Статья
970 12 сентября 2009 0:55

Тирания покаяния

Памфлет о самосознании Европы, ее взаимоотношениях с Америкой и исламским миром от лауреата премий Медичи и Ренодо.
Комментарии экспертов

Говорят, что Брюкнер романист, причем довольно известный и в России тоже. Но его романов я не читал. Этот автор знаком мне по его публицистической книге «Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье», которая была издана в Москве два года назад. Тогда Брюкнер показался мне этакой облегченной версией Бодрийяра. Он писал вполне эффектно, не сбиваясь на тотальную банальность, но при этом достаточно легко, чтобы его можно было советовать в качестве «интересного чтения» для неспециалистов. В той работе Брюкнер отстаивал свое человеческое право быть публично несчастным. В новом книге, изданной тем же «Издательством Ивана Лимбаха» Брюкнер делает еще более острый выпад против господствующей моды. Здесь француз атакует перманентное массовое покаяние, эту ужасную напасть, поразившую Европу в последние пятьдесят лет.

Книга Брюкнера, по-моему, вышла на русском языке как нельзя более кстати. Запад, как известно, виновен во всем. Начиная от работорговле в Новом свете и заканчивая последней войной в Ираке, а также бедам несчастных рабочих в потогонках Юго-Восточной Азии. Более того, все интеллектуальные ресурсы Запада сегодня брошены на то, чтобы обосновывать, украшать, делать более доходчивой и наглядной эту идею массовой коллективной вины, массового обязательного покаяния. Виктимизация стала формой карьеры. Западный мир разделился на две части: на хорошую старую Европу, которая давно готова каяться в чем угодно, замкнувшуюся в собственном самобичевании и притихшую, и США, плохую, отвретительную страну, которая несмотря на то, что она тоже является Западом, совершенно ни в чем не кается и продолжает лезть повсеместной затычкой.

Соответственно, задача западных интеллектуалов состоит в том, чтобы морально осудить США и еще плотнее изолироваться умирающей Европе. К этому последнему процессу с энтузиазмом присоединяются сегодня и российская общественность, а мыслящая элита стран Восточной Европы прямо требует от России покаяния за все. Вплоть до похода князя Игоря против древлян. И мы с радостью — как потенциально порядочные европейцы — соглашаемся участвовать в этих траурных мероприятиях. Еще бы! Каяться — не инновационную экономику создавать.

Каяться в середине XX века, пишет Брюкнер, начали все мы. И все были уверенны, что весь мир ненавидит нас, европейцев. «Европа — больной, заражающий своим зловонием всю планету; так должен считать каждый, кто проживает на европейской земле». Во всех бедах человечества виновен Запад. Лучшие умы Запада, от Монтеня до Сартра, подняли на свои флаги этот тезис. Брюкнер называет их флагеллянтами и, по-моему, вполне по заслугам. Чтобы понять смысл этой горькой аналогии, достаточно бросить взгляд на историю постколониальной Африки, где свобода от европейских ценностей обернулась невиданной массовой резней. Вот где родилось настоящее Сердце тьмы без единого белого пятна.

Уход европейцев не делает мир лучше. Не обязательно ходить за примерами в далекую Африку, достаточно посмотреть на результаты постсоветской деколонизации Средней Азии. Молодые рабочие-мигранты из этих стран, с которыми мы сталкиваемся ежедневно на улицах Москвы, становятся все менее образованными. Новые басмачи сделали свое дело. Европейцы ушли, но чувство вымышленной вины все еще терзает нас.

В школьных учебниках истории, по крайней мере, в советскую эпоху очень четко прослеживались два образа Запада, которые в целом достаточно точно повторяют контуры мысли Маркса. Существует Запад источник прогресса, просвещения во всем мире, но есть также и Запад-эксплуататор, Запад-разбойник. С течение времени мы стали делать слишком большой акцент на втором образе и забывать про первый. Однако не нужно быть диалектиком, чтобы видеть, что грехи Запада являются обратной стороной его деятельности по облагораживанию человечества. В первую очередь политически. Именно на Западе было придумано гражданское состояние, которые сегодня представляется нам нашим естественным, неотчуждаемым свойством. Нам уже не хочется быть холопами, даже наиболее традиционалистски настроенным из нас. Во вторую, разумеется, и технологически.

Что означало бы сегодня окончательное падение Запада? Многие эксперты уже сейчас предсказывают расцвет новых форм политического правления, которые в своей основе будут ближе к современной китайской модели, в которых капитализм совмещается с жесткой политической цензурой и руководящей ролью партии. Думаю, так и случится, если мы на Западе не прекратим каяться. Пора четко зафиксировать это: у западной христианской и постхристианской культуры не больше скелетов в дальних шкафах, чем у буддистов Южной Азии или потомков цивилизаций Мезоамерики. Запад должен твердо идти по пути Просвещения, начатом им много столетий назад. На покояние просто нет времени, иначе новые баи будут править во всем мире. Они и так уже рядом.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".