Статья
4381 30 января 2012 1:52

«Нам нужна новая экономика»

Третья авторская статья Владимира Путина, в которой премьер-министр предлагает свое видение экономического развития России, опубликована в газете «Ведомости».

Предыдущая статья Путина, опубликованная неделей ранее в «Независимой газете», посвящена теме межэтнических отношений.

За неделю до этого была опубликована первая программная статья российского премьера.

Как заявлял пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, все эти статьи лягут в основу программы Владимира Путина как кандидата в президенты России.

В новой статье Владимир Путин отмечает, что «фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию» из-за того, что «в процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов».

Выход видится в технологическом прорыве не во всех, а только в ряде секторов.

«Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос», - пишет премьер.

При этом в статье отмечается, что перечисленными отраслями список не закрыт – «все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь - от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей».

«Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности», - говорится в статье.

Путин отмечает, что опыт Советского Союза, который в условиях противостояния с Западом сформировал полностью автономную технологическую базу, повторять никто не будет. Одновременно он подчеркивает необходимость искать решения, которые позволили бы России преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.

«Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах», - говорится в статье.

В противном случае страна будет постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеет создавать сама. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг - сокращаться.

России нужна экономика, работающая на современной технологической базе.

«Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе», - пишет Путин.

По словам кандидата в президенты РФ, необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для неё огромные материальные и кадровые ресурсы.

«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния - для России непозволительно», - подчеркивает Путин.

При этом он считает, что в диверсификации экономики нельзя рассчитывать на протекционистские меры.

«И не потому, что вступили в ВТО. Мы вступили туда именно потому, что имеем экономику, сильно зависимую от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении. Но высокие импортные пошлины оплачивают наши граждане и наши предприятия», - говорится в статье.

Владимир Путин подчеркивает, что «чрезмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и к высоким ценам».

Необходимо ограничить госкомпании в приобретении активов и заставить их отказаться от непрофильных бизнесов, в том числе СМИ.

«Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. "Киты" не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов», - пишет Владимир Путин.

По его мнению, следует также «сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая Газпром, в капитале других хозяйствующих субъектов». Так, премьер предлагает выделить из этих активов «непрофильные бизнесы, в том числе – медиахолдинги».

Вместе с этим, премьер предложил провести до 2016 года масштабную продажу госактивов, в том числе в сырьевом секторе экономики.

При этом он считает, что «продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка, просто глупо, ни один хозяин так не поступит».

Владимир Путин считает приватизацию 1990-х нечестной, но исключает возможность пересмотра ее итогов.

«В обществе много говорят о том, что приватизация 90-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной. И я с этим полностью согласен», - пишет кандидат в президенты.

Однако, по мнению Путина, «отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы».

Также он обратил внимание на то, что нынешняя приватизация «носит не фискальный, а структурный характер, то есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы».

Контроль бизнеса должен со стороны государства быть ограничен, считает Путин.

«Новая стратегия должна основываться на "презумпции добросовестности" бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением», - отметил он.

По мнению премьера, «необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции».

Премьер-министр предлагает в течение нескольких лет приблизить условия ведения бизнеса в России к лучшим показателям схожих стран.

В статье обращается внимание на Казахстан, с которым Россия с 1 января этого года находится в режиме Единого экономического пространства.

«Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия - 120-е», - пишет премьер.

В связи с этим Путин отмечает: «Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса».

Следующая авторская статья Владимира Путина будет посвящена теме строительства в России социального государства.

В конце статьи в «Ведомостях» Путин отдельно обращается к оппозиционным политикам. «Специально для представителей оппозиции оговариваю. Все сказанное не означает, что мы в какой-то степени отступим от системы бесплатного образования и здравоохранения, перестанем повышать традиционные пенсии. Не отступим, будем поднимать качество услуг, которые гарантированы каждому гражданину нашей страны Конституцией. Этому будет посвящена отдельная статья», - говорит премьер.

Он подчеркнул, что «за каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит - и качество жизни людей». «В этом - смысл социального измерения экономики, о котором я предлагаю поговорить в следующей статье», - заключает премьер.

Комментарии экспертов

Статья Путина в «Ведомостях» - это не столько программа, сколько ответ на те вопросы, которые чаще всего задавались в области экономики в обществе. И по существу она так и построена, как ответы на наиболее обсуждаемые вопросы относительно государственного рынка, государственной экономики, улучшения инвестиционного климата. Кроме того, в статье говорится о перераспределении налоговой нагрузки - темы, которой ждал бизнес.

В статье определены и амбициозные задачи по улучшения условий для ведения бизнеса. Кроме того, там есть очень важные ответы на структурную перестройку экономики. Очень важно, что Путин заявил по существу о преемственности политики Медведева по усилению инновационных компонентов. Кроме того, кандидат в президенты ответил на известные обвинения по поводу госкорпораций, что «другого выхода не было».

Слова Путина о том, что приватизация была нечестной, но возможность ее пересмотра исключена, адресованы, на мой взгляд, не столько бизнесу, сколько политическим оппонентам.

Это в большей мере беспокоило не бизнес, поскольку все сроки давности прошли и все понимают, что сделать ничего было нельзя, сколько политических популистов, которые на этом спекулировали. На самом деле, сегодня в политике не существует ни одной ответственной силы (кроме Зюганова), которая выступала бы за национализацию.

Путин и привел пример, что для национализации потребовались бы гигантские деньги, потому что без компенсации сегодня национализировать нельзя - этому препятствуют международные соглашения. Я думаю, это было важно, это поставило определенную точку, но не носило практического характера.

Получил месседж также мелкий и средний бизнес. В статье это сказано не напрямую, но люди понимают, что улучшение условий ведения бизнеса и нормальная работа контрактной системы открывает дорогу активному и эффективному мелкому и среднему бизнесу. Во-вторых, в статье прямо указано, что эффективная работа, рыночная работа крупных компаний создает заказы для мелкого и среднего бизнеса. Я думаю, что это вполне реальный взгляд на вещи.
 

Из статьи  Путина становится понятно, что меняется направление экономической политики страны. И это нравится.  От достаточно абстрактной, но требующей огромного количества денег и не очень эффективной политики в области стимулирования инноваций (в постиндустриальное будущее все это время прыгали), мы, наконец, возвращаемся к вопросам, что любое постиндустриальное общество должно базироваться на хорошо развитом индустриальном. А у нас сегодня индустриальная база просто вымотана, у нас сегодня ее нет, у нас одно сырье. Поэтому заявление Путина, что сегодня  нужна новая промышленная политика, которая должна быть компенсирована развитием технологической базы российской экономики, очень важно. 

Это направление не может не нравиться. Кроме того, Путин говорит о деловом климате,  о налоговом маневре,  о создании отраслевых промышленных проектов. Это все правильные вещи.  Это действительно те направления, которое мы давно обсуждали в правительстве и предлагали.

Но не нравится, что меры эти не достаточно радикальны.  По нашему мнению, чтобы изменить тот негативный тренд в российской экономике, когда инвесторы не верят в Россию, когда они убегают из России, нужны революционные меры.

Если мы говорим о деловом климате, то должны быть приняты кардинальные меры, например, в налоговой сфере.  Путин  говорит о налоговом маневре,  обещает, что не будут повышать налоги. Спасибо, конечно, но и так налоги очень высоки в России. В соседнем Казахстане, с которым у нас открытые границы, на 40 процентов ниже налоги.

И сам Путин говорит, что  по условиям для бизнеса нужно равняться на Казахстан. Но что для этого нужно? Налоги снизить. А Путин говорит, что не будем повышать налоги. Но это не решение проблемы.  Мы предлагаем снижать налоги на производство, а компенсировать это налогами на роскошь и прочее.

