Комментарий
20 Сентября 2014 17:02

Только предпосылки

Михаил Леонтьев политологМихаил Леонтьев

Михаил Леонтьев
политологМихаил Леонтьев

Киевские власти и восточноукраинские ополченцы договорились о всеобщем прекращении огня, создании зоны безопасности на текущей линии соприкосновения, отводе тяжелых вооружений от этой зоны и населенных пунктов и развертывании мониторинговой миссии ОБСЕ.

Минский меморандум «Актуальным комментариям» прокомментировал политолог, журналист Михаил Леонтьев.

«Надо было сломать всю конфигурацию взаимоотношений в Европе и мире, нагадить огромному количеству компаний и корпораций, выстраивавших десятилетиями сотрудничество с Россией, надо было пролить реки крови, превратить Украину в какого-то экономического супербанкрота, уничтожить в значительной степени инфраструктуру и потенциал Донбасса для того, чтобы вернуться именно к той схеме, которую Россия предлагала еще до переворота — это нейтрализация и федерализация Украины.

Сейчас эти девять пунктов касаются, в первую очередь, абсолютного прекращения огня, это подтверждают заявления различных политиков.

Ситуация смешная — страны, которые сами исповедуют глубочайший федерализм, такие как Соединенные Штаты и Германия, почему-то бешено сопротивлялись этой совершенно логичной, двадцать лет как выдвигаемой концепции спасения Украины, которая представляет собой несколько разных идентичностей, которые могут нормально сосуществовать только в условиях неконфликтной реализации своих возможностей.

Для России это колоссальный компромисс. Нейтрализация Украины для России — это колоссальный шаг навстречу своим геополитическим противникам. И это симметричная и вполне достойная для наших геополитических противников сделка. Альтернативой этой сделки является политический, военный и геополитический разгром России. Но эта цель не достижима.

Наступает ожидаемое отрезвление наших западных партнеров, и в первую очередь, Соединенных Штатов. Процесс идет явно на основании некой общей договоренности между нами и американцами. И именно поэтому Порошенко перестал выступать с самобытными идеями, или, во всяком случае, он выступает с ними только перед своей специфичной аудиторией, но это никакого отношения к процессу не имеет. Порошенко выглядит чрезвычайно кротким и исполняющим задачу, которая решена и обговорена без него, что и требовалось доказать. Украина не субъектна, с одной стороны, с другой стороны, никому кроме России она не нужна совсем. Поэтому никому и не нужен был, по большому счету, мир на Украине.

Эскалация зашла в тупик, как и вся эта история с санкциями, потому что дальше идет уже война, которая, с одной стороны, развязывает руки России полностью, а с другой стороны, окончательно добивает все формы кооперации, которые были. И санкционное давление, и все остальное преследовало цель Россию запугать, продавить. Поскольку продавить не удалось, следующие санкции будут уже карательными. На карательные санкции следуют симметричные карательные же ответы. Это реально война, к войне никто не готов.

Если мы посмотрим на блок НАТО, то поймем, что объединяет консенсусно блок НАТО, что полностью объединяет в одном флаконе Эстонию или Соединенные Штаты, Италию или Турцию. Это блок стран, которые категорически отказываются проливать кровь в войне с Россией. Вот всё, что находится за рамками блока НАТО, оно может быть использовано как пушечное мясо. А вот эти ребята, даже румыны и латыши, не говоря уже о немцах, французах и американцах, бросать свои регулярные подразделения на войну с Россией не собираются ни при каких обстоятельствах. В этом смысле блок НАТО — это гарант мира как отсутствия глобальной войны с Россией, потому что этот вариант категорически неприемлем для стран-участников НАТО.

- Сможет ли Порошенко удержать мир? Принятие законов по особому статусу Донбасса уже вызвало недовольство нацрадикалов, Ярош выдвигал ультиматум Президенту Украины. Согласится ли Новороссия на ограничение ЛНР и ДНР нынешней линией фронта?

- Минский меморандум — это начало процесса, который не может быть остановлен.

Ярош — клоун, но за этим клоуном стоят определенные движущие силы. Украина управляема реально только в условиях войны, но при этом она не может вести войну. Это пат. Почему я думаю, что те условия, на которых настаивает Россия, так или иначе, рано или поздно будут приняты полностью? Потому что этот пат не позволяет Украине существовать: войну она вести не может, во всяком случае, на сегодняшний день и на обозримый среднесрочный период, а мирно существовать она тоже не может, потому что тогда начинается война всех против всех, внутренняя, и Ярош — просто симптом этого.

Когда мы говорим о федерализации Украины, как бы это не предъявлялось сейчас, очевидно, что для Донбасса неприемлемы границы самоуправления по действующей линии фронта. Поэтому сейчас речь идет не о самоуправлении, а о прекращении огня, то есть о состоянии устойчивого перемирия, только в рамках которого можно вообще о чем-то говорить.

Естественно, что Донецкая и Луганская республики будут добиваться прав в границах Луганской и Донецкой областей, но автоматически таких же прав начнут добиваться не только области юго-востока, но и другие регионы Украины, и, безусловно, их получат, потому что у Киева нет возможности их не дать. Там будут действовать самые разные интересы, в том числе интересы тех же самых Коломойских, которые являются удельными князьками и которым нужно свое удельное княжество легитимировать. К примеру, Закарпатье с гражданином Балагой, который тоже хочет быть не хуже Коломойского. Безусловно, захотят своих прав Волынь и Галичина.

Продуктивная модель для Украины есть, она называется Босния и Герцеговина. Понятно, почему американцы пошли легко на такое физическое разделение, де факто существование двух государств под одной формальной крышей, по одной простой причине — иначе эти государства жить не могут. Но было проще, потому что там один хозяин.

Федерализация Украины подразумевает реальные международные гарантии, то есть соглашение сторон между Россией и Западом по гарантиям нейтралитета. Когда мы рассуждаем о том, на что согласятся и на что не согласятся ополченцы, надо отдавать себе отчет, что в значительной степени эти отряды не являются ни регулярной армией, ни регулярной политикой. Тезис «за что мы кровь проливали» имеет императивное значение. И свои принципы люди не сдадут.

Можно уговорить Донбасс на формальное существование в составе некой единой Украины, если все их права гарантируются в юридическом формальном смысле Россией. Больше никаких других гарантий они не примут. Москва должна выступить гарантом абсолютного самоуправления Новороссии, а это означает сохранение и реализацию культурной идентичности, возможностей внешнеэкономической деятельности с Россией вне зависимости от воли остальных регионов, и, по сути, это означает действительно раздельное существование и проживание. Безусловно, все внутреннее устройство самостоятельное, включая суд, полицию, силовые органы.

Может существовать какое-то подобие украинской армии, но на самом деле всему человечеству будет легче жить, если в рамках этой нейтрализации у Украины практически этой армии не будет, потому что гарантии и ее безопасности будут обеспечиваться соглашениями между Европой, Америкой и Россией. И не понятно тогда, кто еще может напасть на бедную Украину, кроме ИГИЛа.

Нейтрализация Украины необходима. Я помню разговоры о том, что украинцы не будут воевать друг с другом. Это с каких это пор украинцы перестали воевать друг с другом?! Самая кровавая гражданская война, самое кровавое гражданское противостояние всегда проходило именно на Украине. Кровавое, чрезвычайно жесткое с обеих сторон, если эти стороны ограничить двумя, а их иногда было гораздо больше.

- Можно ли назвать минский меморандум по Новороссии началом федерализации Украины в целом?

Мы сейчас присутствуем не на федерализации, мы сейчас присутствуем при обеспечении предпосылок для федерализации. Предпосылок, при которых ничего другого просто предложить нельзя. Представить себе сильную легитимную и сверхпопулярную власть Порошенко, предоставившего реально огромные права Донбассу (а тут он никуда не денется), отказывающегося предоставлять эти права всем остальным регионам Украины, — вот это фантастика. Поэтому Киев никуда не денется и от предоставления таких прав и другим регионам.

Сейчас все стороны конфликта и международное сообщество сошлись на том, что другого решения, кроме решения, которое предполагалось с самого начала Россией, не существует. Да, есть другие варианты, есть вариант военного разгрома, третьей мировой войны с применением ядерного оружия в широких масштабах, гибели человечества, есть вариант уничтожения Украины, если Запад не вмешается, и ликвидации ее как государства вообще в условиях военной победы одной из сторон. Но все эти варианты в дипломатических кругах даже обсуждать не очень позитивно, во всяком случае, дипломатия этими вариантами не занимается. А в рамках дипломатии существует один вариант — это российский, и других никаких нет и быть не может».

Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев»

1 Марта 2017 Анонс
Заседание контактной группы
 Заседание контактной группы 1 марта в Минске состоится очередное заседание участников ТКГ по урегулированию ситуации на востоке Украины и ее рабочих подгрупп, сообщил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик по итогам прошедшего в Минске 15 февраля заседания контактной группы.
22 Февраля 2017 Новости  Климкину посоветовали навести порядок Министру иностранных дел Украины Павлу Климкину необходимо вначале разобраться с внутриукраинскими проблемами, прежде чем выступать с инициативами о лишении России права вето в Совете Безопасности ООН, заявила представитель МИД РФ Мария Захарова. 22 Февраля 2017 Новости  Савченко отказалась от неприкосновенности Нардеп Надежда Савченко заявила о решении отказаться от депутатской неприкосновенности. Шаг Савченко - хорошая попытка восстановить свой моральный статус и политический капитал, которые за последние месяцы оказались довольно сильно исчерпаны.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".