Статья
1751 30 августа 2012 13:03

«Она была актрисою…»

Самоподрыв в доме известного в Дагестане богослова шейха Саид Афанди Чиркейского, в результате которого погиб сам хозяин дома и еще шесть человек, совершила бывшая театральная актриса, сообщает «Коммерсант» в четверг.

«Попав в сферу влияния боевиков, выпускница факультета актерского мастерства Дагестанского государственного университета, бывшая актриса Русского драматического театра Махачкалы и солистка ансамбля брейк-данса Аминат Курбанова (Алла Сапрыкина - ред.) вскоре сама оказалась в списках потенциально опасных персон», - сообщил изданию источник в правоохранительных органах.

Он уточнил, что 30-летняя Курбанова успела побывать замужем за четырьмя боевиками, трое из которых были убиты, а один прошел через комиссию по адаптации боевиков к мирной жизни и получил условный срок.
 
По словам собеседника газеты, еще в прошлом году, после смерти очередного мужа-боевика, Курбанова была подготовлена в качестве «живой бомбы» для самоподрыва.
 
«Дважды нам удавалось пресечь попытки совершения теракта на стадии подготовки. Один из них был в прошлом году, когда смертница направлялась на рейсовом автобусе в Москву. Очевидно, заподозрив, что за ней осуществляется наблюдение, она сошла с автобуса в Саратове, выкинув "пояс шахида" в мусорный бак, после чего вернулась обратно в Дагестан», - сообщил источник «Коммерсанта».
 
Кроме того, по данным собеседника издания, в организации взрыва в доме шейха подозревается бывший «амир» кадарской бандгруппы Рустам Асельдеров, который таким образом отметил свое назначение лидером северокавказских боевиков Доку Умаровым «амиром вилаята Дагестан».
 
«Незадолго до взрыва в Чиркее Доку Умаров официально назначил нового амира вилаята Дагестан. Им стал бывший амир кадарской бандгруппы 30-летний Рустам Асельдеров, уроженец Калмыкии», - уточнил источник газеты.
 
«Мы не исключаем, что с помощью громких преступлений новые амиры пытаются заявить о себе - доказать, что их не зря повысили "по службе"», - подчеркнул другой собеседник «Коммерсанта» в силовых структурах.
 
Тот факт, что действия Курбановой контролировали боевики, подтвердили и показания таксиста, доставившего смертницу из Комсомольского в Чиркей.
 
«За такси, в котором ехала смертница, всю дорогу следовала машина, которую мы сейчас ищем», - рассказал изданию источник в правоохранительных органах.
 
Между тем на заседании Совбеза республики президент Дагестана Магомедсалам Магомедов призвал силовиков в кратчайшие сроки найти организаторов убийства шейха, а также предложил организовать отряды самообороны.
 
«Нужно создать дружины из молодых людей, готовых вместе и под руководством органов внутренних дел вести работу по обеспечению внутренней безопасности, по наказанию этих бандитов. Все, что для этого необходимо организационно и материально, мы должны сделать. Мы должны сплотиться перед лицом этой угрозы», - заявил Магомедов.
 
Как отмечает издание, во властных структурах Дагестана предполагают, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера.
 

Напомним, что в связи с убийством в Дагестане религиозного деятеля спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что преступления против духовных лидеров России должны быть расследованы в самые короткие сроки, а их организаторы - сурово наказаныСпикер подчеркнул, что был нанесен удар «по духовной основе государства – чувствам верующих». По его словам, «организаторы этих злодейств не уйдут от ответственности, а их наказание будет суровым».

Как пишет газета «Известия», после громкого убийства шейха в Дагестане спецслужбы могут взять под особый контроль всех россиянок, принявших ислам. Источник в правоохранительных органах сообщил, что эта мера сейчас обсуждается в руководстве силовых структур.

Кроме того, силовики говорят о необходимости сделать выводы о том, какова обстановка на Северном Кавказе. 30 августа на ленте «Интерфакса» появилось интервью неназванного источника в российских силовых структурах. По его мнению, подрыв смертницы в доме дагестанского богослова свидетельствует о том, что правоохранительные органы и спецслужбы ослабили контроль за экстремистским подпольем.

