Статья
1942 26 марта 2012 8:08

РФ и США: диалог продолжится

Президент РФ Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама провели двустороннюю встречу в Сеуле.

Российский президент считает, что, несмотря на различные оценки «перезагрузки», прошедшие три года стали лучшими во взаимоотношениях РФ и США за последние десять лет.

«Несмотря на то, что та перезагрузка, о которой довольно много говорили в последние три года, по-разному оценивается, я считаю абсолютно полезным то, что мы делали последние три года», - заявил Дмитрий Медведев по итогам встречи со своим американским коллегой.

Он добавил: «Я считаю, что это были, может быть, лучшие три года в истории взаимоотношений между РФ и США за последнее десятилетие».

Глава государства напомнил о договоренностях, касающихся ограничения стратегических наступательных вооружений, а также о сотрудничестве США по чувствительным международным вопросам.

«Отдельно я хотел бы поблагодарить президента США за огромную работу и поддержку, которая была оказана РФ на пути вступления в ВТО», - поблагодарил Медведев.

Он выразил надежду на то, что «столь же успешно мы сумеем преодолеть и оставшиеся проблемы, включая существующую в настоящий момент проблему закона Джексона-Вэника».

Двум странам, по словам президента РФ, предстоит еще много сделать для того, чтобы вывести торгово-экономические отношения на новый уровень.

«РФ в этом весьма заинтересована, и я думаю, что это было бы полезно и для американских компаний, и вообще для американских граждан, особенно в период общей экономической нестабильности», - сказал президент. 

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что вместе с президентом США они одобрили миссию спецпредставителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана по Сирии.

«Мы вместе с президентом США, что это (миссия Кофи Аннана - ред.) - хороший способ достичь хотя бы первой точки успокоения и проложить дорогу для коммуникаций между различными общественными силами, в настоящий момент существующими в Сирии», - заявил российский президент.

Кофи Аннану, по его словам, будет оказана всяческая поддержка.

Глава государства напомнил, что накануне встречался со спецпредставителем ООН и ЛАГ, где также заявил о поддержке его миссии.

По словам Медведева, миссия должна завершиться «развитием полноценного диалога между всеми группировками, существующими в стране, и правительственными властями».

В ходе встречи с Обамой, добавил глава государства, обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, иранская и северокорейская ядерные программы. 

Дмитрий Медведев также завил, что по вопросу евроПРО Россия и США по-прежнему остаются на своих позициях, однако возможность для диалога еще есть.

«В любом случае, конечно, мы остаемся на своих позициях - Россия на своей позиции, США на своей, но диалог на эту тему не только возможен, но и необходим», - пояснил президент России.

Он добавил: «У нас еще есть время для того, чтобы договориться и прийти к сбалансированному решению».

Дмитрий Медведев отметил, что в ходе разговора оба президента согласились с тем, что «время не упущено, и сотрудничество и обсуждение всех аспектов идеи реализации европейской ПРО может быть более активным».

«Договорились о том, что в настоящий момент - время для работы специальных технических экспертов», - рассказал глава государства.

Он добавил, что есть хороший опыт для достижения договоренностей, который был накоплен между двумя президентами при подготовке договора об СНВ, и выразил надежду на то, что он будет использован «и для нахождения решений этой весьма непростой проблемы».

В свою очередь президент США Барак Обама заявил, что Россия и США намерены направить Северной Корее сигнал о необходимости предотвратить запуск баллистической ракеты.

«Что касается Северной Кореи, то мы оба согласились направить сигнал о том, что Северная Корея должна воздержаться от ракетного запуска, о котором шла речь», - сказал Обама.

Президент США также заявил, что Россия и Америка приветствуют переговоры по иранской ядерной программе в формате «пять плюс один» с тем, чтобы Тегеран вернулся в Содружество наций и у него была мирная ядерная энергия.

«Что касается Ирана, то мы согласились о том, что следует приветствовать переговоры с Ираном в формате "пять плюс один". Об этом будет объявлено в скором времени», - сказал Обама.

Он подчеркнул, что «речь идет о том, чтобы добиться дипломатического решения проблемы». «Добиться того, чтобы Иран выполнял свои международные обязательства с тем, чтобы он смог вернуться в Содружество наций и для того, чтобы у Ирана могла быть мирная ядерная энергия, а не ядерное оружие», - подчеркнул Барак Обама.

Говоря о сотрудничестве с Россией, президент США, так же, как и Медведев, упомянул Договор об СНВ, вступление России в ВТО, а также ряд других договоренностей.

Кроме того, он напомнил и о действующей двусторонней президентской комиссии под председательством глав МИД РФ и США Сергея Лаврова и Хилари Клинтон.

