Статья
1712 26 июля 2012 17:27

Чиновники и их загрансчета

Единороссы намерены внести в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовную ответственность чиновников и парламентариев за сокрытие информации о наличии счетов в иностранных банках.

«Очевидно, что политики и чиновники, существенная часть имущества и денежных средств которых расположена на территории других стран, могут оказаться не свободными в своих решениях и испытывать давление со стороны иностранных государств. Люди должны об этом знать», - заявил вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Сергей Железняк, передает «Интерфакс».

По его словам, это необходимо для того, чтобы объективно оценивать мотивацию деятельности тех представителей законодательной и исполнительной власти, которые по каким-то причинам предпочитают хранить нажитое вне пределов Родины.

В связи с этим, сообщил парламентарий, единороссы в ближайшее время внесут в Госдуму законопроект, который обяжет чиновников уведомлять об открытии ими счетов в иностранных банках или совершении сделок по покупке недвижимости и ценных бумаг за рубежом. Законопроектом также будет введена уголовная ответственность за сокрытие такой информации.

Как заявил Железняк, «Единая Россия» приглашает коллег из оппозиционных партий выступить в качестве соавторов данного законопроекта. «Работа над законопроектом сможет продемонстрировать расклад между силами, ориентированными на интересы страны, и теми, кто имеет другие интересы», - убежден представитель руководства единороссов.

Напомним, что с инициативой аналогичного закона ранее выступил депутат-эсер Илья Пономарёв. Он предложил проверять чиновников, хранящих больше половины своих сбережений в зарубежных банках. Железняк поддержал инициативу Пономарёва, но решил ее уточнить.

Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источник из окружения Железняка, новый закон обяжет отчитываться о счетах и имуществе четыре категории лиц: тех, кто замещает госдолжности, депутатов Госдумы, сенаторов и губернаторов. «Информацию они должны предоставлять в те же органы, куда передают декларации о доходах. Она публикуется на сайтах палат парламента, президента и глав регионов», - сообщил источник.

Комментарии экспертов

Эту инициативу «Единой России» надо рассматривать как тактическую – как озабоченность тем, что «Справедливая Россия» перехватывает инициативу по теме контроля над чиновниками.

«Единая Россия» хочет показать, что она тоже в теме и тоже готова бороться с чиновниками, которые выводят капитал и т.д. Я думаю, что в любом случае это скорее медийные шаги, а не реальные, потому что, чем больше у чиновника денег, тем больше он имеет возможностей и навыков для того, чтобы доходы и собственность, если это понадобится, спрятать.

Коррупция появляется не тогда, когда прячутся доходы, а тогда, когда они возникают. Нужно разбираться с тем, как они возникают, а не с тем, как они хранятся или во что они конвертируются.

Инициатива об уголовной ответственности чиновников и парламентариев за сокрытие информации о наличии счетов в иностранных банках является одной из ключевых в рамках антикоррупционного пакета, который уже несколько лет проходит через Государственную думу Российской Федерации.

В этот пакет входит и опубликование отчета, и ограничения на отдельные операции. Но, как показывает практика, именно этот элемент может стать одним из ключевых. Всего этих элементов должно быть два.

Контроль за расходами сложно осуществлять, но он есть во всем мире. Контроль обычно идет на внешнем контуре.

Важнее контроль финансирования внешних банков и внешних источников. Дело в том, что в большинстве случаев чиновники и представители их семей уже давно не используют схемы, связанные с конвертами, физическими откатами.

Используются схемы офшоров, перевод денежных средств или долей, акций, активов на внешние источники, внешние финансовые организации. Это основной канал и колоссальный инструмент коррупционной борьбы, которая реализуется на различных уровнях власти.

Именно использование внешних моделей очень опасно и может очень слабо контролироваться правоохранительными органами – это сразу другая юрисдикция, это очень сложный процесс с трансакциями, во многом именно поэтому сейчас в большинстве своем превалируют офшорные схемы. Этот законопроект вносится по инициативе Росмониторинга в рамках антикоррупционного пакета президента как раз в попытке преградить эти финансовые потоки.

В случае если чиновнику будет сложно вывести денежные средства (грубо говоря, отмыть их) и сложно будет потратить их в Российской Федерации, основной канал незаконного обогащения представителей исполнительной власти будет перекрыт.

