Статья
2479 15 ноября 2012 11:59

Петербург как судебная столица

Санкт-Петербург может стать судебной столицей России. Вслед за Конституционным судом в город на Неве могут отправиться Верховный суд, Высший арбитражный суд и судебный департамент. 

Предложение перевезти в Петербург все высшие судебные инстанции страны высказал накануне президент Владимир Путин.

В то же время, на совещании по этому вопросу глава государства подчеркнул, что решение об этом еще не принято и будет обсуждаться, передаёт ИТАР-ТАСС.

В 2008 году в Санкт-Петербург переехал Конституционный суд РФ. Идея его переезда впервые была высказала на совещании 25 декабря 2005 года, которое Путин проводил, будучи на втором президентском сроке, соответствующий указ глава государства подписал 23 декабря 2007 года, а 27 мая 2008 состоялось первое заседание КС в Санкт-Петербурге.

Суд разместился в специально отреставрированном для него комплексе зданий Сената и Синода, которые были построены на площади Декабристов в 1829-1834 годах.

«В центре Санкт-Петербурга есть очень хорошее пустое пятно, предназначавшееся для коммерческой застройки», - отметил глава государства на совещании, не уточнив, о каком месте идет речь. «Если на этом месте появятся достойные, вписанные в архитектурную среду города серьезные федеральные органы власти, то город только выиграет», - убежден Путин. «Это предложение к началу дискуссии по этому вопросу», - подчеркнул президент.

Со своей стороны, управляющий делами президента Владимир Кожин сообщил, что переезд Верховного и Высшего арбитражных судов из Москвы в Санкт-Петербург займет от двух до двух с поливной лет и обойдется бюджету в 50 миллиардов рублей. По его словам, Дворец правосудия в Петербурге разместится в здании биржи, из которого в настоящий момент выезжает военно-морской музей. Также Кожин подтвердил, что офисы и служебное жилье для судей ВС и ВАС будут построены на месте запланированного ВТБ комплекса «Набережная Европы».

Ранее газета «Коммерсант» сообщала, что Верховный и Высший арбитражный суды, которые, по замыслу Дмитрия Медведева, должны были переехать в «новую Москву», переместятся в центр Петербурга. Издание писало, что их новые резиденции предлагается возвести недалеко от Конституционного суда – на месте запланированного ВТБ элитного жилого комплекса «Набережная Европы». 

Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев говорил, что переезд станет возможным, когда для этого будут готовы все условия. Он сообщил, что ВС может переехать из Москвы в Санкт-Петербург через два года. Лебедев уточнил, что переезд будет осуществлен только при условии, что работоспособность суда не будет нарушена.

По словам Лебедева, разговор о переезде суда начался шесть лет назад. По мнению главы ВС, самое главное, чтобы высший орган судебной власти страны должен сразу заработать, без простоев.

Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов не предвидит сложностей с переездом в Санкт-Петербург, в частности массового отказа от него.

«Думаю, что этого не произойдет с учетом того, что предусматривается предоставление служебного жилья не только судьям, но и сотрудникам аппарата. Какое-то количество сотрудников аппарата и судей не согласятся переехать в Петербург, но, я думаю, основная масса согласится», - сказал он журналистам.

«Во всяком случае, предварительные опросы, мнения сотрудников на сей счет проводились. Они выразили готовность переехать в Петербург. Думаю, что существенных потерь не будет», - отметил Иванов. 

Комментарии экспертов

Решение о том, что все высшие суды РФ будут базироваться в Санкт-Петербурге, понятно, потому что раньше было принято и реализовано решение по поводу Конституционного суда. Теперь Верховный суд и Высший арбитражный суд тоже должны последовать по этому маршруту.

В конце концов, есть смысл в том, чтобы немножечко деконцентрировать высшие органы власти, которые сейчас сосредоточены в одном месте в Москве. Такая сверхцентрализация, концентрация всей политической, управленческой элиты в одном месте создает ощущение того, что страна целиком и полностью зависит от одного центра, и что вообще все вопросы и проблемы страны могут решаться только в одном центре.

Видимо, главный мотив перевода судов заключается именно в этом. С этой точки зрения, если уж выбрана стратегия рассредоточения властных органов, то она должна быть реализована.

Конечно, в этом случае можно было подумать и о том, чтобы парламент куда-нибудь переехал, но, по-видимому, это нереализуемая идея. Министерства, федеральное правительство и федеральный парламент будут оставаться в Москве, но суды будут базироваться в Санкт-Петербурге.