«Террористка-смертница Аминат Сапрыкина (Курбанова), которая привела в действие взрывное устройство в доме богослова в Буйнакском районе Дагестана, была хорошо известна силовикам», - подчеркнул собеседник агентства.

По его словам, женщина находилась в федеральном розыске, ее фотографии и ориентировки были направлены во многие российские города.
 
«Боевики, по оперативным данным, могли использовать Сапрыкину в качестве "живой бомбы" в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и других крупных населенных пунктах», - сказал источник.
 
Однако это не помешало террористке свободно перемещаться по Дагестану и беспрепятственно проникнуть в дом Саида Афанди, где она привела в действие бомбу, закрепленную на ее теле.
 
«Очередной подрыв террористки-смертницы должен стать предметом серьезного анализа и не менее серьезных выводов силовых структур, в особенности на территории Северо-Кавказского федерального округа», - сказал собеседник агентства.
 
Другой серьезный инцидент, произошедший в тот же день на территории Дагестана, в Дербентском районе, где пограничник расстрелял семерых своих сослуживцев, говорит о том, что бандподполье активизировало свою работу среди военнослужащих и полицейских.
 
«После назначения так называемым амиром Дагестана Рустама Асельдерова, в республику потекли деньги на поддержку бандитского подполья, что позволило экстремистам активно внедряться в ряды силовых структур, вербовать своих сторонников из числа военных и сотрудников правоохранительных органов», - сказал собеседник агентства.
 
По его словам, «северокавказские бандиты в этом плане используют опыт "Аль-Каиды" и "Талибана", которые также пытаются "переманить" на свою сторону силовиков».
 
Дело в том, что теракт в доме шейха - не единственное преступление последних дней. Вечером 28 августа в Дагестане произошло сразу два чрезвычайных происшествия. Практически одновременно со взрывом в доме шейха из Дагестана пришло сообщение о том, что в Дербентском районе сержант-контрактник Рамазан Алиев расстрелял группу военнослужащих и полицейских, убив семь и ранив шесть человек.
 
Предварительно установлено, что сержант контрактной службы Пограничного управления ФСБ России по Дагестану Алиев в ходе несения службы обстрелял из автоматического оружия контрольно-пропускной пункт внутренних войск и расположение отряда спецназначения МВД. Ответным огнем сотрудников полиции Алиев был уничтожен.
 
Уголовное дело возбуждено по ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц). По данным источника в правоохранительных органах республики, Алиева ранее трижды пытались уволить за увлечение ваххабизмом, но не находили для этого формальных оснований. «По предварительной информации, пограничник, открывший огонь по сослуживцам, был завербован бандитами», - сказал собеседник агентства.
 
Хотя официальный представитель Минобороны России заявил, что чрезвычайных происшествий в Дербентском районе Республики Дагестан, связанных с гибелью военнослужащих Вооруженных сил, не было. «В поселке Белиджи воинских частей и подразделений министерства обороны нет», - сказал официальный представитель Минобороны.
Комментарии экспертов

Я статистики не знаю, сколько людей в России приняло ислам, но происходят такие вещи не только у нас, но и во всем христианском мире.

Причины достаточно очевидны: христианская религия очень ослабела, ее дух ослабел. Западноевропейские страны проповедуют религиозную терпимость, но религиозные убеждения жителей Западной Европы очень ослаблены, для большинства из них это всего лишь привычный ритуал и не более того. В России свои проблемы: для многих слоев населения крайне низко стоит авторитет православной церкви, она рассматривается просто как обычная бюрократическая организация, только в рясах и с крестами. И отношение к ней как духовному институту, то есть как к институту, который утоляет духовную жажду, у многих людей полностью отсутствует. Между тем потребность человека в вере – одна из базовых. Она ничуть не меньшая, чем потребность в еде и в питье. Тем более сейчас, когда физический голод людям не грозит, они чувствуют себя очень дискомфортно. Люди же понимают, что тот фаст-фуд, который им суют в телевизоре, в Интернете, в поп-культуре – это невероятная дрянь, сплошная химия, причем просроченная, удивительно низкого качества, которую продают абсолютно циничные, подлые и совершенно бездарные продавцы, будь то телевизионные шоумены, какие-то модные болтуны-журналисты и тому подобная интеллектуальная шпана. А насытить-то потребность чем-то надо, отсюда только увеличивающаяся тяга к каким-то нетленным ценностям. А ценностей этих нет.