Это очень серьезная работа. Она связана с финансовыми трансакциями. Необходимо будет контролировать финансовые потоки представителей исполнительной власти, причем на различных уровнях. Это очень тонкая, очень точная работа, которая требует, помимо всего прочего, договоренности с финансовыми организациями и с определенными людьми, в том числе с офшорными структурами.

Это то, о чем сейчас договаривается Минфин. Он требует работать только с финансовыми организациями в Российской Федерации – основными каналами по доставке финансирования на внешний контур.

Плюс ко всему, требуется определенный уровень компетенции. Понятно, что обычные сотрудники правоохранительных органов в вопросах финансовых трансакций могут быть не очень сильны. Речь идет, прежде всего, о подключении Росмониторинга, который традиционно этим занимается, используя достаточно серьезную поддержку силовых структур.

Очевидно, что именно это направление может стать решающим в борьбе с ростом коррупции в Российской Федерации, несмотря на риск, связанный с недостаточной компетентностью сотрудников правоохранительных органов и несмотря на сложности, связанные с отслеживанием финансовых потоков.

Если финансовый трафик чиновников будет отслеживаться, им будет намного сложнее обогащаться, ведь любой элемент коррупционной сети должен сказываться на благосостоянии чиновника. Если чиновник либо его семья не получают от этого никакой экономической или материальной выгоды, то пропадает цель коррупционных процессов.

Соответственно, появляются другие уровни мотивированности, связанные с официальной зарплатой, с ростом эффективности работы сотрудников исполнительной власти. Пока человек получает денежные средства на стороне, ему своя эффективность глубоко перпендикулярна. Поэтому такое решение, помимо всего прочего, должно повысить уровень системы государственного управления, что для Российской Федерации крайне важно.

Это очень важный законопроект. Он проходит в рамках основных трендов, которые связаны с контролем трафика и сейчас реализуются во всем мире.

Причем во многих странах контроль трафика происходит очень жестко. Там представитель исполнительной власти не может осуществить даже внешнюю трансакцию. Он не всегда может эффективно потратить во время командировки какие-то денежные средства, не то что там, например, на покупку автомобиля или перевод какой-то доли.

Это очень правильная модель. Ее внедрение будет очень сложным, но если она будет внедрена, то основной канал распространения коррупции в Российской Федерации в органах исполнительной власти будет если не ликвидирован, то серьезно сужен.

Это правильная инициатива. Она направлена на решение важнейшей политической задачи – чтобы государственные служащие Российской Федерации не становились агентами влияния иностранных государств.

Люди могут стать агентами влияния в том случае, если большая часть их собственности находится за границей.

Например, есть миллиардер, который является членом Совета Федерации России, но при этом большая его часть собственности находится в Соединенных Штатах Америки: там его недвижимость, предприятия, банковские счета.

Это значит, что он является миллиардером - американским, а гражданином - российским. Определенные органы в США имеют полную информацию о такого рода собственности и могут через эту собственность повлиять на позицию этого российского чиновника.

Поэтому правильно, чтобы российская государственная машина была свободна от агентов иностранного влияния.

В качестве шага номер один необходимо иметь прозрачность, ясность. Предложенный шаг правильный, но недостаточный. Нужно пойти дальше.

Мы должны добиваться того, чтобы каждый госслужащий предоставил полную картину и продемонстрировал, что большая часть его собственности находится в пределах российской юрисдикции. Заодно это заставит их вывести финансы из офшоров.

Не знаю, решатся ли пойти на этот следующий шаг или нет, но с моей точки зрения, пойти на этот шаг необходимо. Конечно, будет довольно сложно организовать администрирование этого закона, хотя я думаю, что это возможно.

И принцип должен быть достаточно простой – если о собственности не заявлено, то должен последовать штраф. Во всем мире счета госслужащих высокого ранга находятся под контролем государства.

Жесткая система контроля в Германии, Италии, в США информация о том, что у кандидата в президенты Ромни есть счета в швейцарских банках, вызвала колоссальный шум. Главная причина, по которой Ромни может проиграть выборы  – то, что у него счета в швейцарских банках и часть его собственности зарегистрирована через офшоры.

Нам нужно прийти к такой же модели. Другие государства не откажут нам в помощи при ее создании. Они уже давно удивляются, почему это российские органы не запрашивают эту информацию, поскольку все европейские страны обмениваются данными такого рода.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".