Статья
1817 27 декабря 2012 15:32

Выполнять обещания

Правительство России должно выполнить предвыборные обещания, которые были даны президентом в ходе избирательной кампании, заявил глава государства Владимир Путин.

«Не может быть так, что правительство работает само по себе, а обещания, данные стране (президентом – ред.), - сами по себе», - сказал Путин в ходе традиционной встречи с членами правительства в канун Нового года.

Он подчеркнул, что «люди в свое время голосовали не только за конкретного кандидата - имею в виду президента, но и голосовали за программы, которые мы вместе с вами разрабатывали».

«Это не означает, что у правительства в ходе работы не может появляться своих идей, своих собственных представлений о развитии той или иной сферы. Правительство по Конституции - высший орган исполнительной власти со всеми вытекающими последствиями, но одно не должно подменять другое. Ни в коем случае мы не должны подменять новыми задачами и целями то, с чем мы шли на выборы», - подчеркнул президент.

«Это принципиальный вопрос, потому что через некоторое время нам всем вместе нужно будет отчитываться перед людьми за то, что мы сделали или не сделали, и объяснить - почему», - отметил Путин.

Глава государства также заявил, что начальный этап работы правительства закончен.

«Первый этап становления любой сложной системы, а правительство, безусловно, таковой является, он успешно пройден, создана работоспособная деловая команда, высокопрофессиональная. Это, конечно, прежде всего, заслуга председателя правительства», - сказал Путин.

«Очень рассчитываю на то, что все с осознанием того, что начальный этап закончен, в полную силу развернут все свои возможности - интеллектуальные, организационные, административные, и без дальнейшей раскачки приступят к совместной работе по реализации тех задач, которые перед нами стоят», - добавил президент.

Кроме того, Путин призвал правительство соблюдать принцип открытости.

«Открытость должна присутствовать во всех наших действиях, во всей нашей работе, это касается важных резонансных тем, это касается и текущей работы», - подчеркнул глава государства.

Он добавил, что одной из главных задач является улучшение качества работы, в частности, в формулировании среднесрочных целей и задач, в предложенных инструментах достижения этих целей, качество в работе с людьми, общественностью.

«Здесь, я думаю, что правительство абсолютно на правильном пути, потому что создана очень хорошая атмосфера и созданы дополнительные способы общения с обществом, с общественными организациями, профессиональными объединениями, создано так называемое открытое правительство», - заявил президент.

Он также отметил необходимость координации действий между министерствами и ведомствами, между правительством и федеральным собранием. По его мнению, это залог успеха работы правительства.

Председатель правительства Дмитрий Медведев со своей стороны заявил, что перед государством сейчас стоят самые масштабные задачи за последние 12 лет.

«Пора эти задачи решать. Все мы обязаны внести свой вклад в решение соответствующих задач, поставленных в указах президента, и в тех государственных программах, которые мы принимаем», - сказал Медведев.

По его словам, у президента и правительства нет разногласий в реализации целей, поставленных в майских указах главы государства. «Здесь никакого задвоения, конечно, быть не может. Мы все движемся в одном направлении», - отметил Медведев.

По его словам, 2012 год был непростым и в финансово-экономическом плане. «К сожалению, продолжается глобальная рецессия во многих странах, это наложило свой отпечаток на работу нашего правительства, мы вынуждены были формировать довольно жесткий бюджет», - отметил премьер.

«Сейчас наша задача заключается в том, чтобы все, что было принято, исполнить — и инвестиционные планы, и планы социального развития, все обещания, которые были даны в ходе избирательной кампании», - добавил Медведев.

Напомним, на прошлой неделе на большой пресс-конференции Путин заявлял, что в целом доволен работой правительства и премьер-министра.

Комментарии экспертов

Президент четко зафиксировал то, что противоречия между ним и правительством никакого нет, несмотря на многочисленные публикации о нарастающих противоречиях между Белым домом и Кремлем. Здесь важно, какой итог президент зафиксировал, и важно еще и то, что президент вынужден давать ответы на эти вопросы. Часть истины заключена не только в ответах, но и еще в вопросах. Это первое. 

