Статья
856 9 мая 2011 12:11

Топливный вопрос

В конце апреля-начале мая в целом ряде российских регионов разразился топливный кризис: в розничной торговле и работе предприятий начала ощущаться нехватка бензина и горюче-смазочных материалов. Меры для стабилизации ситуации были оперативно приняты на федеральном уровне; региональные власти в большинстве случаев не проявили собственной инициативы. Дефицит топлива отмечался в Санкт-Петербурге, Воронежской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Московской, Сахалинской областях, в Хакасии, республике Алтай и в Алтайском крае.

О жестких мерах по борьбе с дефицитом вскоре после появления сообщений о кризисе заявил Владимир Путин. Первоочередным решением стало существенное повышение экспортной пошлины на бензин уже с 1 мая – на 44%. Одновременно премьер-министр поручил членам правительства рассмотреть возможность уменьшения налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на топливо. Это позволит компенсировать «выпадающие» доходы нефтяных компаний. Наконец, было принято решение о запрете биржевых сделок нефтяных компаний с аффилированными структурами. Выбор в пользу независимых покупателей топлива, по логике Центра, уменьшит возможность для спекуляций и ценового сговора, который и явился причиной кризиса: на фоне повышения мировых цен на нефть резко возрос объем поставок бензина на экспорт, а на внутреннем рынке из-за низкого предложения при сохранении спроса необоснованно возросла цена.

Стоит отметить политический смысл федерального вмешательства в рыночные реалии. Государство призвало нефтяные компании к очередному проявлению «социальной ответственности», указывая на возможность дальнейших жестких решений в случае недостаточной лояльности. Так, обсуждается возможность законодательного определения случаев, в которых допускается введение заградительных пошлин на экспорт нефти, и прочих мер госрегулирования. В преддверие думской, президентской и региональных парламентских избирательных кампаний Центр заинтересован в поддержании стабильности социально-экономической ситуации и сокращении предпосылок для возможного роста протестных настроений (ажиотажный спрос на бензин можно рассматривать в этом качестве). 

Минэнерго уже согласовало с нефтяными компаниями планы поставок топлива в субъекты федерации: в мае весь бензин останется на внутреннем рынке. Метод «ручного управления», традиционно используемый на федеральном уровне для разрешения социально значимых конфликтов бизнес-интересов, судя по всему, окажется вполне эффективным для преодоления топливного кризиса. При этом механизм достижения компромисса между интересами бизнеса и государства фактически не предусматривал вовлечения в этот процесс региональных администраций. Отстраненная позиция глав субъектов во многом была мотивирована произошедшими с начала 2000-х гг. изменениями стратегии действия крупного бизнеса в регионах: игроки федерального масштаба последовательно развивали экспансию, и в настоящее время они занимают доминирующее положение в экономике большинства территорий, особенно в сырьевых отраслях. В связи с этим региональные элиты лишились части ресурсной базы, но вместе с  тем и уменьшили свою ответственность за процесс регулирования ситуации на рынке и разрешение споров, имеющих принципиальное значение для развития социально-экономической ситуации.

Оксана Гончаренко
, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".