«Что касается международной арены, то мы согласились о том, что как двум ведущим мировым державам нам необходимо друг с другом постоянно иметь контакты, постоянно координировать то, как мы будем реагировать на возникающие в мире серьезные ситуации и проблемы», - сказал Барак Обама.

По завершении встречи президент Дмитрий Медведев от себя лично и избранного президента Владимира Путина пригласил своего американского коллегу Барака Обаму посетить Санкт-Петербург.

«Пользуясь случаем, Барак, хотел бы еще раз пригласить тебя посетить РФ, и даже понимая, что этот год предвыборный и сложный, я тебя приглашал в Санкт-Петербург, и от своего имени, и от имени избранного президента Владимира Путина я делаю это еще раз», - сказал Медведев.

В свою очередь президент США заявил, что не мог бы и желать лучшего партнера, «который способствует укреплению наших отношений, чем Дмитрий».

«Конечно, я очень хотел бы посетить Санкт-Петербург, но боюсь, что я это сделаю уже только после выборов», - сказал президент США.

Медведев и Обама прибыли в Южную Корею для участия в саммите по ядерной безопасности, который пройдет в Сеуле 26-27 марта, передает «Интерфакс».

Улучшению качества российско-американских отношений и атмосфере диалога поспособствовала созданная в 2009 году двусторонняя президентская комиссия. «Очередной доклад о ее деятельности будет представлен главам государств в ходе предстоящей встречи», - отметил ранее помощник президента РФ Сергей Приходько.

Среди результатов «перезагрузки» он назвал заключение нового Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, а также соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии.

Говоря о вступлении России во Всемирную торговую организацию, Приходько упомянул необходимость отмены «пережитка холодной войны», поправки Джексон-Вэника, которая мешает двусторонней торговле.

«Иначе компании из США, когда Россия станет полноправным членом ВТО, летом этого года, окажутся на российском рынке в проигрышном положении по сравнению с конкурентами из других государств», - отметил помощник президента.

Администрация президента США, по его словам, ведет активную работу по отмене действия этой поправки.

Итог совместной работы заключается и в достижении договоренностей об упрощении визовых формальностей.

«Несмотря на достигнутые успехи, в отношениях России с США остается немало сложных вопросов, над решением которых идет последовательная работа», - сказал помощник президента.

Он упомянул разногласия по теме развертывания США ПРО в Европе и о требованиях России четких гарантий, что система не будет направлена против нее.

«Есть расхождения и по ряду международных тем, прежде всего, по урегулированию в Сирии. В ходе предстоящей беседы стороны подробно обсудят складывающуюся в этой стране ситуацию в целях содействия установлению мира в регионе и устойчивому развитию», - отметил Приходько.

С российской стороны во встрече принимали участие министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник президента России Сергей Приходько, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, гендиректор Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко.

Кроме того в переговорах участвовали посол РФ в США Сергей Кисляк, директор департамента Северной Америки МИД РФ Александр Дарчиев, и о начальника отдела департамента Северной Америки МИД РФ Олег Поздняк.

В американскую делегацию вошли помощник президента США по вопросам безопасности Том Донилон, специальный помощник президента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Гэри Сеймур, специальный помощник президента по делам Российской Федерации Элис Уэйлс, министр энергетики Стивен Чу, заместитель генсека США Билл Бернс, посол США в РФ Майкл Макфол, а также заместитель помощника президента Бен Родс. 

Комментарии экспертов

Период прошедших трех лет мне представляется очень позитивным для российско-американских отношений по сравнению с тем, что было перед этим. Не надо забывать, что до этого углублялись противоречия со стороны команды неоконсерваторов Джорджа Буша и других: перед этим была война в Южной Осетии (как я полагаю, спровоцированная из избирательного штаба республиканцев Джона Маккейна), после войны в Южной Осетии была практически имитация холодной войны, попытки изоляции России на международной арене. Все это было организовано из Вашингтона администрацией Джорджа Буша и Дика Чейни.

Причем, я глубоко убежден, что предыдущая республиканская администрация совершила так много нарушений, что там было и реальное нарушение уголовного законодательства. Я полагаю, если провести нормальное расследование деятельности Джорджа Буша и Дика Чейни, то все эти люди должны сидеть в американской тюрьме за неоднократное нарушение закона. Чего стоит ложь, которая послужила предлогом для агрессии против Ирака, вторжение в эту страну,  и, по сути дела, ее разрушение, приведшее к гибели ста тысяч человек.

Барак Обама ликвидировал все эти наносные проблемы, которые создала администрация Джорджа Буша.

Суть «перезагрузки» в том, чтобы убрать тот искусственный негатив, который возник в политике неоконсерваторов по имперской гегемонии США в мире, и, в частности, имперской гегемонии против России. Это грубое нарушение, грубое игнорирование и провоцирование интересов России - как внутри России, так и на постсоветском пространстве.

Это все ушло, и это очень большое достижение «перезагрузки» - нормальные, позитивные, добрые отношения между Россией и США. Конечно, существует достаточно большой комплекс политических противоречий, но, кроме этого, есть и позитив. К комплексу противоречий нужно отнести прежде всего ситуацию по противоракетной обороне, кроме того, политику США и их союзников на Ближнем Востоке. Как известно, мы категорически против политики искусственного свержения Башара Асада - кстати, не кровавого диктатора, как пытаются нам показать, а реально самого либерального лидера современной Ближневосточной стороны. 

И во многом план Кофи Аннана, одобренный Россией и США, свидетельствует, что мы готовы вместе решать проблемы.

Но проблема Сирии – довольно сложная, она связана с вопросом Ирана и т.д. Но по вопросу Северной Кореи у нас во многом общая позиция. Россия и США смогли добиться больших договоренностей по Афганистану. «Перезагрузка» принесла для американцев возможность по северному маршруту через Россию перебрасывать  грузы.

США в меньшей мере теперь поддерживают и режим Саакашвили. Мы получили невмешательство США во внутренние дела Украины, в результате чего президентом был избран Виктор Янукович, который прекратил грубую антироссийскую политику, которая проводилась оранжевыми. 

Кроме того, было облегчение визового режима для России, для совместных поездок граждан России и США. Были заложены основы для установления нормальных отношений между различными ведомствами России в США, которые тоже необходимы.  Поэтому, в целом, итог «перезагрузки» весьма позитивный.  Барак Обама может ей гордиться. 

Главной целью «перезагрузки»  было уйти от того негатива, который был создан во времена Джорджа Буша и Дика Чейни. Эта задача полностью решена.Сейчас перед нами не задача перезагрузки, как таковой, а задача позитивного развития отношений, опираются уже на имеющиеся результаты.

Встреча Медведева и Обамы – скорее символическая. Это последняя встреча Медведева  в качестве президента с лидером США. Медведев не пошел на второй срок, а Обама будет баллотироваться.  При этом, для Медведева эта встреча более важна.

Для Соединенных Штатов Америки международный вектор во внутренней борьбе всегда носил второстепенный характер. Для США сейчас в любом случае приоритетом остается не Россия, а Ближний Восток – Сирия, Иран, Северная Корея.  

Обама никакой особой нужды в этой встрече не испытывал. А Медведев, после того как он покинет пост президента, намерен оставаться в большой политике, поэтому для него важна встреча с Обамой, которого могут переизбрать на второй срок. 

Что касается “перезагрузки”, то внешние проявления достижений были довольно активными, но ничего существенного в наших отношениях в сторону улучшения не произошло. По ПРО изменений ожидать не стоит. По Ближнему Востоку у России и США  - традиционно разные позиции, и вряд ли они сблизятся.

Давно обещанное вступление в ВТО  – самое главное достижение “перезарузки”. Хотя, по мнению многих отечественных экономистов, никакой большой выгоды это России не несет, а вот потери некоторые отрасли понесут очень большие. Подтвердятся ли эти прогнозы – мы увидим. Во всяком случае, вступление России  в ВТО далеко не все наши эксперты оценивают как достижение. 

Что касается будущего, то общеизвестно, что Соединенные Штаты Америки не хотели, чтобы Путин стал снова президентом России, и занимали публично негативную позицию по этому поводу. Но Путин все-таки  избран президентом, и скоро будет инаугурация. Безусловно, Путин - менее склонен идти на компромиссы с США, чем президент Медведев. И принципиальные различия в подходах все равно остаются, они никуда не уйдут. США все равно хотят быть мировым гегемоном, чтобы все остальные им подчинялись. Россия на эту роль не согласна, хотя иногда и вынужденно подстраивается под США. Но по большей части Россия этому сопротивляется и выражает свою позицию, если она расходится с американской. Безусловно, Путин эту линию будет проводить и дальше.

Обама или другой президент, который будет избран, не могут с этим не считаться. Путин все-таки очень сильный, мощный политик мирового уровня с большим опытом международной деятельности. Но я думаю, что даже специалисты-американисты не могут сейчас предсказать, например, кто будет следующим президентом США: Обама или республиканец. И, соответственно,  сложно предположить, какую позицию по отношению к Путину как к президенту России займет этот будущий президент.  

У американцев сейчас период выборов, и для  них важна больше внутренняя политика.  Но в любом случае никакого значительного улучшения я не жду. Внешняя активность, безусловно,  но результатов больших – вряд ли.  Все зависит от того, будут ли разгораться конфликты, в том числе и военные, дальше на севере Африки, на Ближнем Востоке, будет ли атакован Иран, по отношению к которому у России и США противоположные позиции. 

Северокорейская ядерная программа, на мой взгляд, в мире совершенно никому не нужна, кроме, конечно, самой Северной Кореи. В этом смысле будущий президент Владимир Путин очень четко описал в свое предвыборной статье, посвященной внешней политике, что ядерный статус Северной Кореи недопустим. Четко и ясно. США тоже об этом постоянно говорят. Правда, не очень понятно, как это осуществить, поскольку статус этот у Северной Кореи уже имеется, это уже государство, имеющее весьма примитивные и в небольшом количестве, но, все-таки, ядерные устройства. 

В том числе поэтому давление на Северную Корею со стороны мирового сообщества  ограничено. Все понимают, что Северная Корея - государство весьма своеобразное, и, говоря неполиткорректным языком, просто отмороженное. Это государство может пойти на иррациональные действия, поэтому всегда имеются некие ограничения по мерам воздействия на него. Но в остальном, я думаю, что Россия и Соединенные Штаты едины в том, что решать проблему нужно совместными усилиями. 

Россия в прошлом году сделала очень интересное предложение, и США его не отвергли. Россия предложила изменить всю парадигму северокорейского урегулирования, а именно: предложить Северной Корее очень перспективный проект по прокладке газопровода через ее территорию на юг полуострова. Естественно, проект может быть осуществлен только при условии, что Северная Корея откажется от нелегальных ядерных разработок. К сожалению, не факт, что из этого что-то получится, но, по крайней мере, это первая за долгое время попытка выйти за рамки имеющегося формата переговоров, которые, как мы видим, пока ни к чему не ведут.

Угроза того, что Южная Корея при запуске северокорейской ракеты, поведет себя агрессивно, конечно есть. Но это не главная угроза. Я бы, в первую очередь, подумал не о целенаправленном нападении Северной Кореи на Японию или Южную Корею, чего эти страны как огня боятся, а о том, что ракеты и вся вообще имеющаяся у Северной Кореи военная техника весьма низкого качества. Мы помним, например, что северокорейская ракета залетела однажды в территориальные воды России, и это произошло совершенно случайно. Что касается обострения отношений, то я думаю, что его, скорее всего, не будет, потому что Северная Корея, как правило, насколько мы знаем ее традиционную тактику, производит много шума с тем, чтобы показать, что обладает военным потенциалом. Точнее, сделать вид, что обладает. И каждый раз эта демонстрация вызывает одинаковую реакцию у Южной Кореи и у Японии. Если вдруг какое-то обострение случится, то в руках Соединенных Штатов, России и Китая будут все рычаги управления этим кризисом, и они, думаю, постараются быстро его купировать, потому что в противном случае конфликт может принять совершенно катастрофические масштабы.

Линия по теме ПРО, которую мы наблюдаем последние годы, вряд ли изменится с одной или другой стороны. Она будет продолжена вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах в США и России. В этом-то и заключатся проблема, что ни у одной из сторон пока не видно гибкости в проведении переговоров по противоракетной обороне. Есть некие установки, которые многие годы уже не меняются. 

Что касается взаимоотношений двух стран, то сейчас мы, наверное, действительно наблюдаем лучшие отношения России и США за последние годы. Во всяком случае, если сравнить с тем, что они представляли на момент начала контактов Дмитрия Медведева и Барака Обамы, то есть в начале 2009  года, то на сегодняшний день прогресс невозможно отрицать. К концу 2008 года между РФ и США вообще не было отношений, которые можно было назвать хоть в какой-то степени деловыми, конструктивными. Сейчас они есть, хотя разногласий масса. И что плохо, - дело даже не в разногласиях, а в том, что повестка дня в значительной степени исчерпана. «Перезагрузка» была весьма успешной, но она закончилась. Она просто выполнила свою функцию, не внеся ничего существенно нового. Теперь мы видим, что тема противоракетной обороны за отсутствием свежих идей и гибкости мнений генерирует исключительно конфликтность. 

Но, думаю, что деваться будет некуда, и если Барак Обама останется на следующий президентский срок (а Барак Обама, скорее всего, будет переизбран на президентский пост), то ему с Владимиром Путиным не придется искать темы для диалога – это будет ПРО, дальнейшее сокращение ядерных вооружений, и, наверное, ряд других, привычных уже, тем. Если республиканцы все-таки победят – то с темами будет большой вопрос, потому что республиканская линия, я думаю, будет той же, что и при Джордже Буше. А эта линия к концу его президентства свелась к тому, что «а о чем вообще с Россией можно разговаривать». 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".