Второе: очень важно, что президент отметил, что одна из главнейших задач кабинета министров - это выполнять все предвыборные обещания, которые были сформулированы им (президентом) и под которыми он подписался перед избирателями. Есть люди, которые упорно муссируют слухи, что этих предвыборных обещаний так много, они такие большие, их невозможно выполнять. Президент четко сказал - тот, кто так считает, не должен работать в правительстве. При этом, насколько мы знаем Владимира Путина, никаких дискуссий со своими министрами он вести не будет, никакого долгого обмусоливания никаких противоречий не будет. Просто последует отставка, без лишних разговоров. И за это, собственно, избиратели ценят Путина - за то, что он не болтает, а делает. И за то, что обещал - выполняет. Поэтому я думаю, что период оценки - насколько министры готовы выполнять обещания - еще впереди. 

Что касается открытости работы правительства - для этого создана структура: «Открытое правительство». Это очень правильная, хорошая структура. Она обязательно должна развиваться, и может быть, именно с ее помощью правительство будет связываться с обществом. Общество просыпается, развивается, и это очевидно, что необходимо в дальнейшем максимально учитывать его интересы. Потребность в большей открытости правительства увеличивается в связи с пробуждающейся общественной активностью. У нас есть «открытое правительство», но должно быть больше. На наших глазах так много говорилось об открытости, об учете интересов общества. Например, в вопросе перехода на летнее время, которое вызвало большое возражение в обществе. 

Мне очень мало известно людей, которые поддерживали переименование милиции в полицию. И, тем не менее, это решение было принято. Это свидетельствует о проблемах в учете общественного мнения. Или, например, военная реформа. Она с обществом особо не обсуждалась. Общество, мы знаем, очень критично к ней относилось. И, в конечном итоге, оно оказалось право. То же самое сейчас происходит в сфере образования. Идут серьезные реформы. У меня нет уверенности в том, что эти реформы обсуждались с профессиональным сообществом. И хотя закон об образовании достаточно серьезно обсуждался, но вот нынешние реформы - здесь возникла проблема с их общественной поддержкой. Идея заключается в том, чтобы увеличить коммерческие принципы в образовании в ущерб общественным. Но подавляющая часть общества считает, что надо идти в обратном направлении. Так что, здесь есть очевидное противоречие между концепцией реформирования и общественным запросом. 

Нужно учитывать мнение обществе, президент в большей степени это имел в виду.  Задача правительства - делать то, что хочет общество. Общество, а не навязываемые пиар-кампании. Кабинет министров должен больше внимания уделять тому, что хочет общество, и меньше обращать внимания на активные пиар-кампании, проводимые противниками президента. И уметь отличать эти вещи.  

Что касается открытости правительства, то с этим есть некоторые проблемы, несмотря на то, что существует министр по «Открытому правительству». Я, например, ни разу не слышал обращения к себе по тем или иным вопросам. При том, что, например, от «Деловой России» я получаю регулярные предложения с призывом участвовать в тех или иных вопросах. От «Открытого правительства» ни разу не было ни одного запроса.

Говоря об открытости правительства, у меня есть серьезные сомнения, особенно это касается наиболее критикуемого сейчас министра – министра образования. В этом контексте месседж Путина был мною понят однозначно: решения, которые принимаются правительством, не должны быть кулуарными и должны быть вполне обоснованными. В том числе это касается и вопросов приватизации, в первую очередь. Путин дает четкий сигнал, что его предвыборные обещания до сих пор так и не исполняются правительством. А правительство не должно быть подконтрольно самому себе, оно должно быть подконтрольно президенту и должно заниматься вопросами, которые президент перед ним ставит.

Мне кажется, что этот месседж надо рассматривать как понукание, принуждение правительства к действию. Многие вопросы очевидно, требуют решения, в том числе это касается и вопроса о принуждении – президент не может постоянно намекать на то, что тот или иной вопрос должен быть решен, президент не может постоянно присылать правительству запросы об этом. А правительство не может постоянно делать вид, что ничего этого нет и президент им не недоволен, хотя он им как раз недоволен.

