить после победы на выборах и ротацию в партии.

Ему не все равно, как дальше будет развиваться партия, которая поддерживала все его президентские инициативы на протяжении этих лет. Ему не все равно, как дальше будет себя чувствовать на политическом небосклоне партия, лидером списка которой он сейчас является.

Также стоит обратить внимание на состав участников, среди которых было много молодых людей, представителей Интернет-сообщества.

Я думаю, что присутствие Дмитрия Анатольевича в списке даст «Единой России» дополнительные проценты. За нее будут голосовать люди, которые никогда раньше не голосовали скорее потому, что вообще не ходили на выборы. Это хипстеры, городская молодежь, люди, которые живут в Интернете. Партия, во-первых, сохранит свой электорат, а, во-вторых, нарастит его за счет тех людей, которым выборы вообще были не интересны. Для них никогда не было сформулировано то, чем «Единая Россия» ответит на их запросы. Сегодня это было сформулировано, причем неоднократно.

Расширенное правительство создаст обратную связь между властью и народом. Президент Дмитрий Медведев предложил создать новое публичное пространство. На мнения, которые будут вырабатываться на нем, можно будет ориентироваться всему руководству страны.

Озвученная сегодня идея показывает то, какой Россия может стать после выборов. Думаю, общество адекватно отреагирует на новую инициативу Дмитрия Медведева, тем более те люди, которые сидели сегодня в зале и обсуждали новые идеи, были представителями разных слоев общества, разных поколений.

Прежде всего, необходимо уточнить понятие «большое правительство». Речь идет не о количестве министров. Из выступления президента было понятно, что термин «большое правительство» надо понимать как расширение аудитории, с которой взаимодействует данное правительство, причем взаимодействует постоянно и активно. То есть речь идет о широком круге партнеров этого правительства. Это - первое.

Второе. С учетом того, что взаимодействие правительства с аудиторией будет строиться не только при участии партии большинства, но и при поддержке других политических партий, а также не только партий, но и общественных организаций, то речь идет о правительстве национального единства или национальной консолидации.

Когда к реализации политического курса подключается гражданское общество, создается возможность для подключения и участия всех возможных вменяемых и конструктивных сил. То есть всех, кто заинтересован в курсе развития. В последнее время именно это понятие - «политика развития» - становится ключевым для политического курса, который проводит российское руководство. И в этом смысле, я думаю, что основа для консолидации большей части существующих политических и общественных сил, которые у нас есть, действительно, имеется.

За последние  десятилетия российские политические элиты и общество, несмотря на все проблемы, сделали реальные шаги в направлении консенсусной модели. То есть расширилось число проблем и вопросов, по которому достигнуто некое согласие между игроками и основными группами в российском обществе. Расширились возможности для совместной работы партии большинства и партии системной оппозиции, а также общественных сил. И новое правительство теперь будет стараться эти возможности использовать.

Кроме того, помимо этих важных  политических установок и ориентиров, которые дал президент, возникли и совершенно реальные механизмы для включения общественных сил в реализацию политического курса. Один из этих механизмов - Общероссийский народный фронт, который с самого начала позиционировался как сила, открытая не только по отношению к различным общественным объединениям, но и к политическим объединениям.

Правда, участие в ОНФ было ограничено тем, что на выборы кандидаты от фронта пойдут по партийному списку «Единой России». Но шаг к расширению общественного формата сделан. И ОНФ – это один из механизмов.

Но есть и другой уже опробованный механизм. Появилась уже и соответствующая практика, и соответствующий опыт. Я имею в виду механизм, который воплощен в лице Общественной палаты, а также с ней связанных структур.

Сейчас люди мало обращают внимание на то, что в период, начавшийся с 2004 года, практически при каждом из министерств были созданы общественные советы, в которые вошли как авторитетные представители общественности, гражданского общества и эксперты, так и представители различного рода союзов и ассоциаций (в том числе, бизнеса). И, конечно, эти общественные советы работают по-разному. Какие-то - более активно и продуктивно, а какие-то – менее. Но это - тоже реальный механизм по привлечению общественных сил к диалогу и к совместной реализации политического курса.

Так что, если мы вспомним о существовании и работе ОНФ и практике Общественных палат и общественных советов, то мы увидим, что помимо новых установок и новых ориентиров, есть уже и накопленный опыт того сотрудничества, о котором говорил президент.

Правительство не должно замыкаться, ему необходимо постоянно прислушиваться ко мнению различных групп граждан и оперативно реагировать на новые запросы населения страны.

Подобная «открытость правительства» будет препятствовать замыканию бюрократии на себе, увеличит эффективность принимаемых властью решений, уменьшит коррупцию в России.

Президент сегодня продемонстрировал открытость широкому кругу людей. Дмитрий Медведев не боится, опираясь на круг своих сторонников, привлекать к обсуждению людей, которые его открыто критикуют, но, тем не менее, готовы придерживаться его курса. Сегодня была продемонстрирована блестящая логика, увеличение оппонентов позволило создать конкуренцию, развязать дискуссию.

Для реализации идеи расширенного правительства был уже выработан в процессе работы над программой «Кадровый резерв», над проведением праймериз, определенный инструмент. Формы у нового расширенного правительства могут быть разные, и они остаются на усмотрении президента.