Очень отрадно, что наконец-то Путин говорит об увеличении акцизов на табак и крепкий алкоголь. До этого еще ни разу не фигурировало подобное  в его тексте. Но давайте определяться и с налогом на недвижимость. Сегодня собираем мизерный налог на имущество физических лиц, его можно увеличить. Мы подсчитали, что выпадающие доходы составляют 2,2 триллиона рублей. Эта сумма даже в большей степени компенсируется за счет того, что мы предлагали: увеличения налогов на табак, алкоголь, дорогую недвижимость, дифференциация подоходного налога, нужно также определиться с акцизами на газ.

То есть направление, обозначенное Путиным в целом,  мы поддерживаем. Это действительно серьезные изменения экономической политики правительства. Но мы считаем, что предлагаемые меры явно недостаточны, они должны быть более революционными.

Путин не сказал ничего, что противоречило бы его высказываниям и его политике на протяжении предыдущих двенадцати лет. При этом Путин, выбирая такую площадку как «Ведомости» (одно из главных СМИ страны для бизнеса), не может не транслировать стереотипы, которые российскому бизнесу свойственны. Отсюда разговор про большее, чем сегодня, место России в международном разделении труда и о том, где мы можем ворваться на мировой рынок, кроме рынка сырьевого. Лично мне кажется, что это, скорее, поклон в сторону общественного вкуса и общественных настроений, нежели отражение реальных возможностей российской экономики, но я могу в этом ошибаться.

При этом все отрасли, которые он называет в качестве первоочередных – фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность – действительно сейчас получают реальную государственную поддержку в России. Это то, с чем, теоретически рассуждая, Россия могла бы продвинуться дальше своих границ. В этом смысле Путин не фантазирует, не придумывает ничего – он действительно говорит о том, что реально делается и, видимо, делаться будет. Другое дело, насколько именно эта политика может считаться наиболее эффективной.

На мой взгляд, публикация Путиным статей в «Известиях», в «Независимой газете», затем в «Ведомостях» - это способ представления программы Путина различным аудиториям. Аудиториям, которые заинтересованы в соответствующих разделах программы.

Насколько бизнес ждал от Путина чего-то подобного? Ответ: ни насколько. Бизнес вообще, если в чем и нуждается, так это в неизменности правил игры - и все. Даже если правила игры сложные и плохие, но не меняются много лет подряд – бизнес это вполне устраивает. У меня нет впечатления, что российский бизнес по каким-то причинам мог бы быть не доволен Путиным сегодня. Точнее, это недовольство концентрируется на «Эхе Москвы». К реальности российского бизнеса, и тем более крупного, это отношения не имеет. На самом деле российский бизнес вполне нормально взаимодействует с Путиным, его правительством, его экономической политикой . Чему пример и деятельность РСПП и «Деловой России», и так далее. Это не значит, что нет повода для споров. Но это именно поводы для споров, для дискуссий, для взаимоотношений, для общения в отношении налоговой политики, поддержки малого бизнеса,  в отношении десятков и сотен всяких вопросов. Но говорить о том, что российский бизнес именно сейчас ждал от Путина какого-то прорывного откровения... - Да ни в малейшей степени. Никому никакое прорывное откровение не нужно. Это было бы кошмаром, если бы вдруг состоялось такое откровение, которое ломало бы всю политику предшествующих десятилетий. Тогда – за что боролись? Только жить начали.

Все, что касается снижения влияния государства, необходимости ограничить госкомпании в приобретении активов и заставить их отказаться от непрофильных – это все из жанра политических пожеланий. Нет там ничего инновационного. Это просто пожелания. Покажите мне в России человека, в том числе и в самих госкорпорациях, которые на уровне такого заявления с этим спорят. Хоть одного найдите. Нет таких. Насколько это станет реальностью? Может быть, да - может быть, нет. Многое зависит от обстоятельств.

Дело в том, что жанр предвыборной программы и предвыборного заявления и жанр, например, правительственной программы приватизации на будущий год – это разные жанры. Нельзя ожидать от предвыборного заявления, чтобы в нем содержалась конкретика, типа: корпорации «Ростехнологии» следует немедленно избавиться от таких-то активов. Не может такого быть в предвыборной программе. А когда мы говорим о реальных вещах, которые волнуют бизнес, то они про второе, про то, кто будет платить конкретно заводу.

Что касается улучшения условий для ведения бизнеса, лучшие условия для ведения бизнеса – те, которые не изменяются на протяжении длительного времени. Сегодня это с определенными оговорками, но исполняется. Как только государство заводит речь об улучшении условий ведения бизнеса, бизнес, на самом деле, не радуется, а напрягается.

Государство, вообще говоря, обязано говорить, что бизнесу будет лучше. Бизнес обязан это слушать и вежливо кивать головой. Делать ничего не надо, потому что любое реальное движение меняет правила игры и чревато банкротствами и всякими неприятностями, в том числе и во взаимоотношениях с контролирующими органами. Не надо трогать. Не сломанное – не чинить. Вот это лучший принцип во взаимоотношениях бизнеса и государства.

Выбрав площадку «Ведомостей»,  Владимир Путин отвечает на ту критику, которая раздается именно со стороны либералов. Путин отмечает высокую долю  участия государства в экономике. Он оправдывается за создание государственных корпораций. Причем, аргументы, которые  Путин приводит, вполне адекватные. Он подчеркивает, что речь идет не о подавлении конкуренции в каких-то сферах, а о пути государства в определенных секторах сократить ее либо вырастить. Причем,  в этих секторах никакой частной инициативы просто не было в принципе.

Соответственно, подавлять было нечего, потому что были слишком велики риски для бизнеса и пороговые затраты. В целом, Путин выступает в этой статье сам, как либерал, и каковым он, в целом, и является, но который осознает незаменимость государства в некоторых вопросах.  А именно, таких  как создание и развитие инфраструктуры,  создание и поддержание отраслей, способных к технологической конкуренции. Здесь частного бизнеса явно недостаточно, необходимо государственно-частное партнерство.

В статье уже традиционно повторяются приоритеты инновационного развития, создания инновационной модели роста. При этом произносится много правильных слов, но все-таки механизмов запуска инновационного роста по-прежнему в этих текстах не видно. Неясно, почему этот механизм не запускается сегодня. И соответственно, не возникает веры в то, что он может быть запущен завтра. Хотя, безусловно, эта тема не предвыборная, на мой взгляд. Она действительно довольно сложная.

Точно также традиционные, ритуальные  слова поддержки малого и среднего бизнеса дополняются некоторыми обнадеживающими сигналами.  Такими как, допустим, попытка ограничить крупные государственные и частно-государственные компании  в их охоте за непрофильными активами, в том числе активами высокодоходными. Но я думаю, что мер, которые как-то кардинально вселили бы оптимизм или повысили бы уровень оптимизма малого и среднего бизнеса, здесь не озвучено.

Пожалуй, главный плюс статьи состоит в двух вещах. Она позиционирует экономическую политику правительства как предсказуемую и как квалифицированную. Квалифицированную потому, что в тексте статьи видно понимание многих ключевых проблем, которые сегодня обсуждаются. И дальнейшее развитие экономики, судя по статье,  у нас вполне предсказуемо.

Что касается ожиданий бизнеса, он вряд ли ждал чего-то принципиально большего. Большего могли бы ждать избиратели. Например, более жесткой системной позиции с точки зрения темы итогов приватизации. Путин говорит, что считает  приватизацию несправедливой и беззаконной, но  исключает возможность пересмотра ее итогов.

Также, заявив в свое время линию на некую деофшоризацию экономики, он ее не развивает в этой статье серьезно. Она упоминается,  но без каких-либо серьезных системных мер в этом направлении. Поэтому, на мой взгляд, по отдельным направлениям, причем, таким направлениям, которые связаны с социальной ответственностью крупного бизнеса и могли бы вызвать определенную консолидацию вокруг кандидата, можно было бы ожидать большего.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".