Комментарий
21 Мая 2011 21:34

Точность разума

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский

«Три страсти, простые, но сильные, я пронес через всю жизнь: жажду любви, научный поиск и непереносимую жалость к страданиям человечества». Это сказал не Сахаров. Такими словами начинается автобиография великого английского математика и философа графа Бертрана Рассела. Но я думаю, что данная фраза много говорит и о советском ученом.

При всей его необычности, Сахаров был человеком своего времени. Великим шестидесятником – а они были не только в СССР, но и на Западе.

Ученые, часто имевшие отношение к созданию Бомбы, которые поневоле почувствовали ответственность не только за свою науку, но и за то, что до них и после них было только «бизнесом политиков» - за судьбу Человечества. Никогда – ни до, ни после (то есть с 1980-90-х годов) ученые не имели такого авторитета в обществе. Только в 1950-70-е годы. На это время и пришлась деятельность Сахарова.

Сахаров был, прежде всего, честным интеллигентом, в полном объеме этого понятия. Трижды герой социалистического труда, как положено русском интеллигенту, презирал чины и ордена. Вхожий в самую сердцевину госмашины, он отторгал бюрократию – ее ценности, дух чинопочитания и образ жизни номенклатуры. Один из самых высокооплаченных в СССР людей, скопивший в начале 1960-х сотни тысяч рублей (неслыханные по тем временам деньги!) – бессеребренник. Все свои деньги отдал на онкологическую больницу (естественно, сделал это тихо, непублично – как и сам он был абсолютно секретным человеком). Жил в скромной московской квартире. Один из главных конструкторов оружия - не любил военщину.

Примерно такими же – по взглядам, мировоззрению - были многие его коллеги по атомному проекту – академики Тамм, Леонтович, Зельдович, Гинзбург, даже Харитон, директор крупнейшего в стране военного НИИ. Академик Ландау был даже куда более «ранним антисоветчиком» - он еще в 1950-е годы называл советскую власть «фашистской», Сталина и Ленина – «первыми фашистами». Сахарову тогда подобное и в голову не приходило. Впрочем, в отношении Ленина и советской власти он таких крайних оценок и до конца жизни, как я понимаю, не придерживался. Но никто из этих физиков не стал «профессиональным диссидентом» - только Сахаров.

Нет места описывать, как это постепенно произошло. Конечно, здесь большую роль сыграла его жениться на Е.Г.Боннер. Но кгбшные сказки про «сионистскую ведьму, соблазнившую честного русского советского ученого» - полная чушь. Главным в личности Сахарова было его собственное мнение. Сахаров был упрям интеллектуальным упрямством – самым непобедимым из всех видов упрямства.

Поняв, «логически вычислив» что есть Истина, он стоял на этом как любой подвижник – «здесь стою, и не могу иначе». Возможно, эта интеллектуальная храбрость была связана и с тем, что тогда – в 1960-80 годы – все-таки не было кровавого террора. Во всяком случае, Сахарову он не угрожал. Впрочем, академик И.П.Павлов и в 1930-е годы (!) не боялся в письмах Молотову прямо критиковать Советскую власть. «Своим умом дошел» - и все тут.

Писатель-диссидент Синявский говорил, что у него с Советской властью «стилистические разногласия». У Сахарова были разногласия интеллектуальные. Как говорится, она «оскорбляла его разум». Он «вычислил», что эта власть расточительна, опасна для народа, несправедлива, ведет страну в тупик. Сахаров был готов еще и еще раз проверить и повторить свои «политические вычисления» - как положено честному ученому, он проверял и перепроверял свои выводы. Но если его «вычисления» казались ему правильными, то он не мог «оскорбить свой разум» (а точнее – «предать свой разум») и, ради страха или за деньги (удобства, карьера и т.д.), отступиться от того, что считал верным.

Разумеется, это никак не значит, что Сахаров был человеком, «приятным во всех отношениях». Беспощадно честные интеллектуалы – люди часто, наоборот, очень тяжелые «по жизни». Во всяком случае для нас, кто знает, что 2+2 = «чему-то в промежутке от 3 до 5», неудобно и неприятно иметь дело с теми, кто с ослиным упрямством тихо, не несгибаемо повторяет «4».

Евтушенко написал: «ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее. Он знал, что вертится Земля – но у него была семья». Кстати, сам Евтушенко «хотел жить – умел крутиться». Сахаров хотел думать последовательно и до конца – и не имел поэтому возможности «выкручиваться».

Неколебимая твердость убеждений вовсе не доказывает, что эти убеждения - «правильные». Например, Сахаров, как мне кажется, был из тех «прогрессоров» (термин Стругацких), кто видит прогресс слишком линейно. Сам открыв для себя то, что ему казалось Истиной, он не был склонен вносить в нее поправку на то, что сотни миллионов людей так не видят, или боятся видеть, или не хотят видеть и т.д. Наконец, сами эти убеждения в любом случае – далеко не Абсолютная Истина, каковой, как известно, в социальной жизни вообще не существует. Честные убеждения (как и бесчестно-конформистские) могут быть либеральными – или консервативными, гуманистическими – или мизантропическими, интернационалистскими – или расистскими. Например, недавно самый выдающийся ученый современного мира, открывший строение ДНК, Д.Уотсон пришел к выводу об интеллектуальном неравенстве различных рас. И хоть и в вежливой форме, но бесстрашно, вполне ясно и непреклонно об этом сказал. Естественно, в современном западном мире это – абсолютное диссидентство, и за высказывание таких взглядов он и поплатился. Конечно, его никто не «ссылал в Горький», и не отбирал премии, но неприятности он получил в полном объеме.

Идеи Сахарова о конвергенции – взять все лучшее у капитализма и соединить со всем лучшим у социализма – были типичными для 1960-х и оказались нереальными в нашей стране, в нашей жизни. И, кстати, неясно, как бы Сахаров отнесся к радикальным реформам 1990-х. Боннер и один из самых близких к Сахарову людей – известный диссидент С.А.Ковалев – эти реформы поддержали. Но это не значит, что мнение Сахарова было бы таким же.    
Я все это говорю к тому, что Сахаров заслуживает как минимум честной оценки – а не «засахаренно-либеральной» или «уксусно-консервативной». А честная оценка включает и понимание того, что он был – как любой человек – ограничен в своих взглядах. И как очень редкий человек абсолютно, прозрачно честен и точен в высказывании и отстаивании своих взглядов. Добросовестный ученый – в очень недобросовестной сфере общественно-социальных размышлений и дел.

Содержание конкретных работ Сахарова сегодня (как, собственно и тогда) малоизвестно широкой публике. Его идеология сегодня – как и при его жизни – в полном объеме мало кем разделяется. Но тогда он был нравственным авторитетом для многих. Сейчас – для очень немногих. Потому что тогда, в условиях тоталитарной и давящей власти, многие абсолютно серьезно относились к проблема идеологии и мировоззрения. А сейчас почти все к этому вполне равнодушны, видят здесь лишь повод для стеба и гламура. А к стебу и гламуру Сахаров уж никак не подходит.

Леонид Радзиховский
, специально для Актуальных Комментариев

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".