Дмитрий Медведев провел встречу со своими сторонниками. Довелось быть участником. Несколько первых впечатлений. Накануне президент сам «подогрел» внимание к этому мероприятию, разместив в своем блоге в Твиттере запись: «Всем кто хочет узнать мои ближайшие планы - смотрите трансляцию на Вести24 с 14-16»...

Разговор состоялся. Доверительный. Про некоторые итоги, но главное про то, что делать!

Акцент выступления президента - реформа политической системы. Суть выступления Медведева - здесь как нигде нужна открытость и современные подходы к управлению политической системы. Власть, не готовая к прямому разговору с людьми, - обречена. Таковы жесткие реалии современности. Расширение платформы российской демократии, представительства людей во власти требует реформы управления государственным аппаратам. Нам нужна современная демократия! Не калька западных систем, а своя и современная система госуправления!

Надо развивать и усиливать роль права! Нужно, сказал Медведев, если хотите большое правительство, правительство открытой и широкой общественной коалиции. Это очень новационное предложения президента. Это вызов номенклатуре и забронзовевшей бюрократии. Идя большого правительства - стержневая!

Содержательный разговор президент, мне так показалось, увидел и почувствовал: в зале его сторонники и единомышленники, те, с кем и для кого он работал все свои четыре президентских года.

Но еще важнее другое - тот настрой и импульс на продолжение со-трудничества, продолжение начатой работы, что шел к Медведеву от аудитории.

Ибо немало сделано, но гораздо больше предстоит. И в социальной сфере, здравоохранении (детском в особенности) идут позитивные изменения, фундамент которых заложен Медведевым еще национальными проектами. Но качество медицины на местах далеко от современного. Высокое качество жизни не должно быть лишь уделом столиц. Оно должно быть одинаково достойным и качественным у людей, живущих и в Москве, и в Абакане, и на Сахалине, в городе и на селе.

Фундамент же здоровья закладывается в школе, где по-прежнему уроки «физры» идут на пространстве между шведской стенкой и «козлом» для прыжков времен позднего социализма. Об этом было эмоциональное выступление Ольги Слуцкер. Она привела президенту в пример партийный проект «Урок физкультуры XXIвека» как то, что надо делать!

Проблемы образования - это не только средняя школа. Кого производит наша система – ЕГЭ - середнячков и зубрил. Во многом это так... Увы... А экономика страны, наука и современная промышленность остро нуждается в креативных профессионалах. Система выявления и продвижения талантов не работает. Её надо создавать и запускать. Ректор ВШЭ Кузьминов - автор доклада Фонда «Стратегия 2020» - подчеркивал это и в выступлении на встрече. Кузьминовым была подчеркнула важность разбюрокрачивания управления, необходимость дать волю инициативе - это позволит реализовать наш потенциал как культурной и образованной страны. Это очень важно для среднего класса страны, говорил ректор, который является ядром креативного модернизационного класса России.

Я думаю, президенту было важно услышать о том эффекте, что следует на местах после того, как люди - участники этих встреч приезжают к себе в регионы.

Сталевар из Златоуста Дмитрий Червяков рассказал (а он стал звездой этой встречи), что после того, как он поднял на апрельской встрече с Медведевым острые вопросы об условиях труда металлургов, столовую для второй смены открыли, и трамвай запустили и зарплату подняли. В общем, справедливости стало больше и на нужды людей обратили внимание. Непонятно только, почему для этого обязательно включение президентского уровня. Но бюрократия российская так устроена - пока сверху не «гаркнут» - не пошевелится. Это надо менять, в том числе, в результате той совместной работы, что предстоит Медведеву и его сторонникам в новом политическом цикле. Против такого способа ручного управления и направлена идея Медведева о большом правительстве.

Реформа политической системы была в фокусе выступлений. Повышение роли парламентских слушаний,расширение каналов обратной связи, транспорентность и ответственность всех ветвей власти, включая исполнительную - это требование времени, как и гендерный дисбаланс (об этом говорила Крыштановская) в российской правящей элите -во многом пережиток совка и архаика. Вывод - российская политическая система содержит элементы из прошлого и должны модернизироваться.

Светлана Журова вспомнила о внутреннем туризме, как о недооцененном ресурсе развития и культуры и бизнеса регионов. Медведев поддержал её очень!

И в этом контексте, отмечу, то о чем говорили блогеры-участники встречи - Медведев ввел новую культуру общения власти и общества через Интернет. Это важнейший шаг к открытой власти. К тому, что составляет мировой мейнстрим, к изменению стиля политического менеджмента. Для этого нужны и новые технологии, и новые люди с современной ментальностью.

Нужно осовременивать власть! Крыштановская именно об идее большого правительства, в этом контексте, говорила с Медведевым. В том числе и как темы для Либерального клуба «Единой России», который мы с Ольгой создавали. Там в нашем клубе нашем и других - ресурс обновления «Единой России».

Вывод общий: Медведев сделал в этом направлении для модернизации российского истеблешмента уже немало. Но еще больше предстоит на пути от чванливой бюрократической номенклатуры к ответвленной перед народом высокопрофессиональной элите. Политическая модернизация - актуальная задача, о которой говорил президент на XIIСъезде партии.

Будем работать...

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".