Статья
1764 19 марта 2012 10:58

Евразийская интеграция

В Москве прошло заседание Межгосударственного Совета Евразийского Экономического сообщества (Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств). 

Как сказал президент РФ Дмитрий Медведев, открывая заседание саммита в Кремле: «У нас основной пункт повестки дня касается выполнения договоренностей, достигнутых на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС от 19 декабря 2011 года о реорганизации ЕврАзЭС», - сказал Медведев.

Президент напомнил, что на прошлом саммите в ходе обсуждения этой темы прозвучало предложение «немедленно ликвидировать ЕврАзЭС».

Однако, по словам Дмитрия Медведева, обсуждение вопроса о реорганизации ЕврАзЭС будет продолжено на следующем саммите.

«Мы договорились, что наши уполномоченные представители и коллеги проведут дополнительные консультации, и мы на следующем саммите ЕврАзЭС рассмотрим подходы к тому, как эти институты будут реорганизованы», - пояснил российкий президент, передает «Интерфакс».

По словам Медведева, «дискуссия в узком составе показала, что у нашего объединения есть четко выстроенная идеология и перспективы».

Затем он предоставил слово председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко.

Христенко отчитался о проделанной работе и заверил глав государств ЕврАзЭС в том, что «в течение ближайших двух месяцев костяк кадрового состава комиссии будет сформирован». 

Кроме того, Дмитрий Медведев сообщил, что лидеры стран - членов ЕврАзЭС рассчитывают к 2015 году подписать всеобъемлющий договор об учреждении нового Евразийского союза.

«Исходим из того, что всеобъемлющий договор о новом союзе будет разработан и подписан к 1 января 2015 года», - сказал президент.

Он сообщил также, что следующий саммит ЕврАзЭС пройдет в мае этого года.

По словам президента, в ходе сегодняшнего заседания Межгоссовета ЕврАзЭС и высшего евразийского экономического совета речь шла о том, что интеграция должна происходить по «предсказуемому сценарию, и в конечном счете к 2015 году мы вышли на формирование Евразийского экономического союза».

В заседании Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего Евразийского экономического совета в узком составе принимали участие президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, а также главы государств стран-наблюдателей при ЕврАзЭС: Армении, Молдавии и Украины. На встрече также присутствуют генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко.

Как констатировал Дмитрий Медведев, саммит прошёл «в полноценном формате».

Напомним, договоренность о преобразовании ЕврАзЭс была достигнута на предыдущем саммите этой организации - 19 декабря 2011 года в Москве.

Среди документов, принятых на предыдущем саммите, были также документы, касающиеся функционирования суда Евразийского экономического сообщества. Кроме того, была подписана конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества, о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс и плане действий по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и РФ. Также было подписано решение о ходе выполнения плана совместных мер государств-членов ЕврАзЭс по преодолению последствий мирового финансового кризиса. 

Комментарии экспертов

На сегодняшний день мы имеем три мощных субъекта, которые заинтересованы в интеграции на постсоветском пространстве – Россию, Казахстан и Белоруссию. К ним примыкают те, кто просто нуждаются в помощи - Киргизия и Таджикистан.

Самая главная проблема – это интеграция Украины. Потому что еще до революции писали, что Россия без Новороссии, без Украины – это, собственно, не Россия, потому что Россия на протяжении двухсот лет потратила громадные ресурсы на эти территории. И сегодня главный вопрос - найдет ли Путин и его команда какие-то пути включения Украины в это интеграционное пространство.

Полагаю, что от предстоящей встречи Януковича с Путиным и надо ждать каких-то результатов. Это первая серьезная проблема, которая сдерживает объединение подлинного постсоветского пространства.

Вторая проблема – это проблема Лукашенко и Белоруссии. Потому что тот факт, что сейчас начинаются санкции против Минска, осложняют в данном случае и положение Белоруссии, и накладывают отпечаток на интеграцию Белоруссии в рамках Таможенного союза.

В данной конкретной ситуации, конечно, экономическая интеграция Белоруссии с Россией практически ее спасает. Потому что, если ЕС сейчас наложит эмбарго на эти громадные белорусские грузовики, то у Белоруссии остается единственный рынок – Россия.