Прежде всего, самое главное - это принципиальная оценка деятельности правительства, которая была дана Владимиром Путиным, - то, что первый этап формирования правительства завершен и что правительство состоялось как команда профессионалов. Это - определяющая оценка и она, собственно говоря, главная, главный итог сегодняшнего совещания. Принципиальное значение имело и напоминание президента о том, что президент и правительство являются единой политической командой, и главная задача правительства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию той предвыборной программы, которой Владимир Путин был избран на пост президента. Мне эти два тезиса представляются определяющими для сегодняшнего заседания. Другое дело, что эти оценки президента являются отчасти и авансом. Это и некое пожелание на будущее. И это пожелание актуально и потому, что в работе правительства наметились определенные сложности. С самого начала правительство позиционировало себя как открытое правительство, и это был очень важный шаг, это было информационное решение и оно было позитивно воспринято общественным мнением, это был шаг в правильном направлении. 

Другое дело, что открытость должна стать идеологией работы всего правительства по всем основным направлениям. Открытость не может ограничиваться только институтом «Открытого правительства», при всей его важности. И в данном случае открытость подразумевает постоянную и активную работу всех федеральных министерств и ведомств с общественностью. И вот как раз на этом направлении в последнее время стали возникать сложности и даже проблемы. И одной из таких проблем является самое последнее на слуху - громкая история с РГТЭУ. Весь ход конфликта говорит о том, что проблемы, которые возникли у министерства образования и РГТЭУ, связаны с недостаточной открытостью со стороны министерства. 

Мало принять правильные решения, необходимо делать домашнюю работу, которая бы обеспечила реализацию этих решений. И вот в составную часть этой домашней работы входит разъяснение и конкретная, практическая работа с теми вузами, с теми коллективами, которых касается реформа системы высшего образования. 

То, что произошло, говорит как раз о том, что такого рода работа проделана не была. Был продемонстрирован чистый технократический подход по принципу «мы приняли решение и вы обязаны его исполнять». Федеральные министерства  работают в том числе и в политической среде и они обязаны оценивать и просчитывать возможные политические последствия своих действий и своих решений. В данном случае подобного рода работа сделана не была. И, к сожалению, это не единственный пример.

Кроме того, в том, что касается непосредственно реформы вузов, у истории с РГТЭУ была и предыстория. Мы знаем, что после того, как были опубликованы результаты рейтингования, они были встречены очень критически и, собственно говоря, эта во многом негативная общественная реакция должна была послужить для министерства образования и для министра своего рода звонком, сигналом предупреждения о том, что здесь есть непроработанные вопросы, здесь есть место для того, чтобы что-то делать и с системой рейтингования, и что надо более активно работать и с теми коллективами, и с теми вузами, которые оказались в проблемной зоне и получили негативную оценку. Ничего подобного, к сожалению, сделано не было.

В плане открытости общественному мнению и в плане работы с теми, кто является непосредственным объектом управленческих решений министерства образования, министерству образования необходимо сделать еще очень и очень многое. И, как мне кажется, из этих принципиальных оценок, сделанных президентом, ни в коем случае федеральным министрам нельзя делать неправильные выводы. И к таким неправильным выводам относится вывод о том, что в  работе правительства все хорошо и все правильно. Оценка президента работы правительства была отчасти и авансом, который необходимо будет подтвердить. 

В любом случае, властям не следует идти по пути продавливания того решения, которое было принято в отношении РГТЭУ. Не надо цели реформы образования отождествлять с теми средствами, которые министерство стало использовать для реализации этих целей. И не надо прятаться за то, что у реформы правильные цели. Действительно, то, что у нас много некачественных вузов и то, что они проводят некачественную работу, выпускают некачественных специалистов - это реальная проблема. Другое дело, как конкретно эту проблему решать. Можно надеятся, что все заинтересованные стороны в правительстве сделают из этой истории необходимые выводы. И самый главный вывод - это необходимость делать соответствующую домашнюю работу, и составная часть этой домашней работы состоит в работе с профильной общественностью. В данном случае, с руководством, преподавательским составом и, если потребуется, и со студенческими коллективами тех вузов, которые оказались в этой проблемной зоне. Хочется надеятся, что министерство сделает именно такой вывод, а не будет продолжать свою старую практику - мы приняли решение, у нас есть правильная методика, и все остальные должны это решение выполнять. Решения федеральных властей всегда имеют общественную и политическую составляющую. Время чисто технократических решений, принятых без учета обратной связи с обществом, прошло.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".