В христианском мире, по крайней мере в России, в значительной степени - в Западной Европе, таких ценностей нет. С другой стороны, есть очень агрессивная религия - ислам. Агрессивная, прежде всего, по тому, как она распространяется, по тому, что растет количество и качество верующих. Эта вера заряжена той энергетикой, которая была в христианстве в средние века: нетерпимость, убежденность, готовность к самопожертвованию и т.д. Конечно, нельзя сказать, что любой мусульманин – фанат своей веры. Разумеется, подавляющее большинство – это самые обычные люди, которые живут самой обычной жизнью и к вере относятся, как одному из элементов жизни, и не более того. Но есть гораздо большее, чем в христианстве, энергетическое ядро. А когда человеку хочется пустоту своего существования чем-то заполнить, но придумать это он сам не в состоянии, он берет готовое из культуры. Но сейчас в культуре - пустота, пшик. Тогда человек обращается к той культуре, где есть хотя бы энергия. Поэтому выбирают ислам.
 
Что касается того, что новообращенные всегда большие фанаты и т.д. - это абсолютно очевидно. Переход в другую религию - их добровольный выбор. Понятно, что они вкладывают в этот выбор очень много всего, иначе такого выбора они бы просто не сделали. Следовательно, энергетика новообращенных всегда гораздо выше, чем у традиционно верующих. Кроме того, у них комплекс неполноценности, и они спешат доказать своему новому Богу, что они ему преданы безгранично. Отсюда те случаи, которые мы наблюдаем, когда ведущим командиром шахидов был какой-то Саид Бурятский, то есть перебежчик из русской армии, или вот эта бывшая актриса, которая взорвала муфтия. 
 
Было бы очень странно, если бы новообращенные спокойно верили. Спокойно верить может тот, кто родился в этой вере. Новообращенный весь горит, иначе, повторяю, он этого выбора не сделает. Так что ничего удивительного тут нет. И по этой причине желание ФСБ контролировать новообращенных вполне понятно. Только в условиях духовной пустоты, которая есть в России, как бы сами представители служб, которые присматривают за новообращенными, тоже не обратились в иную веру. Они ведь тоже люди.

Проблема перехода православных в ислам и увлечение самыми радикальными его течениями - чрезвычайно серьезная. Конечно, надо брать под контроль тех, кого завербовали различного рода экстремистские организации, которые связывают себя с антироссийской деятельностью и с экстремизмом. Это и есть задача ФСБ. Но речь о другом. Любого русского православного, который вошел в мечеть и стал мусульманином, брать под контроль невозможно и не нужно. Мы живем в свободной стране, где свобода вероисповедания гарантирована Конституцией. К тому же никогда религия, в том числе и ислам, не была привязана к этническому признаку. Да и проблема перехода в ислам – совсем иная.

Надо видеть причину. Почему какая-то часть славянской интеллигенции, у которой были предки православные, выбирает радикальный ислам? Ислам ищет какие-то экстремальные идеи. Конечно, бывают разные причины выбора этих течений ислама. Когда мы говорим о девушках, там может быть просто любовь к мусульманину, или личные причины: психологический надлом, психические болезни. Надо ясно понимать, что смертниками все-таки становятся люди не только идейные, но психически надломленные, которые ищут какое-то решение проблем. Тем не менее это говорит о духовном кризисе современной России, современной молодежи. Так что здесь уже более широкая проблема.

Почему так популярен национальный нигилизм среди молодежи? Почему наша молодежь идет за лидерами Болотной, которые на самом деле стоят на антинациональных позициях, не признают ценность православной культуры? Это вопросы, которые стоят в одном ряду. Это расплата за то двадцатилетие, когда мы, с одной стороны, ушли от коммунистической утопии, но не смогли представить какие-то апробированные ценности, спсобные объединить русскую нацию. Это напоминание о духовном кризисе.

Все страны Восточной Европы после коммунизма пришли к национальным ценностям, а у нас продолжается сумасшествие. Современное поколение ничего не знает о выдающихся деятелях России, о величайших умах России и очень плохо знает русскую культуру. Поэтому подобные случаи, как громкое убийство шейха Саида Афанди Чиркейского в Дагестане, совершенное девушкой, принявшей ислам - еще и показатель кризиса посткоммунистической России. К этой проблеме надо относиться очень серьезно.
Проблема перехода православных в ислам и участие их в бандформированиях – проблема достаточно серьезная. Не знаю, что понимается под термином «взять под контроль», но получать информацию, иметь какую-то статистику по данному направлению ФСБ необходимо. Главное, это не должно превращаться в какую-то травлю или преследование по идеологическим мотивам.
 
Вообще, проблема с принятием ислама представителями этносов, которые традиционно не исповедуют ислам, очень глубокая. И здесь, в принципе, мало взять что-то под контроль, получить статистику - необходимо понимать глубинные причины этого процесса. Потому что проблема даже заключается не в том, что люди, скажем, из православия переходят в ислам или атеисты принимают ислам, а в том, что, как правило, они начинают его исповедовать в крайних формах. Именно в этом заключается опасность. Не в том, что люди переходят из одной религии в другую (это право каждого человека), а в том, что обычно это сопряжено с некоторой радикализацией взглядов.
 
И если в православии у них нет возможности исповедовать какие-то крайние взгляды, за исключением некоторых сект, то в исламе такие возможности есть. Все, конечно, зависит от региона. Но такие возможности есть уже на территории практически всей России, к тому же они активно выезжают за рубеж на обучение и т.д.
 
А главная проблема в том, что сейчас, по большому счету, глобальный светский проект зашел в тупик. Во времена глобального противостояния было два светских проекта: капитализм и социализм. Каждый из них внушал надежду на светлое будущее. Сначала загнулся социализм, а сейчас фактически это произошло с капитализмом. И людям, которые испытывают потребность верить во что-то светлое и испытывать надежду, в соответствии с которой завтра будет лучше, чем сегодня и чем вчера, оказались в тупике.
 
Проблема перехода в ислам характерна не только для России. Такая же ситуация имеет место и в Европе, чуть в меньших масштабах – в Соединенных Штатах. То есть люди, чувствуя тупик светского пути развития, в который сейчас зашел весь мир, пытаются искать какую-то надежду в религии. И проблема даже не в том, что они пытаются искать надежду в религии, а в том, что этим очень умело пользуются различного рода манипуляторы, которые в свое время выступали с какими-то светскими политическими инициативами. 
 
Сейчас они пытаются делать бизнес на религии (не только в материальном, денежном, но и в широком смысле слова «бизнес») и пользуются тем, что люди озлоблены окружающей средой, готовы менять эту среду насильственными методами, думая, что действуют во благо. А в итоге они выступают в качестве орудия для манипуляций, как выступила вот эта смертница в Дагестане.
 
Люди, которые пытаются изменить мир с помощью каких-то радикальных идей, должны помнить, что, скорее всего, они станут орудием в чужих руках, и результат их деятельности будет очень далек от того, к чему они стремились, на что они надеялись.
 
Пока данная проблема не входит в сферу внимания политиков, потому что максимум, на что способны сейчас власти, не только в России, но и в США, и в Европе - отслеживать ситуацию, мониторить. А вот понимание той проблемы, что нужно для того, чтобы пресечь радикализацию идей неофитов, которые приходят в ислам, пока не существует.
 
По большому счету, необходим глобальный светский проект, который давал бы людям надежду на светлое будущее, что можно менять мир без всяких насильственных действий. Такого понимания нет, потому что весь мир западный, частью которого является и Россия, находится в состоянии идеологического кризиса, так как понимание какого-то глобального светского проекта утеряно.
 
В результате люди, значительная часть которых слаба, стремятся видеть мир в черно-белом свете, теряют уверенность в светском пути развития и ищут свою уверенность в каких-то радикальных, в том числе и религиозных, взглядах. Это просто происходит от человеческой слабости. Далеко не каждый человек способен воспринять мир таким сложным, каким он является. Человек всегда стремится к упрощению, и ему нужно давать простую и черно-белую картинку. Радикальный ислам сейчас такую картинку дает.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".