Но все же мне кажется, что с исторической точки зрения так называемая логика распада на постсоветском пространстве еще не кончилась. Окололукашенковская элита не заинтересована в глубинной интеграции с Россией. Надо понимать, что они только получили государственную независимость. И эти настроения, которые поддерживаются украинской политической элитой, что ни в коем случае нельзя допускать наднациональные структуры, в той или иной мере присущи и белорусской элите.

Белорусские контакты сейчас завязаны, на мой взгляд, на Лукашенко. Если сменится политическая элита, новые белорусские политики, как и на Украине, будут идти на Запад. Это моя личная точка зрения, может быть, я ошибаюсь.

Какого-то крупного прорыва в направлении постсовесткого пространства, я думаю, в ближайший исторический период (лет десять-пятнадцать) не получится. Другое дело, когда страны устанут от своей независимости и поймут, что у них не хватает экономических, социальных сил для восстановления подлинной государственности, начнется какой-то этап объединения пострусского пространства (понятие постсоветского пространства не дает исторической перспективы). Тогда произойдут какие-то глубинные толчки, которые начнут подталкивать к глубокой интеграции.

Что касается сегодняшних реалий, безусловно, будет углубляться экономическая взаимосвязь. Особенно в этом заинтересован Казахстан. Нурсултан Назарбаев вообще был противником распада СССР. Кроме того, Казахстан боится Китая. Так что экономическая интеграция на данном этапе в той или иной мере будет усиливаться.
 

В свете актуализации постсоветской проблематики для российского руководства, сейчас Москве важно показать, что СНГ является для нас приоритетом. Это необходимо демонстрировать и всячески подчеркивать. Об этом говорил и Владимир Путин. В этом контексте в оставшееся время будет действовать и Дмитрий Медведев, хотя для него, все-таки, это направление не было ключевым. Как правило, он делал ставку на развитие евроатлантических связей, то есть отношение с Евросоюзом и с Соединенными Штатами Америки.

Сейчас, полагаю, будет поставлена задача на текущий год, очерчены рамки сотрудничества и, возможно, даже дан импульс на расширение функционала ЕврАзЭС, расширение его влияния и присутствия на постсоветском пространстве.

Весьма интересно, что сейчас уже в Саммите ЕврАзЭС в новом качестве принимает участие президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. То есть, здесь речь идет о том,  каким образом у нас будут развиваться отношения с Киргизией в новых условиях. Недавний визит в Россию Атамбаева показал, что, в общем-то, Киргизия сейчас намерена проводить жесткую и неоднозначную линию, демонстрировать строптивость в вопросах безопасности и в вопросах двустороннего экономического сотрудничества.

Что касается Таджикистана, то здесь у нас тоже накопился ряд взаимных претензий другу к другу (это касается вопросов пребывания наших соотечественников, их положения в Таджикистане, а также проживания таджиков в России. Ситуация прошлого года показала, что вопрос этот стоит очень остро).

Что касается Украины, то здесь  важно смотреть, насколько украинская политическая элита сейчас готова интегрироваться в подобные структуры и насколько готова сближаться с Россией по ряду экономических вопросов. Все-таки сейчас мы наблюдаем стремление Украины несколько дистанцироваться и показать, что у Киева свой собственный взгляд на такого рода процессы. Украина будет ожидать определенных бонусов от такого рода интеграции. Прежде всего, конечно, уступок со стороны Москвы по газовому вопросу.
 

Усилия России в плане интеграции на постсоветском пространстве,  с экономической точки зрения, абсолютно оправданы.

Интеграционные процессы входят в интересы не только самой России, но и тех стран, которые являются частью этого общего пространства. Как мы знаем, есть страны, которые стремятся войти в Таможенный союз, желают большей интеграции. Значит, сама идея – интересна и перспективна.

Но основной акцент у нас будет делаться, конечно, на интеграцию Украины. Полагаю, что рано или поздно существующие противоречия будут сняты. 

Что касается евразийского направления как такового - это естественный  и исторически оправданный интеграционный вектор. Экономически такое направление также подкрепляется.

Такого рода тенденции, по большому счету, аналогичны тем процессам, которые идут внутри Европейского союза и на североамериканском континенте, где экономическое сотрудничество Соединенных Штатов, Канады, Мексики и других стран развивается достаточно успешно.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".