Топливный вопрос
В конце апреля-начале мая в целом ряде российских регионов разразился топливный кризис: в розничной торговле и работе предприятий начала ощущаться нехватка бензина и горюче-смазочных материалов. Меры для стабилизации ситуации были оперативно приняты на федеральном уровне; региональные власти в большинстве случаев не проявили собственной инициативы. Дефицит топлива отмечался в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Московской, Сахалинской областях, в Хакасии, республике Алтай и в Алтайском крае.
О жестких мерах по борьбе с дефицитом вскоре после появления сообщений о кризисе заявил Владимир Путин. Первоочередным решением стало существенное повышение экспортной пошлины на бензин уже с 1 мая – на 44%. Одновременно премьер-министр поручил членам правительства рассмотреть возможность уменьшения налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на топливо. Это позволит компенсировать «выпадающие» доходы нефтяных компаний. Наконец, было принято решение о запрете биржевых сделок нефтяных компаний с аффилированными структурами. Выбор в пользу независимых покупателей топлива, по логике Центра, уменьшит возможность для спекуляций и ценового сговора, который и явился причиной кризиса: на фоне повышения мировых цен на нефть резко возрос объем поставок бензина на экспорт, а на внутреннем рынке из-за низкого предложения при сохранении спроса необоснованно возросла цена.
Стоит отметить политический смысл федерального вмешательства в рыночные реалии. Государство призвало нефтяные компании к очередному проявлению «социальной ответственности», указывая на возможность дальнейших жестких решений в случае недостаточной лояльности. Так, обсуждается возможность законодательного определения случаев, в которых допускается введение заградительных пошлин на экспорт нефти, и прочих мер госрегулирования. В преддверие думской, президентской и региональных парламентских избирательных кампаний Центр заинтересован в поддержании стабильности социально-экономической ситуации и сокращении предпосылок для возможного роста протестных настроений (ажиотажный спрос на бензин можно рассматривать в этом качестве).
Минэнерго уже согласовало с нефтяными компаниями планы поставок топлива в субъекты федерации: в мае весь бензин останется на внутреннем рынке. Метод «ручного управления», традиционно используемый на федеральном уровне для разрешения социально значимых конфликтов бизнес-интересов, судя по всему, окажется вполне эффективным для преодоления топливного кризиса. При этом механизм достижения компромисса между интересами бизнеса и государства фактически не предусматривал вовлечения в этот процесс региональных администраций. Отстраненная позиция глав субъектов во многом была мотивирована произошедшими с начала 2000-х гг. изменениями стратегии действия крупного бизнеса в регионах: игроки федерального масштаба последовательно развивали экспансию, и в настоящее время они занимают доминирующее положение в экономике большинства территорий, особенно в сырьевых отраслях. В связи с этим региональные элиты лишились части ресурсной базы, но вместе с тем и уменьшили свою ответственность за процесс регулирования ситуации на рынке и разрешение споров, имеющих принципиальное значение для развития социально-экономической ситуации.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев