Статья
2550 21 июня 2012 10:21

«Эффективное лидерство»

Сегодня в Санкт-Петербурге начался 16-й Питерский международный экономический форум. Проходит он под девизом  «Эффективное лидерство».

В форуме примут участие более четырех с половиной тысяч делегатов из 50 стран. 

Трехдневная (21-23 июня) программа мероприятия  построена вокруг четырех ключевых тем: «Создание надежного будущего», «Российский потенциал в действии», «В авангарде инноваций» и «Беседы, меняющие мир», сообщает «Интерфакс». Также в этом году участники сделают акцент на способах преодоления кризиса и последствиях экономической нестабильности конкретно для России. 

Открыл пленарное заседание форума президент России Владимир Путин. По традиции,  приветственная речь к его участникам во многом становится программной - российский лидер обозначает текущие приоритеты в экономической политике.

Путин заявил, что считает своей главной задачей реализацию в России программы масштабных преобразований.

«Мы в России разработали целую программу масштабных преобразований, она получила широкую общественную поддержку. Ее реализацию считаю главной задачей на посту президента РФ», - сказал Путин, открывая форум.

«Каковы наши цели: это закрепление имеющихся у России естественных конкурентных преимуществ, развитие новых возможностей в глобальной экономике, это стабильное развитие страны, это эффективное государство на службе человека и общества. Правоохранительная система и судебная система, пользующиеся безусловным доверием граждан», - заявил президент.

Он добавил, что в числе приоритетов для России - сохранение макроэкономической стабильности. 

Президент также заявил, что Россия предлагает разработать на глобальном уровне механизмы, позволяющие не допустить кризисов, подобных охватившему еврозону.

«Считаю, что нам вместе нужно извлечь уроки из сложившейся (в еврозоне - ред.) ситуации и на глобальном уровне предложить механизмы, которые позволили бы не допустить повторения схожих ситуаций и в других регионах мира», - сказал российский лидер. 

Он также заявил, что, несмотря на кризис в еврозоне, Россия не предпринимает односторонних шагов, которые могут осложнить положение евро, и по-прежнему держит значительную часть своих международных резервов в этой валюте.

Путин добавил, что от действий лидеров еврозоны в значительной степени зависит благополучие всего мира. В этой связи, по словам президента, Россия будет поддерживать европейских партнеров.

Путин также подчеркнул, что пришло время, когда «большая двадцатка» должна взять на себя в полной мере «бремя эффективного лидерства». Причем, по его словам, это не означает, что G20 должна превратиться в очередной элитный клуб, заботящийся только о своих членах. «Эгоизм и закулисные сделки не добавляют стабильности и доверия», - отметил президент.

По словам Путина, глобальный характер мировой экономики, «когда все зависят друг от друга, предполагает сегодня и глобальный характер ответственности». 

Президент вновь подтвердил, что Россия не будет возвращаться к ограничениям на движение капитала, несмотря на значительный его отток в последние кварталы.

«Мы хорошо понимаем, как важна определенность в этом вопросе для инвесторов», - отметил глава государства.

Путин напомнил, что «даже в самый сложный период кризиса правительство не пошло на ограничение вывоза капитала».

«Административные запреты в экономике не работают», - подчеркнул он.

Российский лидер призвал лидеров других стран к «реалистичным решениям и действиям, способным завоевать доверие». 

Среди таких шагов он назвал сбалансированную бюджетную политику, контроль над госдолгом, соблюдением финансовой дисциплины.

«Надо уметь говорить правду и брать на себя ответственность. Безудержные финансовые спекуляции и популизм политиков одинаково опасны. Пузыри и пустышки не должны иметь места ни в политике, ни в экономике», - подчеркнул Владимир Путин. 

Президент заявил, что Россия не стремится к построению госкапитализма.

«Госкапитализм - это не наша цель. В то же время приватизация не должна вести к возникновению частных монополий на месте государственных», - подчеркнул Путин.

«Мы знаем, что без здоровой конкуренции рыночная экономика проявляет не меньшую склонность к загниванию, чем командно-административная система», - добавил глава государства. 

По его словам, коррупция для России опаснее падения цен на нефть.

Президент отметил, что «люди, бизнес устали от повседневной бытовой коррупции, от поборов в государственных органах, в судах, правоохранительной системе, госкомпаниях».

Президент подчеркнул, что противодействие коррупции является сложной задачей, о чем много и часто говорится в последнее время. «Эту проблему не так просто решить, но делать вид, что ее не существует, тоже невозможно. Нужно говорить, искать и принимать решение», - заключил Владимир Путин. 

Президент заявил, что Россия будет приветствовать зарубежных стратегических инвесторов в приватизационных сделках, но это должны быть серьезные стратегические инвесторы.

Он добавил, что с такими инвесторами в Россию должны прийти современные технологии, опыт организации производства, крупные экспортные заказы.

«Такой положительный опыт в работе с иностранными инвесторами у нас есть и за предыдущие несколько лет, скажем, в области электроэнергетики мы сделали эти шаги вместе с иностранными инвесторами», - отметил глава государства.

Президент обратил внимание на мужественное поведение этих инвесторов, которые вложили десятки миллиардов долларов в генерирующие мощности России во время кризиса.

«Я надеюсь, что такая же работа совместная с российским государством, региональными и федеральными властями будет продолжена не только в электроэнергетике, но и других отраслях», - отметил он. 

Путин сообщил, что за 6 месяцев количество инвесторов, которые выразили намерение увеличить свои вложения в России, возросло вдвое.

По его словам, по данным на октябрь прошлого года, порядка 25% из 150 компаний и инвестиционных фондов сообщили о намерении увеличить инвестиции в Россию.

«А в апреле 2012 года уже 48%, то есть увеличение почти в два раза», - привел цифры президент.

Владимир Путин добавил, что Россия такое желание будет «всецело поддерживать и приветствовать». 

Однако глава государства выразил сожаление, что имеются случаи, когда российскому бизнесу препятствуют в продвижении за границу.

«К сожалению, возникают ситуации, когда перед российскими компаниями, которые готовы инвестировать средства в зарубежные активы, возникает стена, взаимовыгодные сделки срываются, причем по откровенно надуманным основаниям, не имеющим никакого отношения к экономике», - заявил президент.

По его словам, «такое отношение трудно назвать партнерским». 

«Считаю, что свободное движение инвестиций между странами наряду со свободной торговлей может стать тотализатором экономического роста даже на фоне текущих сложностей в мировой экономике», - сказал глава российского государства. 

Президент заявил, что жажда перемен контрпродуктивна, если ведет к разрушению гражданского мира.

«Каждый, кто претендует на то, чтобы заниматься политикой, каждый, кто считает себя политиком, обязаны выражать свою позицию исключительно в рамках закона», - подчеркнул Путин.

«Жажда перемен - это, безусловно, двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства», - предостерегт глава государства.

По его словам, «необходимо понимать, что в политической системе можно и нужно улучшать, а какие ценности и институты являются фундаментальными и государствообразующими и не подлежат никакой ревизии». 

Кроме того, в своём выступлении Владимир Путин сообщил, что омбудсменом по защите прав предпринимателей станет лидер «Деловой России» Борис Титов.

По словам президента, омбудсмен «получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».

Путин сообщил также о создании комиссии при президенте по реализации национальной предпринимательской инициативы.

Президентскую программу продолжит рабочий завтрак с лидерами иностранных государств, приехавших на форум, на который, в частности, приглашены президент Финляндии Саули Нийнисте, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, премьер-министр Кении Райла Амоло Одинга, премьер-министр Македонии Никола Груевски.

Энергетическая тематика будет в центре встречи президента России с 50 главами ведущих зарубежных и российских энергетических компаний и с лауреатами премии «Глобальная энергия». Путин, в частности, расскажет о перспективах развития российского энергетического сектора.

Президент также будет присутствовать при подписании ряда соглашений по энергетическому сотрудничеству по линии «Роснефти».

Вопросам совершенствования инвестиционного климата в России и защиты прав инвесторов будет посвящена встреча Путина с главами зарубежных инвестиционных фондов. Президент проанализирует первые результаты работы Российского фонда прямых инвестиций, о создании которого было объявлено на прошлогоднем форуме. Встреча пройдет в формате свободной дискуссии.

В программе участия Путина в Санкт-Петербургском экономическом форуме также краткие рабочие встречи с известным общественным и политическим деятелем США Генри Киссинджером и с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Хэ Гоцяном, который возглавляет китайскую делегацию на форуме.

Петербургский форум - это ежегодная международная конференция по вопросам экономики и бизнеса. Каждый год на ПМЭФ, проходящем под патронатом президента России, собирается более 2,5 тысяч представителей политических и деловых кругов, ведущих ученых, представителей общественности и СМИ со всего мира.

Комментарии экспертов

Сегодня ПМЭФ - основная площадка по обсуждению экономических проблем. Если раньше российскую экономику обсуждали в Лондоне и других местах, то теперь это происходит в Санкт-Петербурге. В этом плане конкурирующие площадки отошли на второй план - и это правильно, потому что обсуждать российские проблемы в Лондоне смысла нет.

В этом плане форум прогрессирует. Присутствие первых лиц придает ему новый импульс. Приезд иностранных участников топ-уровня также свидетельствует, что это - серьезная площадка.

Другое дело, что возникают вопросы относительно подписания конкретных контрактов. Это главная задача форума: обычный экономический форум - не только дискуссии, но и сделки. Сейчас эти сделки заключаются не благодаря форуму, а просто готовятся заранее и выносятся на форум, чтобы придать ему дополнительный вес. Было бы здорово, если бы этот форум стал не просто местом заранее подготовленных сделок, но на нем рождались бы контракты, повышая его ценность.

Уже сейчас есть понимание, что все желающие работать в России должны ехать в Петербург: там будут первые лица, там нужно зафиксировать свое участие. В этом плане можно говорить о высоком статусе форума (мне не нравится выражение «русский Давос», потому что значение самого Давоса у нас было изначально преувеличено, и в последнее время интерес к этому форуму явно снижается). ПМЭФ - ведущая площадка, где обсуждаются российские экономические проблемы. Как и у любого форума, здесь есть некий элемент «ярмарки тщеславия». Ожидать того, что там будет «мозговой суперштурм», немного наивно, потому что эти форумы организуются для другой цели.

Главным партнером с точки зрения географических приоритетов для нас является Европейский союз. Страны ЕС - наши основные торговые партнеры, у нас товарооборот с Голландией, с Германией, с Италией больше, чем с Соединенными Штатами. С точки зрения модернизации, технологий ориентация на Европу будет сохраняться, и это логично.

Что касается Китая, то здесь, возможно, в перспективе будет налажена наша кооперация как раз в области производства готовой продукции. Но пока это идея, которую Путин ясно высказал во время визита в Китай.

Что касается Америки, тут известная проблема: у нас в отношениях очень много политики, а денег пока не так много. США является для нас всего лишь шестым торговым партнером. В этом плане говорить о каких-то прорывах пока не приходится.

Индия - быстрорастущий динамичный рынок, но пока эта страна не является нашим ведущим торговым партнером. Надо еще очень много сделать, чтобы вывести эти отношения на уровень хотя бы Финляндии.

Выбрана стратегия относительно курса на приватизацию и того, что она не должна вести к возникновению частных монополий на месте государственных.

Стратегия определялась, когда еще Дмитрий Медведев был президентом, и подтверждена в статьях, которые Владимир Путин публиковал в период избирательной кампании. Курс взят на современную рыночную экономику, в которой государственное участие определяется всегда конкретными обстоятельствами и вовсе не является обязательным приоритетом.

С этой точки зрения курс на то, чтобы шире привлекать зарубежных инвесторов и таким образом вести приватизацию все еще сохраняющихся довольно больших государственных активов – это тот курс, который наиболее адекватен целям развития экономики, превращения ее в современную, инновационную экономику. Очень важна оговорка Путина о том, что нужно избегать создания негосударственного, но все равно монополистического капитала.

Наши активы должны быть открыты для иностранных инвестиций, при этом должны быть четко и ясно сбалансированы интересы всех инвесторов и интересы государства.

Приватизация сама по себе тоже не является самоцелью, а является способом придать нашей экономике больше эффективности, придать динамизма ее развитию, создать более благоприятный предпринимательский климат. Вот та стратегическая задача, на которую ориентируется Владимир Путин.

С этой точки зрения чрезвычайно важно, что вопрос с омбудсменом по правам предпринимателей решен. Борис Титов – одна из наиболее подходящих фигур, человек в российском бизнесе уважаемый, прекрасно знающий ситуацию. Он пользуется доверием российской предпринимательской среды и одновременно умеет работать в хорошем контакте с государственными структурами.

Я полагаю, что это хороший сигнал в целом предпринимательскому сообществу - не только в России, но и за рубежом. Хотя бы в минимальном варианте, но уже в этом году мы будем наблюдать тенденцию на прекращение бегства капитала из России и наращивание инвестиций.

Петербургский международный экономический форум был создан еще в девяностые годы, но активное развитие началось с небезызвестного саммита, в который серьезно вложилась Российская Федерация. Именно Россия сделала его формат международным, существенно расширив количество гостей и приглашенных.

После этого ПМЭФ стал одной из основных площадок. Проходят различные региональные форумы, начиная от Сочи и заканчивая Красноярском, но ПМЭФ является самым крупным и самым представительным.

В последнее время изменились и приоритеты, и направления развития. Если раньше мы ориентировались на давосские форматы, то сейчас Давос уже не столь статусный форум. Именно форум в Петербурге превращается в площадку для переговоров с Европейским союзом, на которой решаются важные для России экономические вопросы.

Как было отмечено Владимиром Путиным в его статье в преддверии мероприятия, в последнее время активно набирают обороты именно развивающиеся страны. Их доля в производстве ВВП увеличивается, и темпы роста составляют достаточно серьезные показатели. Понятно, что именно эта экономическая сила станет определяющей в ближайшие десятилетия. Поэтому Москва делает ставку не только на взаимоотношения с Европейским союзом, но и на азиатские страны.

Мы стараемся диверсифицировать свои экономические контакты. Именно с этим связаны направления, заявленные в рамках форума. На фоне экономической турбулентности понятная модель совместного развития с экономической точки зрения является основой для выживания целого ряда стран. Поэтому именно консолидация, создание единой позиции по экономическим вопросам – приоритет, причем как для развитых, так и для развивающихся стран. Россия в этом смысле представляет основные проекты и обозначает основные тренды развития. Да, есть долгосрочные программы типа «Стратегии-2020», но Москва пытается стать понятным партнером и для своих внешних игроков.

И в рамках нового правительства, и в целом в последние годы (в том числе и в президентство Дмитрия Медведева), ставка делается на формирование инновационной экономики, переход к отраслям с высокой добавленной стоимостью, на высокотехнологичные производства.

Москва заинтересована во внешней поддержке. Прежде всего, речь идет о технологической поддержке, об участии в совместных проектах. В современном мире ни одна страна самостоятельно эволюционный контур потянуть не может, поэтому необходима кооперация.

Это и стоит в задачах форума, которые активно просматриваются с 2008 года, но в последнее время становятся все более актуальными, тем более, что традиционные игроки на фоне кризиса ослабляют свои позиции. Это хорошая возможность для новых игроков развивающихся стран, к коим относится Москва, добиться лидерства в стратегическом направлении.

Серьезная и довольно активная работа для западных инвесторов в России есть в таких отраслях, как транспорт и транспортное машиностроение, телекоммуникации, связь и другие инфраструктурные области.

В этих отраслях в самой России успешно и давно работают серьезнейшие и сильные компании, которые, к тому же, накопили большой опыт в работе и на рынке имеют серьезные успехи. Кроме этого, на западе есть крупные транснациональные компании, которые были бы тоже заинтересованы в сотрудничестве с Россией.

Помимо этого, есть и другие отрасли, которые так же, я думаю, были бы интересны как для иностранных инвесторов, где их сотрудничество с Россией было бы вполне удачным. У нас практически нет позитивного опыта по внедрению иностранных партнеров в наш нефтяной бизнес, и я думаю, что можно было бы по прошествии какого-то времени все-таки попробовать начать этот процесс еще раз. Полагаю, что привлечение иностранных участников к нефтянке было бы тоже вполне интересным.

Но особенно важным для нас могло бы быть участие иностранных партнеров в образовании и в здравоохранении. Я думаю, что мало кто может возражать против того, что наше образование по очень многим позициям далеко от мировых лидеров, и здесь, я думаю, участие западных партнеров, в том числе, западных университетов, могло бы быть исключительно важным.

То, что к нашим компаниям и к нашим бизнесменам относятся не совсем справедливо, не совсем так же как к другим участникам за рубежом, мы это прекрасно знаем, есть этому множество примеров. Мы отлично знаем, что, к сожалению, часто к иностранным компаниям здесь в России тоже относятся не слишком хорошо, но, к сожалению, мало кто из иностранных обозревателей обращает внимание на то, что, как правило, те самые государственные органы или регуляторы рынков, которые плохо относятся к иностранным партнерам, точно так же относятся и к нашим российским компаниям.

Поэтому равенство всех перед законом и защита прав всех инвесторов как российских, так и иностранных здесь в России должно стать обязательным в самое ближайшее время. 

Зарубежные инвесторы хотели бы участвовать в приватизации. Но все инвесторы опасаются ситуации, в которой инвестиции должны сопровождаться серьезным поддерживанием больших контактов на политическом уровне. Поэтому они опасаются идти в Россию.

Пока реальных шагов по приватизации тех предприятий, которые нужно приватизировать (прежде всего, это нефтяные компании и банки) не сделано. Заявление Путина, что госкапитализм мы не строим, но приватизация не должна привести к появлению частных монополий вместо государственных, инвесторов не очень успокоит. Это пока просто слова, а для инвесторов гораздо важнее практические решения.

Крупные международные компании ждут, когда у них появится возможность приходить в Россию в стратегические сектора и обладать контрольными пакетами предприятий.

Учреждение в России должности омбудсмена в сфере предпринимательства и конкретное назначение мало повлияют на ситуацию в бизнесе. Никаких практических последствий это назначение иметь не будет. 

Сначала то, что касается приватизации и интересов иностранных инвесторов в приватизации. Их интересуют в первую очередь наиболее привлекательные активы, то есть активы, у которых номинируется значительная прибыль, есть высокая капитализация и имеется потенциал роста капитализации. Наименее проблемные активы в наибольшей степени интересуют инвесторов с точки зрения приватизации. В каких случаях нужно такие активы приватизировать? Если речь идет о миноритарных пакетах, вопрос вполне решаемый. Но если речь идет об утрате контроля над государственной собственностью то, наверное, это имеет смысл делать в том случае, если есть фискальная задача, если нужны деньги государств. Либо в том случае, если речь идет о том, что сделка может принести не только деньги, но и какие-то компетентные, организационные, технологические дивиденды, либо создать доступ на глобальных рынках. То есть, на мой взгляд, в каждом случае необходимо понимание мотива, причины и цели, по которым продается тот или иной привлекательный актив.

Там, где государство, может быть, хотело бы сбросить с себя, так сказать, ответственность за какие-то проблемные секторы экономики, возможности у нее такой не будет. Потому что частные инвесторы такую ответственность брать на себя не спешат.

Вообще, надо понимать, зачем государству их продавать, из-за денег или каких-то других возможностей, которые предоставляет инвестор. Почему я об этом говорю? Потому что у нас приватизация сейчас рассматривается как самоцель, что, как мне кажется, абсолютно абсурдно и не соответствует какому-то профессиональному прагматизму. Потому что уровень коррупции в частном, корпоративном секторе может быть нисколько не ниже, чем в государственном. Поэтому считать, что если государство уходит из активов, то экономика становится чище, менее коррумпированной - нет никаких оснований. Приватизация - это вопрос, который требует конкретного рассмотрения.

Что касается омбудсмена, то, я думаю, что у него будут неплохие возможности для того, чтобы привлекать внимание и к конкретным частным проблемам отдельных отраслей и предприятий, и к каким-то системным решениям, которые могли бы сделать жизнь, прежде всего, среднего и малого бизнеса более удобной и благоприятной.

Понятно, что преимущественно это возможности связанные с выходом на уровень президента, правительства. В комбинации с организационными, с общественными, экспертными ресурсами той же «Деловой России» позиция омбудсмена может дать какой-то эффект, в смысле развития повестки, улучшения делового климата. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".