Что же касается некой угрозы того, что противоречия между компетенцией Верховного и Высшего арбитражного судов приведут к каким-то разногласиям, или, наоборот, начнутся какие-то слияния судов – это надуманные опасения. У каждого суда своя четко обозначенная область компетенции. Если же определенная подсудность будет переведена из Арбитражного в Верховный суд или наоборот, то это будет сделано исключительно ради того, чтобы повысить эффективность судебной власти, а не потому, что это кому-то персонально выгодно.

Я бы не смешивал саму идею рассредоточения власти и перевода судов с возможными амбициями внутри судебных органов или попытками кого-то персонально что-то в этом деле получить.

Можно говорить, что переезд создает некую предпосылку для слияния всех высших судов в один Высший суд РФ (как Supreme Cоurt).

Каждый из двух этих судов возглавляет отдельную судебную вертикаль. Это не вопрос вертикализации судов, они у нас даже в 90-е годы были четко и жестко выстроены.

Это вопрос дополнительного повышения престижа Санкт-Петербурга. Это вопрос рассредоточения столичных функций. Это вопрос пересмотра медведевского плана переезда офисов высших органов государственной власти в Новую Москву. Это вопрос лоббирования теми или иными заинтересованными фигурами очередного крупного строительного проекта в Санкт-Петербурге. Но это не вопрос вертикализации чего бы то ни было.

Существует точка зрения, что объединение всех трех наших высших судов - это необходимо и правильно. Я с этим полностью согласен. У меня всегда вызывало раздражение существование Конституционного суда. Я считаю, что мы вполне можем здесь пойти по пути США – в  Америке нет трех Высших судов, есть один Верховный суд.

В этом смысле переезд Верховного и Высшего арбитражного судов в Петербург вслед за Конституционным судом (переведенным еще в 2008 году) можно рассматривать как шаг к объединению. Понятно, что многое еще нужно сделать, но в принципе это можно интерпретировать как первый шаг, начальный этап.

Судебная ветвь власти в России традиционно является второстепенной – даже в тот момент, когда декларируется равенство ветвей власти и разделение властей.

Это объясняется тем, что судебная власть не обладает соответствующим популистским имиджем, каким могут обладать представители парламента, ни аппаратными возможностями и ресурсным потенциалом, которым могут обладать представители исполнительной ветви власти.

Фактически с начала постсоветской эпохи судебная власть у нас оказывается на периферийных позициях. Единственный момент, когда Конституционный суд под руководством Валерия Зорькина выступал в качестве субъекта политического процесса – это был период 1992-1993 годов, а потом судебная власть была отодвинута в сторону.

Судей выбрали в качестве объекта для эксперимента с переводом в Петербург, потому что их воспринимали как второстепенные органы власти в РФ – также, как имеющий место проект по объединению Верховного суда с Высшим арбитражным судом, который сейчас тоже обсуждается. Такой переезд приведет к определенной разбалансировке государственного механизма и к определенным сложностям в управлении страной.

Переезд в Петербург и проблема слияния судов друг с другом никак не связаны. Об этом говорят и представители этих судебных инстанций. Я думаю, что в данном случае они не лукавят и это действительно две разные проблемы.

Перевод в Петербург – решение, которое принято в  русле идеи сделать Петербург судебной столицей страны. Уже перенесен Конституционный суд, что вызывало много споров. Но сейчас это - свершившийся факт.

В целом это интересно как прецедент дробления столичных функций, которые могут получать различия применительно к другим ветвям власти или органам государственной власти. Идея того, что может быть не одна-единственная столица, а несколько городов, исполняющих разные элементы столичных функций – для России может быть в перспективе интересным.

В некоторых случаях издержки бывают слишком высоки и неоправданны – примером является в свое время принятое решение о переводе штаба ВМФ в Петербург. В Москве уже существовали очень сложные и дорогие коммуникации и не было никакого резона переводить штаб, тратя на это огромные средства. В случае с судами затраты тоже будут немаленькие, но не настолько.

Что касается объединения судов, это решение вряд ли будет принято в обозримой перспективе, потому что затрагивает большое количество интересов и его необходимость совершенно не очевидна. Это тот случай, когда можно сказать, что польза сомнительна, а определенное количество рисков очевидно. Рисков, прежде всего связанных с конфликтами в этой среде.

Существуют более актуальные для России судебные реформы, чем слияние и поглощение высших судов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".