Тихая фронда
В ситуации, когда к противостоянию федерального Центра с «московской группой» приковано главное внимание как основных игроков и экспертов, так и населения, практически незаметными остаются факты «тихой фронды» со стороны региональных элит в разных частях России. Причем, речь идет не только о национальных республиках Северного Кавказа, де-факто давно живущих по собственным «понятиям» и слабо контролируемых официальной Москвой, и даже не о Приморье и Калининградской области, «корпоративный» дух которых предполагает регулярную борьбу за свои права. «Брожение» все чаще наблюдается на уровне традиционно «покорных» территорий, ранее не создававших проблем центральной власти. Пока данная фронда периодически проявляется во всплесках недовольства граждан «на местах» и в саботаже федеральных инициатив региональными элитами, но данная неблагоприятная тенденция имеет все шансы получить свое развитие уже в краткосрочной перспективе. Примеров подобной «тихой фронды» накопилось за последние недели более чем достаточно: тут и относительно многочисленный «антиединороссовский» митинг протеста в Самаре, состоявшийся, судя по всему, «с подачи» действующего мэра, «эсера» Виктора Тархова, и демарш Волгоградской областной думы, лишь со второй попытки избравшего своим спикером «рекомендованного сверху» Владимира Ефимова («Единая Россия»), и «уклонизм» Народного хурала Бурятии, провалившего голосование за переименование должности президента республики в «главу».
Все это становится весьма тревожным фактом с точки зрения поддержания контроля федерального Центра над регионами. Ведь из управленческой теории давно известно, что самые опасные конфликты всегда зреют подспудно, и что наиболее неприятные инициативы оппозиции готовятся латентно и их очень сложно отследить, поскольку участники «фронды» стараются до поры до времени не «светить» свою «протестную» активность. В этой ситуации даже с Лужковым, наверное, проще справиться, чем с «мягким саботажем» элит в субъектах РФ.
Думается, что подобные негативные тенденции возникли в силу того, что Москва давно не проводила «апгрейд» своей региональной политики, удовлетворившись формальной лояльностью местной бюрократии и относительным затишьем протестной активности «на местах». В то же время, требуются серьезные коррективы федерального курса в отношении субъектов РФ с учетом указанных выше проблем. Например, исключительно важной становится выработка новой информационно-пропагандистской политики в отношении как провинции в целом, так и отдельных регионов в частности. Не менее значимым является то обстоятельство, что до сих пор под эгидой федерального Центра не создан пул региональных управленцев, одновременно «своих» для местного населения, но при этом не по должности, а по духу ориентированных на Центр. Пока же мы видим, что практически все новые назначенцы ФЦ либо откровенно отвергаются элитами и населением, либо, что еще хуже, встают под знамена местного истеблишмента и абсорбируются им. Ну и, конечно, серьезной проблемой является слабость «раскрутки» на местном уровне главной партии страны – «Единой России». Представляется, что зачастую руководители ее местных отделений, уповая на помощь из Москвы или на пресловутый административный ресурс, предпочитают релаксировать, а не заниматься продвижением идей и приоритетов своей партии в массах.
Александр Шатилов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев