Статья
11 Февраля 2011 19:50

Толерантные шайтаны

Толерантные шайтаны
Фото: Shutterstock

<p>Президент России Дмитрий Медведев предлагает усилить уголовную ответственность за разжигание межнациональной вражды, подключить к проверке учебников в школах прокуратуру, а также подумать над созданием структуры, координирующей нацполитику. Об этом глава государства говорил в Уфе на заседании президиума Госсовета, посвящнного вопросам межнациональных отношений.</p>
<p>Дмитрий Медведев призвал органы прокуратуры, следствия и суда при квалификации преступлений, связанных с разжиганием национальной розни, учитывать возможности особо тяжких последствий таких действий.</p>
<p>Президент признал, что «у нас зачастую очень строгие санкции не работают просто потому, что такова уголовная политика». Поэтому, по мнению президента, «прежде всего это вопрос того, как понимают соответствующие санкции работники прокуратуры, следствия и судьи». «Если такого рода преступления рассматриваются, как тяжелые, то и наказание наступает за них серьезное, если рассматривается, как мелочь - подумаешь, написал что-то в Интернете, плевать на это, он же никого не зарезал - то и наказание за это условное», - пояснил Дмитрий Медведев. При этом он обратил внимание на то, что «зачастую такого рода деятельность создает почву для возникновения колоссальных конфликтов, включая самые тяжелые и иногда даже кровавые».</p>
<p>Как подчеркнул президент, «квалификация - это вопрос следствия и суда, но хотелось бы обратить внимание тех, кто надзирает за законностью в этой сфере, что эти преступления могут создавать основу для совершения других, особо тяжких преступлений». «И именно из этого нужно исходить при принятии решения о квалификации таких преступлений», - считает глава государства.</p>
<p>Дмитрий Медведев заявил, что случаи использования в регионах учебников, не прошедших федеральную экспертизу, должны стать предметом рассмотрения прокуратурой. В ходе заседания глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сообщил, что к учебникам и пособиям, издание которых контролируется на федеральном уровне, претензий нет, однако в целом ряде регионов применяются учебники, которые не вошли в федеральный список.</p>
<p>Он добавил, что это «нарушение закона». «Даже преподавая региональный компонент, школы должны руководствоваться общим списком учебников. Мы обратились к соответствующим региональным службам, чтобы они жестче контролировали, и у меня просьба, обращение к губернаторам, чтобы они со своей стороны обратили внимание и жестче отслеживали то, что только учебники, прошедшие федеральную экспертизу, могут использоваться для преподавания всех частей курсов в школах», - сказал министр.</p>
<p>Глава государства в этой связи заметил, что, если это основано на требованиях закона, то помимо губернаторов на эту тему нужно обратиться к прокурору, потому что «за соблюдением законов следят не только руководители регионов». «Если это где-то не действует, тогда обращайтесь к прокурорам», - сказал Дмитрий Медведев.</p>
<p>Глава государства предлагает создать специальную надведомственную структуру, которая займется координацией работы министерств по вопросам развития межнационального сотрудничества. «С учетом того, что у нас национальная политика вменена в обязанность Минрегиона, но у министра нет функции координации по линии других министерств, поэтому я считаю возможным создать координационный совет или комиссию для того, чтобы обсуждать эти вопросы», - заявил Дмитрий Медведев на заседании. По его мнению, такую комиссию мог бы возглавить чиновник на уровне заместителя председателя правительства РФ.</p>
<p>«Подумайте, поручение на эту тему я дам», - сказал президент. По словам Дмитрия Медведева, необходимо более полно использовать потенциал общественных палат в регионах для налаживания межнационального взаимодействия.</p>
<p>Дмитрий Медведев считает также необходимым создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий по урегулированию межнациональных конфликтов. «Я знаю, как много усилий прилагают религиозные организации для поддержания межнационального мира, потому что они понимают, что без такового духовное общение становится невозможным», - сказал Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета РФ по вопросам укрепления межнационального согласия в России.</p>
<p>Чтобы эта деятельность была поднята на новый уровень, президент РФ полагает правильным «создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий по урегулированию конфликтов на национальной почве». При этом Дмитрий Медведев подчеркнул, что в эти рабочие группы должны входить представители разных конфессий, «даже если те или иные представители конфессий не чувствуют проблем со стороны собственной паствы». «Я прошу руководителей субъектов Федерации этому начинанию оказать максимальную поддержку», - подчеркнул Дмитрий Медведев.</p>
<p>Он отметил, что аналогичную группу можно сформировать и в президентском Совете по взаимодействию с религиозными объединениями, «потому что это вполне практическая работа, исключительно важная и сложная».</p>
<p>На Госсовете речь шла, в том числе, о воспитании толерантности среди молодежи.  Президент поручил проанализировать содержание школьных учебников, а также гуманитарных дисциплин в учебных заведениях с точки зрения качества гражданского воспитания.  «Нужно внимательно проанализировать содержание учебников, методики преподавания, в том числе гуманитарных дисциплин, прежде всего - гуманитарных дисциплин, формы общественной работы со школьниками и со студентами», - сказал Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что, безусловно, нужно внедрять «новые практики формирования современной личности в духе толерантности, гуманистического отношения друг к другу».</p>
<p>Дмитрий Медведев отметил, что причины рассмотрения на президиуме именно темы межнационального согласия хорошо понятны. «Это просто знак того, что у нас здесь не все благополучно. Я хотел бы сразу предостеречь всех от избыточного драматизма по этому поводу. Мы не должны переоценивать угрозу, которая существует, но в то же время мы должны быть во всеоружии для того, чтобы межнациональный мир, межконфессиональное согласие в нашей стране были реальным достижением всей истории нашего государства», - сказал глава государства.</p>
<p>Он сообщил участникам заседания, что в ближайшее время внесет в Госдуму законопроект, запрещающий участвовать в обучении и воспитании молодежи людей, замеченных в разжигании национальной розни. Как подчеркнул Дмитрий Медведев, «есть люди, абсолютно непригодные для того чтобы учить других на профессиональной основе». «Это люди, которые уже были замечены в разжигании межнациональной розни, а тем более судимы за разжигание межнациональной розни», - сказал президент. По его словам, «они не должны вообще заниматься воспитанием детей, молодежи». «В законодательстве использование их труда должно быть прямо запрещено», - заявил Дмитрий Медведев.</p>
<p>До начала Госсовета президент посетил Уфимскую соборную мечеть и побывал в резиденции Верховного муфтия России. Верховный муфтий, председатель центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин встретил главу государства у входа в мечеть, построенную в 1788 году на основании указа Екатериной II. «Это и исторический, важный храм, и памятник архитектуры. Чувствуется, что это намоленное место», - сказал Дмитрий Медведев.</p>
<p>«Башкирия - республика, где на протяжении веков жили люди разных вероисповеданий и культурных традиций, но жили и живут дружно», - подчеркнул Дмитрий Медведев. «Межнациональное согласие всегда было заботой нашего государства, это исключительно важно и сейчас с учетом того, что есть разные люди, - сказал президент и добавил: - Шайтанов хватает не только рогатых, но и двуногих».</p>
Комментарии экспертов
<p>России необходима популяризация толерантности. Для этого нужно акцентировать внимание на изучение и в школах, и в ВУЗах истории и культуры нашей собственной страны.<br />
<br />
Понимание толерантности и национального многообразия приходит благодаря знаниям о разных народах, населяющих Россию, о культурных традициях как самого многочисленного нашего народа – русских, так и малочисленных народностях Северного Кавказа.<br />
<br />
Толерантности можно достичь не только через образовательные программы, но и через систему туризма и различные молодежные мероприятия.<br />
<br />
В этом вопросе необходим целый комплекс мер. Необходимо проводить социо-культурные диалоги, обсуждать идеи сотрудничества и взаимного обогащения. Важно, наконец, даже простое общение. И, конечно, актуальны спортивные мероприятия, олимпиады и все, что молодежь привлекает и собирает ее вместе, когда национальные различия отходят на задний план.<br />
<br />
Что касается понятия «российская нация», так оно у нас уже давно используется. Если мы говорим о том, что у нас есть национальные интересы страны, национальные проекты, если у нас есть национальная олимпийская команда (не русская, не чувашская, не татарская, а именно российская), то тогда почему же нельзя российский народ считать гражданской нацией?<br />
<br />
Поэтому, не надо ничего утверждать специально. Все уже давно существует.<br />
<br />
Нельзя, конечно отрицать того, что у нас наблюдается некий всплеск национализма. Речь идет и о наличии русского национализма, как и татарского, и кавказского национализмов, и т.д. Эти формы национализма у нас дали о себе знать после «перестройки», когда государство перестало быть единственным источником давления на сознание граждан. <br />
<br />
Обострение в последние годы наблюдается по ряду причин. Может, государство мало занималось этим. Может, это происходит оттого, что политическая борьба и политические участники стали обращаться к подобным аргументам, чтобы получать голоса в свою поддержку. Может быть от того, что молодежь оказалась в какой-то мере под влиянием радикальных националистических идей. Ведь национализм такого плана, как у нас, проявляется и активизируется и в других странах мира. Например, во многих европейских странах мы видим выступления радикалов, в том числе ультраправых, против миграции.<br />
<br />
В этом смысле инструменты, находящиеся в руках у духовенства, очень действенны. Мировые религии обладают большим гуманитарным потенциалом, поскольку не делят народ на этнические группы и нации.<br />
<br />
Поэтому религиозные конфессии могут и должны влиять на молодежь. Нужны проповеди, различные акции, обращения. Духовенство должно помочь государству и обществу решить проблему национализма.<br />
<br />
Однако только усилий церкви, проповедующей примирение, не достаточно. Необходимы проявление воли и немалых усилий со стороны государства и упрочение институтов гражданского общества.</p>
<p>Для популяризации толерантности нельзя ни в коем случае сваливаться в реваншизм и идти на поводу у Европы. Недавно в Мюнхене премьер Великобритании заявил о кризисе мультикультурности. По большому счету, Европа расписалась в собственном бессилии. Видимо, экономический кризис стал предтечей кризиса политического.<br />
<br />
В России уже появились горячие головы, потирающие руки и ждущие европейского эха как манны небесной. Они не совсем осознают, что рост националистических настроений в центре страны может окончательно уничтожить Россию. <br />
<br />
Безусловно, определенное значение в вопросе укрепления и популяризации толерантности принадлежит религиозным институтам. У нас существует проблема исламского образования. Большинство молодых ребят, желающих изучать ислам, приезжает в Россию обратно из иностранных университетов и начинает здесь проповедовать ислам, неадаптированный для России ввиду отсутствия исламского конкурентного образования внутри страны. Одно из главных решений этой проблемы – это возможность увеличения светских преподавателей в религиозном образовании.<br />
<br />
РПЦ, на мой взгляд, тоже должна расширить сеть преподавателей и усилить роль православного воспитания. Однако, на самом деле, я бы не стал особо выделять роль отдельно православной церкви. Нужно говорить о роли всего духовенства, не акцентируя внимания на конкретных конфессиях. Ислам, иудаизм, буддизм и православие – все эти конфессии основываются на 10 заповедях. И нужно искать точки соприкосновения.<br />
<br />
На мой взгляд, укреплению толерантности послужит и популяризация такого понятия, как «российская нация». В этом понятии есть нечто надэтническое, надрелигиозное. Это путь к построению гражданского общества, основанного на универсальной идентичности.<br />
<br />
На самом деле, параллели российской нации с советским народом в данном случае вполне уместны. Советский народ – это, действительно, один из уникальных опытов, когда существовала единая общность вне зависимости от национальной или социальной принадлежности человека.<br />
<br />
Для популяризации понятия «российская нация» нужно только время и кропотливая работа. Акцент необходимо делать на молодежь.<br />
<br />
Молодежь, особенно в последнее время, является движущей силой во всем мире. Так вот, она может стать деструктивной силой, а может стать и созидающей. Потому так важно работать именно с молодежью.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".